Написать сценарий для креативного ролика вы можете в студии ВИЛКА https://www.vilkaservice.com/.

Мифологические истоки традиционных наук и практик




Мифологические истоки традиционных наук и практик

 

Миф, в поэтической форме выражающий древнейшие человеческие представления и своим мировоззрением, образами, персонажами и сюжетами активно участвующий в традиционных науках и практиках, - наиболее архаичная, примитивная, но неизбежная стадия в духовном развитии человечества. Дошедшие до нас образцы китайской мифологии вполне могут служить тому подтверждением, но с одной существенной оговоркой: сами эти образцы датируются сравнительно поздней эпохой Хань, т.е. несколькими столетиями до и после начала нашей эры. Доханьские же письменные памятники (надписи на гадательных костях животных и панцирях черепах эпохи Шан-Инь, надписи на бронзе и нарративные источники эпохи Чжоу) лишены или почти лишены мифологизма. Умозрительная фигура Верховного владыки Шанди, первопредка-покровителя иньских правителей-ванов, Небо - Великий Абсолют и моральный императив чжоус- цев, историзованные правители-мудрецы, носители высших добродетелей золотой древности, а также неяркие, безликие образы духов гор, морей, рек - вот и весь пантеон доханьской мифологии.

 

Относительная бедность древнекитайской мифологии, лишенной крупных эпических форм, дает определенные основания сомневаться в самом существовании китайского мифа как целостного и скольлибо значимого культурного явления. Однако столь категорическому выводу препятствует появление в эпоху Хань многих источников, содержащих мифологические сюжеты, а также богатейшая поздняя мифология Средневековья и Нового времени.

 

Мифологические сюжеты в обилии содержатся в поэзии чуских строф, приписываемых Цюй Юаню (340 - 378), и в «Каталоге гор и морей» («Шань хай цзин»), по всей видимости также происходившем из южного царства Чу, но тот и другой тексты дошли до нас в записи эпохи Хань.

 

Что же касается относительной бедности доханьской мифологии, то ее принято связывать с историзацией мифа, предпринятой Конфуцием и его последователями, а в широком контексте - с уже в древности проявившимся практицизмом, придавшим особую направленность китайскому сознанию, совмещающему, казалось бы, несовместимые мифологизм и рационализм. Поэтому китайский миф предъявляет исследователю трудно сочетаемые требования: с одной стороны - основательное владение письменным наследием на уровне традиционной китайской филологии; с другой - безусловное усвоение навыков мифологического анализа на уровне современной науки. Попытаемся хоть в малой степени соответствовать этим требованиям в поисках мифологического субстрата традиционных наук и практик. Прежде обратимся к мифологии происхождения мира, или космогоническим мифам, главными персонажами которых являются Паньгу и Нюйва.

 

Термин «эвгимеризация», используемый по этому поводу в синологии, происходит от имени греческого мыслителя Эвгимера, тремя столетиями позже Конфуция предпринявшего тщетную попытку проделать ту же процедуру с греческим мифом.



Еще материал по данной теме


← все статьи