Мистические традиции




Мистические традиции

 

У каждой культуры есть собственная мистическая традиция. Выражаясь современным языком, нелегко провести грань между различными спиритическими званиями и титулами. В соответствии с предназначением данной книги, я называю мистиком человека, старающегося вступить в контакт с божественным. Иногда проводят различие между мистиком и магом, ведьмой и волшебником, однако для наших целей мы будем считать мистиков более общей категорией, а магов, ведьм, шаманов, представителей боевых искусств, йогов, экстатиков, ясновидцев, целителей и других членов разнообразных духовных орденов - отдельными представителями этой обширной категории. Мистиком может стать любой человек, который стремится обрести непосредственный духовный опыт независемо от выбранной культуры и времени, в котором он живет. В более светские исторические периоды мистической тропой следовали философы, ученые, художники, танцоры и музыканты, пытавшиеся познать себя и окружающий мир.

 

В духовных традициях путь к просветлению описывается как подъем на вершину горы. Это, конечно, не значит, что чем выше и труднее, тем лучшее. Гора - это всего лишь метафора. Взбираясь на гору, вы расширяете площадь обзора, поэтому становитесь способны лучше оценить окружающую красоту. Спиритический подъем дает похожие преимущества. Вы видите целое и поэтому можете оценить прелесть отдельных частей.

Подобно тому как на вершину горы ведет множество троп, существует несметное количество спиритических дорог. Каждый из нас начинает восхождение из своей уникальной точки. Мы можем найти свой собственный путь, а можем последовать тропой, проторенной кем-то до нас. Дорога может служить лишь ориентиром, при этом не обязательно в точности следовать ей. Можно искать собственный путь, преодолевая при этом общие важнейшие вехи.

 

Мистические традиции - это тропы, ведущие на вершину. Можно идти прямо по ним, а можно использовать их как ориентиры. Можно переходить с одной тропы на другую, меняя свой жизненный путь. Когда-нибудь все они приведут на вершину, хотя одни могут быть легче или сложнее других. Кто-то идет медленно, стараясь насладиться живописными окрестностями, а кто-то стремится поскорее взобраться на вершину. Каждому человеку подходит своя дорога, однако нельзя сказать, что она лучше других. Даже те, кто, казалось бы, бродят бесцельно у подножия горы, выглядят растерянными и лишенными всякого интереса к мистике, в конце концов обретают свой путь.

 

Восток и Запад

 

В предыдущих статьях была изложена основная информация, ставшая, можно сказать, неким стандартом в рамках современных мистических направлений. Она не является культурно-специфичной, хотя в целом все же ориентирована на западную традицию. Многочисленные духовные школы, западные и восточные, обнаруживают разный подход к тому, как интерпретировать эту информацию, они используют специфическую терминологию, имеют определенные культурные особенности и мировоззрение. Предшествующее описание - это некое обобщение, общий знаменатель, однако оно не охватывает всего богатства конкретной традиции, не передает ее специфики. Каждая традиция уникальна, у нее свое лицо и своя душа.

Иногда традиции делят на восточные и западные, однако такой подход был бы чудовищным упрощением, а многие учения вообще не подпали бы ни под одну из категорий. Как правило, западники характеризуют восточные традиции как пассивные, интроспективные и аскетичные. Человек уходит от мира, дабы понять истинную природу сознания Однако стоит лишь взглянуть на некоторых представителей восточных учений, например йогов или поклонников боевых искусств, как сразу становится ясно, что они не менее активны и энергичны, чем мы. Физическое развитие является залогом и необходимым условием духовного роста. Если стереотип восточных традиций - это бездействие и уход от реальности, то западные традиции сконцентрированы на активном поиске, познании и преобразовании материального мира. Устанавливая творческие взаимоотношения с физическим миром и с питающей его энергией, человек познает силы мироздания. Изменение мира называется магией, хотя вообще слово «магия» предполагает как внешние, так и внутренние изменения. Колдовство, герметическая магия и алхимия находятся в русле этой идеи - их цель как раз и состоит в преобразовании. Тем не менее наряду с «активным вмешательством» в окружающий мир западные традиции обнаруживают немалую долю интроспекции и безмятежного созерцания. И Восток, и Запад требуют дисциплины и самоанализа, просто в несколько разной форме. На самом деле они две стороны одной медали, одной без другой не существует. Восточных йогов часто зовут магами. Западную каббалу как систему мистического единения нередко называют западной йогой. Многие шаманские культы обнаруживают восточные и западные черты и служат источником мудрости для жителей обеих частей земного шара.



Еще материал по данной теме


← все статьи