Миф о Паньгу




Миф о Паньгу

 

Миф о Паньгу заимствован китайцами у родственных южных племен мяо-яо, письменно зафиксирован только в III в. н.э., но прочно вошел в общекитайский обиход, а сам Паньгу стал одним из главных персонажей китайского пантеона. Содержание мифа вкратце сводится к следующему.

 

До начала времен существовал бесформенный погруженный во мрак хаос. Под воздействием двух противоположных сил - Инь, женское, пассивное, темное начало, и Ян, мужское, активное, светлое начало, - родились Небо, Земля и Перво-человек - Паньгу. Между разделенными Небом и Землей оставалась перемычка, которую Паньгу разрушил долотом и топором, а затем, опершись ногами о Землю, подпер Небо головой. День ото дня Небо поднималось на один чжан (3,3 м) от земли, и день ото дня Паньгу вырастал на столько же. По прошествии восемнадцати тысяч лет Небо поднялось ввысь, а Паньгу стал гигантом ростом в девяносто тысяч ли (1 ли - 0,5 км). Титанический труд Паньгу при жизни не пошел прахом после его смерти. Последний вздох Паньгу становится ветром и облаками, последний глас - громом, левый глаз - солнцем, правый - луной, туловище, руки и ноги - четырьмя сторонами света и пятью священными горами, плоть - почвой, жилы - дорогами, кровь - реками, волосы на голове - звездами на небе, волосы на теле - травою, деревьями и цветами, зубы и кости - всевозможными минералами, пот на теле - дождем и росою и т. д. Одна любопытная, но не слишком лестная для его потомков деталь: паразиты, ползающие по праху мирового гиганта, были развеяны ветром и превратились в людей.

 

Перед нами классический миф о происхождении космоса и его элементов, соединенных в единую систему из трех сфер по вертикали и четырехчастную по горизонтали. Китайская космогония следует антропоморфной модели: бесконечное многообразие окружающего мира рождается не от бога, а от смертного гиганта, или Первочеловека. Это архаическое представление об изначальном генетическом и неразрывном единстве человека/макрокосма и вселенной/макрокосма глубоко запечатлелось в сознании китайцев (по древнему народному поверью, хорошая или плохая погода устанавливается в зависимости от соответствующего настроения Паньгу) и, как мы убедимся далее, активно присутствует в традиционных науках и практиках.



Еще материал по данной теме


← все статьи