-
31.07.2018
Под склоном Кленовой горы разлилось большое озеро с прозрачной и холодной водой. Здешние места необычайно красивы и безлюдны, ведь озеро Конан-Ер местные жители предпочитают обходить стороной.
-
20.04.2017
"Экстрасенс увидел марсиан" из материалов ЦРУ
На сайте ЦРУ среди рассекреченных в последние годы материалов есть один загадочный документ. Он представлен под странным заголовком «Исследование Марса: 22 мая 1984 года».
-
19.04.2017
Предсказавший победу Трампа экстрасенс сообщил, когда начнется Третья мировая
По его мнению, «крайне взрывоопасный» период продержится до октября 2017 года
-
23.01.2017
Ученые открыли новый способ лечения аутизма
Ученые предупреждают, что самовольная пересадка бактерий может привести к нежелательным последствиям.
-
12.01.2017
Каким будет 2017-й для представителей разных знаков зодиака
Каким будет 2017-й для представителей разных знаков зодиака.
- архив новостей →
Мифологические истоки традиционных наук и практик
Мифологические истоки традиционных наук и практик
Миф, в поэтической форме выражающий древнейшие человеческие представления и своим мировоззрением, образами, персонажами и сюжетами активно участвующий в традиционных науках и практиках, - наиболее архаичная, примитивная, но неизбежная стадия в духовном развитии человечества. Дошедшие до нас образцы китайской мифологии вполне могут служить тому подтверждением, но с одной существенной оговоркой: сами эти образцы датируются сравнительно поздней эпохой Хань, т.е. несколькими столетиями до и после начала нашей эры. Доханьские же письменные памятники (надписи на гадательных костях животных и панцирях черепах эпохи Шан-Инь, надписи на бронзе и нарративные источники эпохи Чжоу) лишены или почти лишены мифологизма. Умозрительная фигура Верховного владыки Шанди, первопредка-покровителя иньских правителей-ванов, Небо - Великий Абсолют и моральный императив чжоус- цев, историзованные правители-мудрецы, носители высших добродетелей золотой древности, а также неяркие, безликие образы духов гор, морей, рек - вот и весь пантеон доханьской мифологии.
Относительная бедность древнекитайской мифологии, лишенной крупных эпических форм, дает определенные основания сомневаться в самом существовании китайского мифа как целостного и скольлибо значимого культурного явления. Однако столь категорическому выводу препятствует появление в эпоху Хань многих источников, содержащих мифологические сюжеты, а также богатейшая поздняя мифология Средневековья и Нового времени.
Мифологические сюжеты в обилии содержатся в поэзии чуских строф, приписываемых Цюй Юаню (340 - 378), и в «Каталоге гор и морей» («Шань хай цзин»), по всей видимости также происходившем из южного царства Чу, но тот и другой тексты дошли до нас в записи эпохи Хань.
Что же касается относительной бедности доханьской мифологии, то ее принято связывать с историзацией мифа, предпринятой Конфуцием и его последователями, а в широком контексте - с уже в древности проявившимся практицизмом, придавшим особую направленность китайскому сознанию, совмещающему, казалось бы, несовместимые мифологизм и рационализм. Поэтому китайский миф предъявляет исследователю трудно сочетаемые требования: с одной стороны - основательное владение письменным наследием на уровне традиционной китайской филологии; с другой - безусловное усвоение навыков мифологического анализа на уровне современной науки. Попытаемся хоть в малой степени соответствовать этим требованиям в поисках мифологического субстрата традиционных наук и практик. Прежде обратимся к мифологии происхождения мира, или космогоническим мифам, главными персонажами которых являются Паньгу и Нюйва.
Термин «эвгимеризация», используемый по этому поводу в синологии, происходит от имени греческого мыслителя Эвгимера, тремя столетиями позже Конфуция предпринявшего тщетную попытку проделать ту же процедуру с греческим мифом.
Еще материал по данной теме