Мистическое познание




Мистическое познание

 

Св. Иерониму принадлежит блестящий афоризм, определяющий различие между философией и религией: «Платон поместил душу человека в голове; Христос поместил ее в сердце». На самом деле все различия между философией, религией, мистикой, конечно же, коренятся в нашем сознании, в структурах нашего сознания. «Я» - это структура моего сознания, удерживающего меня в неолите или, наоборот, проникающего в далекое будущее. Сущность идеализма, сформулированная в нескольких словах: мое сознание - это моя крепость (увы, слишком шаткая у 99% когда-либо живших на земле). Потому-то так много материалистов и за всю историю человечества - горстка посвященных, осененных, просветленных...

 

Самая большая ошибка рационализма - попытка выдать дискурсивное мышление, научное познание за единственный и исключительный способ развития ума и эволюции знания. Между тем, еще К. Г. Юнг в своей теории психологических типов ярко продемонстрировал опасность тоталитарных поползновений в самой сокровенной области человеческого - психике. Существует столько типов мышления, сколько психологических типов, и преобладание одного из них над другими разрушительно для культуры.

 

Истина мистики отличается от истины науки тем, что ее нельзя обрести извне. Внешняя истина едина для всех, внутренняя - каждый раз обнаруживается заново. Мистическая истина всегда индивидуальна, а не универсальна. Будда может открыть ее, но не может передать другому. Красота и уникальность внутренней истина в том, что ее можно открывать бессчетное число раз - всегда заново! И каждый раз ее открытие несет блаженство!

 

Гипертрофия рационального мышления не могла не сказаться на наших оккультных способностях: отсутствие тренировки любого органа ведет к его гипертрофиии. Отрыв от наших подсознательных корней обрекает нас на серую повседневность, более не расцвеченную яркими красками видений. Мы действительно «сели на мель» сознания.

Нынешняя цивилизация вовлекла множество людей в рутинные занятия, которые редко будоражат волю, не говоря уже о воображении. Речь идет не столько об угашении духа, сколько об утрате духовного экстаза - состояния, в котором творили величайшие пророки и поэты. Результат неизбежен. Мы подобны четырехмоторным самолетам, которые, выключив три двигателя, еле тащатся на одном моторе. Наши природные психические способности находятся на грани полного угасания.

 

Сегодня мы пожинаем плоды «рационалистической» цивилизации, созданной мыслительным типом, психика которого зафиксирована на логической формуле, идее фикс.

 

Для России, менталитет народа которой чужд мыслительному типу, его господство в XX веке стало особенно трагичным. Мир может наглядно убедиться, каким страшным, разрушительным, долговременным оружием является господство определенного типа людей, определенного психологического типа, определенной идеологии, определенного мировоззрения.

 

Сегодня рационализм - загнивающая идеология, трещащая по всем швам. Рационалисты постепенно становятся такими же «последними из могикан», как когда-то - язычники и огнепоклонники. Святая инквизиция, трансформирующая заветы Христа в пыточные камеры; коммунизм, превративший фантазии экзальтированных любителей молочных рек в кисельных берегах в реалии ГУЛАГа; фашизм, претворивший национальную идею в разбросанные по миру лагеря смерти; международный терроризм, направляющий убийц в толпы мирных людей в борьбе за первобытные идеи, а в еще более широком масштабе обнаруженные Фрейдом, Юнгом, Захер-Мазохом явления мазохизма, некрофилии, саморазрушительности, «темной ночи души» и т. д., и т. п. - разве всё это не серия ударов по рациональной концепции мироустройства? Разве неискоренимость, «встроенность» в сознание огромных человеческих масс мистики, магии, мантики не является мощным аргументом против человеческого рационализма, кстати, весьма даже склонного к принятию чуда?

 

Нас слишком долго учили доверять разуму, и это хорошо, но еще лучше, доверяя разуму, не забывать сверхсознательное, дарящее нам - пусть не формулы земли, но образы неба; символы иного, как говорил А. Белый. Мистическое познание и есть добыча символов иного, ибо само духовное знание - «только символ», или - «символизация небольшого отрезка будущего пути нас всех». Как учил Р. Штейнер, познавательная деятельность - сфера инспиративных и интуитивных миров: «Она сама - живой образ, неразложимый в терминах; и потому-то наши слова о деятельности - только символ».

 

Кстати, сам Андрей Белый - такой символ: все современные ему философы признавали за поэтом особый дар предвидения: «Его сознание подслушивало и подмечало всё, что творилось в те канунные годы как в России, так и в Европе; недаром он сам охотно называл себя сейсмографом» (Ф. А. Степун). «Назначение художника: увидеть. Увидели ли наши художники новую действительность в нашей старой сущности? Общее мнение, что увидел Блок. Я думаю, что увидел Андрей Белый» (Г. Шпет). Действительно, и Белый, и Блок вслед за своим учителем В. С. Соловьевым были не только поэтами, но мистиками, визионерами. Если хотите, беловская «Эмблематика смысла» действительно на три четверти мистический трактат.

 

Главное назначение великих мистических книг дать возможность читателю ознакомиться с иной мудростью, восстановить забытую работу глубинных слоев сознания. У китайского мудреца Мэн-цзы есть блистательный афоризм: «Те, кто следует великому в себе, станут великими; те, кто следует ничтожному в себе, станут ничтожными». Никто не сделает человеку хуже, чем он сам. Отрезая себя от мистического познания, ученый муж обрезает связи с иными мирами - ему не стать Ньютоном или Эйнштейном, которые раз за разом черпали из актуальной бесконечности, пытались «схватить» мир в целом.

 

Великие мистические произведения, такие как книги каббалы или «И-цзин», относятся к ночному, «лунному» знанию и пытаются создать систему «иного знания», связанного со смыслом и значением того, что находится за пределами реальности, вернее, иной, духовной реальности, соединяющей жизнь в величественное произведение. Для нас важно чувствовать, что существует другой род знания, отличный от логических законов, управляющих нашим ежедневным существованием, знание об удивительных реальностях за стенами, окружающими нас. Искусство, музыка, философия, мистицизм избегают узости повседневной реальности; но все они требуют огромных сознательных усилий; прежде чем жать, надо посеять.

 

Великие мистические произведения научают человека концентрироваться на искомом, открывают новые пути к истине. Скажем, каббала описывает сотворение мира как божественную концентрацию энергии в единый световой пучок. Не удивительно, что многие научные открытия обязаны своим происхождением не только умению их творцов к сверхконцентрации, но - знанию источников и способов добычи «лунного» знания, черпанию из мифов и оккультных учений, собственного глубинного иллюзионизма, осознанию магичности своего представления о реальности.

 

В отличие от научного опыта, передаваемого посредством книг, мистический невозможен без персонального переживания, без ясного и непосредственного постижения Предельной Реальности, которая существует лишь для людей, познавших Любовь и Тщету... Мистический опыт необъясним, он дается как свобода, как благодать...

 

По словам Иоанна Скота Эриугены, «важнейший и едва ли не единственный путь к познанию истины - сначала познать и возлюбить человеческою природу»: «Ведь если человеческая природа не ведает, что совершается в ней самой, как она сможет узнать то, что находится выше ее?». Даже мировые религии потому плохо укоренены в людях и держатся на конформизме, традициях и страхе, что подлинная религиозность невозможна без мистических переживаний, чуждых церкви.

 

Существует много реальностей, и давно пора понять, что мистическое мировосприятие - не плод фантазии людей с необузданным воображением, но особый вид познания, присущий весьма малочисленной группе людей, которые, тем не менее, питают своими откровениями большую часть человечества...

 

Мистическое провидение - не что иное как человеческая способность проникать в Душу Мира. Говоря о мистике как способе познания, следует отдавать себе отчет в том, что в древности мистика и наука не разделялись: наши предки полагали, что предназначение и смысл жизни известны высшему разуму, человеку же дан дар угадывать божественные тайны происхождения жизни и смерти. Все древние тексты - гениальные интуитивные попытки такого угадывания, продолжающего потрясать точностью попаданий.

 

Корни науки, и философии уходят к мистическим откровениям величайших пророков прошлого - Пифагору, Гермесу, Гераклиту, Эмпедоклу, Платону, и даже далекие от мистики мудрецы рано или поздно приходят к мистическим источникам знания, подобно тому, как Ницше пришел к идее вечного возврата - «глубочайшему символу, таинственному знаку над входной дверью к его творчеству».

 

«Включенность» человека в мировое единство делает его сотворцом мира: всё происходящее во многом определяется мыслями, чувствами и верой жителей планеты. Только изменив собственное сознание, мы можем изменить то, что происходит с нами.

Я глубоко убежден в том, что мистическое всеединство не противостоит человеческой личности, а дополняет человеческое «я». Оставить свой след не означает раствориться в «соборности», влить собственное сознание в общечеловеческое. Не исчезнуть, укреплять собственное «я» всеми доступными средствами, ставить перед собой все более трудные, недостижимые, невозможные задачи и решать их - вот главный путь к мистическому «слиянию». Не случайно все великие мистики не «растворились», не «исчезли».

 

Большинство из нас не догадывается, какими ментальными способностями располагает. В состоянии «безмолвия» разума и чувств, абсолютной сосредоточенности на определенном предмете могут наблюдаться самые разнообразные «эффекты йоги» - от ментальной телепортации собственного образа на другой конец земли до передачи «пиковой» информации близким людям.

 

Визионерские переживания связаны не только с психологическим типом или особенностями сознания, но с образом жизни, питанием, персональными религиозными переживаниями и экзальтациями. Расширение сознания можно стимулировать аскетизмом и пустынножительством (Святой Антоний), замкнутым объемом (Миларепа в гималайской пещере), самоистязанием (флагелланты, скопцы), гипнотическими трансами, произведениями искусства, образами природы.

 

Увы, большинство современных жителей цивилизованных стран даже не представляет себе степень обеднения духовной жизни в результате отказа от «иных миров», от мифологического, мистического, непостижимого, запредельного, сверхчувственного - всего того, что атрофируется «за ненадобностью», как атрофируются неработающие органы...

 

Мы не можем представить себе другой мир, другие обстоятельства иначе, чем по образу и подобию того мира, в котором мы живем, который сформировал наш дух и определил основные предпосылки нашей психики. Мы строго ограничены своей внутренней структурой и всем своим существом, всеми своими помыслами привязаны к этому нашему миру. Мифологическое сознание способно перешагнуть через всё это, но научное знание не может себе этого позволить. Для разума вся эта мифология - чистая спекуляция. Но для души она целебна, и существование наше без этого стало бы плоским и бледным. И нет никаких оснований так себя обкрадывать.

 

Я утверждаю, что мистика неискоренима, ибо у человека, созданного из тайны, всегда будет тяга к видениям, «торжеству случайности», полетам во сне и наяву. Я утверждаю, что в мистических фантазиях больше глубоких истин, чем во всех графиках и статистиках мира. Во всяком случае, никакими графиками и выкладками никому еще не удалось «обезоружить» поборников невозможного.

 

Мистическая психология разделяет два вида познания, отвечающие разным «я» человека: «В этом, - говорит Бремон, - заключается фундаментальная догма мистической психологии - различие между двумя Я: Animus, рациональным знанием, и Anima, мистическим или поэтическим знанием... Я, которое создает понятия и слова и очаровывает себя ими, и Меня, которое объединено с реальностью».

 

Генрих Корнелий Агриппа из Неттесхайма разделял три вида познания:

 

- конкретное, когда действующие причины процесса отыскиваются непосредственно рядом с этим процессом;

- научно-холистское, когда процесс рассматривается во взаимосвязи со всем мирозданием, и каждая вещь является частью мирового целого;

- мистическое, когда, углубившись в самого себя, дух непосредственно созерцает изначальное существо мира.

 

Валентин Вейгель назвал это высшее познание «светом благодати» и орудием великого духа Вселенной: «Когда я с Божьей помощью боролся и сражался, тогда просиял в душе моей дивный свет, который был совершенно чужд дикой природе, и только в нем познал я, что такое Бог и человек, и какое Богу дело до человека».

 

Джордано Бруно видел в высшем познании явление человеку мировой души, пребывающей во всех вещах, живящей и приобщающей их к мировому целому: «Универсальный разум есть самая внутренняя, самая деятельная и наиболее ей свойственная способность и потенциальная часть мировой души; он есть нечто тождественное, которое наполняет всё, и озаряет Вселенную, и учит природу производить роды ее существ, какими они должны быть». Правда, в этих словах дух изображается не как «газообразное позвоночное животное», однако все же как существо, подобное человеческой душе. «Как бы мала и ничтожна ни была вещь, в ней есть часть духовной субстанции, которая, найдя подходящий к тому субстрат, тянется стать растением или животным и организуется в любое тело, которое обыкновенно называется одушевленным. Ибо дух находится во всех вещах, и нет ни одной самой маленькой частицы, которая не принимала бы в себе такого участия, чтобы оживить себя в нем».

 

Хорошо известный мистикам прием познания - «слияние» с объектом, «вхождение» в тело природы в состоянии самадхи (просветления). Известно, что существуют люди-микроскопы (например, художник Д. Остройм), способные видеть внутреннее «устройство» предметов (с увеличением электронных микроскопов) и воспроизводить соответствующее изображение. Существуют люди- дефектоскопы, способные распознавать начальные стадии разрушения, скажем, деталей самолетов. Некоторые йоги в состоянии транса не только видят микробы без микроскопа, но способны влиять на движение бактерий, направляя на них свою внутреннюю энергию, прану. Большинство приемов магии также связано с установлением связи с намеченным объектом. Воздействие колдуна на объект начинается с воображаемого слияния с ним, с поглощения чужого «я» на которое, собственно, необходимо воздействовать. Вы никогда не научитесь «читать» чужие мысли, не сумеете проникнуть в сознание другого человека до тех пор, пока в вашем собственном сознании   присутствовать хоть малейший элемент недовольства этим человеком, элемент злобы, коварства, хитрости. Однако выдерживать это условие гораздо легче, чем это может кому-нибудь показаться на первый взгляд.

 

Мистицизм не в коей мере не синонимичен иррационализму, поскольку все выдающиеся мистики в своей деятельности ориентировались не на оккультные чудеса и фокусы, а исключительно на самосовершенствование, расширение собственного сознания и высшее познание. Разделяя высшее познание от профанного, эзотерику от риторики, мистика тяготеет не к сверхъестественному, а к высокодуховному, глубинному. Ни в одной серьезной книге по мистике вы не обнаружите практических советов по прикладному использованию оккультного знания, алхимических инструкций, астрологических прогнозов или магических заклинаний, поскольку всё это выходит за рамки мистической философии, прагматизм которой связан не с сотворением чудес, а с единственным чудом - свойствами человеческого сознания и их неисчерпаемыми возможностями по самосовершенствованию и восхождению на прежде неосвоенные и недостигнутые уровни духовности.

 

Естественно, мистическое мышление радикально отличается от дискурсивного, но, тем не менее, как я выяснил ранее в книге «Что такое наука?», огромное количество научных идей было предвосхищено древними мистиками, что однозначно указывает на плодотворность архаичных форм мышления, предшествовавших научному и во многом упредивших гениальные интуиции выдающихся ученых XX века. Как культуролог, я убежден в необходимости ознакомления отечественного читателя, многие десятилетия насильственно оторванного от идеалистической философии, мистической проблематики и альтернативных способов познания, с величайшей мистерией духа человеческого, позволившего за века и тысячелетия до возникновения научного знания предвосхитить современное научное понимание человека и мира.

 

Мистический опыт на является чем-то антиин-теллектуальным, смутным или исключительно иррациональным. Это способ визионерского познания реальности, незамутненная и практичная форма восприятия, глубоко связанная с глубинным пониманием человеческого существования. Как никакой иной способ познания, мистика открыта всем тем вещам, которые сокрыты от интеллекта, и распахнута навстречу тому высшему Пути, на который вступает духовидец.

 

Мистические акты, какими бы яркими они ни были, - акты целостного схватывания, лишенного дробящей целостность конкретики. Это еще одна фундаментальная причина, дополнительности научного и мистического знания, разноприродного по своему «внутреннему устройству». Мистического знания недостаточно для того, чтобы создать ракету или атомную бомбу, как научного знания недостаточно для того, чтобы жить в мире, в том числе - с собой. Вот что по этому поводу говорят махатмы: «В нашей доктрине вы неизбежно найдете синтетический метод; вы должны будете объять всё целиком - то есть слить воедино макрокосм и микрокосм,- прежде чем вы сможете изучать части по отдельности или анализировать их с пользою для своего ума. Космология есть одухотворенная физиология мира, ибо закон един».

 

Мистика - сверхчувственная мудрость, требующая не углубления в детали, а прохождения по ступеням посвящений. Когда все ступени пройдены... наступает час в жизни адепта, когда все лишения, через которые он прошел, вознаграждаются тысячекратно. Чтоб приобрести дальнейшие знания, ему не нужно более проходить путем детального и медленного исследования и сравнения разнообразных предметов, но он получает мгновенное безошибочное проникновение в каждую первичную истину.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи