Великие ложи масонов в современной России




Великие ложи масонов в современной России

 

В настоящее время мировое масонство является разделенным на три основных течения: регулярное (консервативное), либеральное и традиционное. Этот процесс оформился в середине XX в. Объединенная Великая Ложа Англии (ОВЛА) в 1929-1938 гг. опубликовала единые стандарты для лож - принципы регулярности масонства, то есть соответствия старым традициям и правилам - ландмаркам. Среди принципов регулярности важно отметить следующие:

 

1) вера в Бога для каждого масона как фундаментальное требование и наличие в ложе Священной Книги (или нескольких) в соответствии с верой присутствующих, а также принесение обязательств перед нею;

2) исключение религиозных и политических вопросов из масонских собраний;

3) допуск к членству в Ордене только мужчин;

4) учреждение Великой Ложи другой регулярной Великой Ложей или тремя регулярными Великими Ложами;

5) суверенитет каждой Великой Ложи;

6) традиционный характер организации;

7) отказ от посещения собраний нерегулярных и околомасонских организаций, как «незаконных».

 

Регулярные (консервативные) Великие Ложи после работы специальных комиссий признаются Объединенной Великой Ложей Англии. В нашей стране такой регулярной организацией является Великая Ложа России. Регулярные масоны считают, что в Царственное Искусство недопустимо посвящение женщин, поскольку в исторический период становления Ордена в XVII- XVIII вв. к кандидату предъявлялось требование быть человеком свободным. Женщина тогда была зависимой от отца и мужа. Говорить о ее свободе не приходится. Кроме того, не наблюдалось и присутствие женщин-каменшиц в средневековых гильдиях ремесленников- строителей. Вплоть до 1945 г. женщин не допускали и в закрытые английские клубы аристократов, разновидностью которых являются масонские ложи. Впрочем, женщины могут присутствовать на мероприятиях масонов, специально предназначенных для семейного отдыха.

 

Масон должен быть «человеком добрых нравов», материально обеспеченным, физически здоровым, психически адекватным, не имеющим уголовных преследований по суду. Регулярные масонские союзы не принимают в свои ряды атеистов и язычников-политеистов, не верующих в Единого Бога-Творца, а также сектантов, отрицающих любые клятвы и обязательства (квакеры, анабаптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, субботники и т. п.). С подозрением, недоверием и предубеждением Орден относится к кандидатам из числа членов иных посвятительных объединений. В некоторых масонских юрисдикциях членство в других тайных обществах и братствах становится препятствием на пути приема кандидата. В России такого официального законодательного запрета пока нет.

 

Либеральные ложи отказываются от соблюдения тех или иных ландмарок, но продолжают именоваться масонскими. Наиболее значимой организацией либеральных масонов остается созданный в 1773-1786 гг. «Великий Восток Франции» и его ложи в разных странах мира. «Великий Восток» еще в 1877 г. порвал с регулярными братьями, отказавшись от обязательной веры в Великого Архитектора Вселенной и допустив вступление в Орден атеистов. К тому же это масонское объединение принимает в свои ложи женщин и стремится активно вмешиваться в политику.

 

Традиционные масонские организации соблюдают ландмарки, декларируют веру в Бога, используют в ритуалах Библию, возложенную на алтаре, но по разным причинам, в том числе историческим, не входят в международный регулярный союз, возглавляемый Великой Ложей Англии. Из учредителей отечественного масонства только одна организация - Великая Национальная Ложа Франции, основанная в 1913 г., - была регулярной. Что же касается Великой Ложи Франции, возникшей в 1895 г. и практикующей три цеховые степени, то она относится к традиционному нерегулярному направлению.

 

Следует иметь в виду, что российские ложи, относившиеся к «Великому Востоку Франции» и Великой Ложе Франции, оказались в глубоком кризисе. Негативным фактором оказалась излишняя политизированность нерегулярного масонства, его приверженность идее «единой Европы», в которой огромная по территории Россия не могла найти себе места. Все это привело к распаду и закрытию практически всех лож ВВФ и многих лож ВЛФ. К 1995 г. большинство российских масонов, в том числе Г. Б. Дергачев, провозглашенный впоследствии руководителем Великой Ложи России, перешли в регулярные ложи, создаваемые под эгидой ВНЛФ.

 

В результате слияния основанных французскими масонами лож 24 июня 1995 г., в день покровителя Ордена Иоанна Крестителя, появилась независимая Великая Ложа России (ВЛР), которая вскоре была признана Великими Послушаниями других стран, и в первую очередь Великой Ложей Англии, в качестве единственной регулярной организации на территории России. Материнской для ВЛР стала Великая Национальная Ложа Франции. Первоначально в состав ВЛР вошли пять символических мастерских, впоследствии их число увеличилось до двадцати. Названия ложи, как правило, получали по именам старых дореволюционных масонских организаций.

 

Вначале в масонство, по всей видимости, вступали преимущественно представители российской университетской интеллигенции, в том числе часть профессоров, давно профессионально занимавшихся философией и историей масонского движения. Братья испытывали трудности с финансированием и вынуждены были арендовать помещения для устройства лож. Впоследствии, однако, эти проблемы стали решаться. Так, учредительный съезд, связанный с официальным открытием Великой Ложи России, проходил в одном из зданий возле знаменитой Лубянки. Московская пресса широко освещала историческое событие. На церемонии и банкете в ресторане «Центральный» присутствовало множество зарубежных гостей. Первое место среди них занимала делегация ВЛНФ во главе с Великим Мастером Клодом Шарбонье. Присутствовали и некоторые российские банкиры и политики, в том числе известный правозащитник Сергей Ковалев. По сообщениям прессы, «Интурбанк» подарил избранному Великим Мастером ВЛР Г. Б. Дергачеву мастерский перстень с одиннадцатью бриллиантами.

 

6 июля 1996 г. при поддержке французских масонов в Москве был учрежден регулярный Верховный Совет России 33-го градуса Древнего и Принятого Шотландского Устава, под управлением которого находятся российские братья, посвященные в высшие степени. Эта масонская структура впоследствии стала претендовать на роль высшего органа для всех регулярных лож, что противоречило устоявшейся в мире традиции администрирования. В 1998 г. российские масоны создали Русское Содружество, объединившее братьев из различных лож.

 

Конституция Великой Ложи России, принятая Ассамблеей 1 февраля 2003 г., определила Двенадцать принципов регулярности, то есть истинности масонской организации, ее связи с Традицией:

 

«1) Масонство является посвятительным братством, основывающимся на традиционной вере в Бога - Великого Архитектора Вселенной.

 

2) Масонство основывается на Древних заповедях и Ландмарках (т. е. принципах, установлениях) братства, содержащих в себе основные особые традиции Ордена, соблюдение которых является неотъемлемым условием регулярности юрисдикции.

 

3) Масонство является Орденом, принимающим в свои члены только людей свободных и безупречной репутации, согласных трудиться во имя осуществления идеалов мира, любви и братства.

 

4) Масонство полагает своей целью нравственное совершенствование своих членов и, в конечном счете, всего человечества в целом.

 

5) Масонство налагает на всех братьев обязательство строго и точно соблюдать ритуалы и сохранять традиции масонского символизма как основу для признания другими членами духовного посвятительного Ордена.

 

6) Масонство налагает на всех братьев обязательство уважать мнение и веру друг друга. Оно запрещает братьям какие бы то ни было дискуссии по вызывающим противоречия политическим и религиозным вопросам. Оно считает себя неизменным центром братского единения, терпимости и взаимопонимания, плодотворной гармонии между людьми, которые вне его склонны к спорам и раздорам между собой.

 

7) Масоны приносят свои торжественные обязательства на Книге Священного Закона своей веры, дабы приносимое ими обязательство обретало для них силу священной и нерушимой клятвы.

 

8) Масоны оставляют профанский мир и собираются в ложах, в которых всегда присутствуют и находятся на виду три великих Светоча Ордена: Книга Священного Закона, Циркуль и Наугольник - и работают там с усердием и рвением, в соответствии с ритуалом и принципами и неизменными уложениями Конституции и Общего Регламента послушания.

 

9) Масоны принимают в свои ложи только людей добрых нравов и безупречной репутации, лояльных к светским властям и благоразумных, достойных и во всех отношениях заслуживающих именоваться Братьями, верующих в высокое предназначение человека и беспредельное могущество Предвечного.

 

10) Масоны в своих ложах культивируют любовь к своей стране, почтение к ее законам и законно избранным властям. Они считают труд во всех его формах наивысшей и почетнейшей обязанностью человека.

 

11) Масоны своим примером и постоянными упорными трудами смело и с достоинством блюдут масонскую тайну во имя процветания Ордена.

 

12) Масоны обязуются помогать друг другу и защищать друг друга, даже под угрозой своей собственной жизни. Они при любых обстоятельствах сохраняют спокойствие и уравновешенность, необходимые для совершенного владения собой».

 

Большим успехом для Великой Ложи России стало ее признание более чем девяноста Великими Ложами регулярного масонства (всего их более ста). ВЛР признали в качестве регулярной такие ведущие масонские административно-территориальные объединения, как Объединенная Великая Материнская Ложа Англии, Великая Материнская Ложа Шотландии, Великая Материнская Ложа Ирландии, Конференция Великих Мастеров Великих Лож Соединенных Штатов Америки, Конференция Объединенных Великих Лож Германии, Великая Национальная Ложа Франции, Великая Ложа Бразилии, Великая Ложа Японии, Великая Ложа Швейцарии «Альпина», Регулярная Великая Ложа Италии, «Великий Восток Нидерландов», Регулярная Великая Ложа Португалии, Великая Ложа Турции, Великая Ложа Австрии и другие.

 

В 90-х гг. постоянно увеличивалось число лож и количество их членов. Устанавливались братские связи с зарубежными, прежде всего западноевропейскими и американскими Великими Ложами. ВЛР стала материнской Великой Ложей для братьев некоторых стран СНГ. Наши масоны содействовали, в частности, учреждению самостоятельных Великих Лож Армении, Азербайджана и других постсоветских государств. С масонами стали сотрудничать крупный бизнес и органы государственной власти России. Все это порождало страхи в обществе.

 

Масонскими организациями называли пришедшие в страну с Запада фонд Сороса, Орден Орла, клубы «Магистериум», «Реформа», «Возрождение», «Ротари», «ПЕН-клуб», «Взаимодействие», Международный Русский клуб и т. д. Такие антимасонские авторы, как профессор О.А. Платонов, утверждали, что в России действуют более пятисот учреждений вольных каменщиков разного типа, объединяющих не менее десяти тысяч адептов. Сильны и околомасонские организации - так называемое «белое масонство», проникающее во все сферы жизни страны, активно внедряющееся в ряды экономической и политической элиты. На самом деле общее число членов лож в 90-х гг. едва ли превышало цифру 400-500 человек. В настоящее время (2010) число масонов разных послушаний в России вряд ли более 2000 человек. При этом половина из них (до 900-1000 человек) относится к ВЛР.

 

Первые шесть лет после образования BЛP характеризовались открытием новых лож в городах и ростом числа членов, достигшего цифры почти в пятьсот человек. Вскоре, однако, в среде российского регулярного масонства наметился раскол на «консервативное» и «либеральное» (или «демократическое») крыло. Консерваторы настаивали на элитизме, закрытости, объединении преимущественно богатых и влиятельных людей. Идеальный кандидат на вступлении в Орден виделся им выходцем из верхней части среднего класса, то есть человеком хорошо материально обеспеченным. Демократически настроенная масонская интеллигенция протестовала против подобной политики руководства, выступая против его активного взаимодействия с политической и экономической элитой, против вмешательства в дела ВЛР независимого Верховного Совета 33-го градуса.

 

Постоянные конфликты внутри правящей Коллегии Великих Офицеров привели к формированию группы лож и отдельных братьев, настроенных оппозиционно по отношению к руководству Великой Ложи, способствовали смешению Дергачева с поста Великого Мастера. Вследствие неразрешимых противоречий произошел окончательный раскол. Несогласные с политикой руководства ВЛР «либералы» (шесть лож) вышли из организации и летом 2001 г. создали собственную юрисдикцию - Русскую Регулярную Великую Ложу (РРВЛ).

 

Следующие шесть лет после образования РРВЛ прошли в попытках отколовшейся Великой Ложи получить мировое признание. Сначала РРВЛ стремилась сделать это в рамках регулярного масонства, но неудачно. Затем пыталась осуществить это в традиционном союзе. РРВЛ проигрывала борьбу за влияние ВЛР, дела в которой обстояли на самом деле весьма плохо. К весне 2006 г. стало очевидным, что в оппозиции к уже третьему Великому Мастеру ВЛР оказались две трети Великих Офицеров и больше половины лож страны. Разногласия были связаны с подозрениями в нецелевом расходовании финансовых средств и неясностью планов дальнейшей работы организации. Кроме того, Великая Ложа отказывалась от реализации любых проектов в области просвещения и благотворительности во внешнем, находящемся вне Храма («профанском») мире. Нависла угроза в перспективе отзыва международного признания по причине несоответствия требованиям регулярности. Эти обстоятельства привели к созыву скандальной Чрезвычайной Ассамблеи Великой Ложи 29 мая 2006 г. Стороны не только не смогли прийти на ней к единому решению, но даже не сумели ритуально открыть работы, поскольку по инициативе одной из противоборствующих группировок в процесс вмешались органы правопорядка. На следующий день, 30 мая 2006 г., две конфликтующие группы провели ассамблеи раздельно и избрали каждая своего Великого Мастера. Таким образом, первоначальная Великая Ложа России оказалась разделенной надвое. При этом обе группы сохранили за собой оригинальное название - ВЛР.

 

В течение всего следующего года руководители обеих организаций активно отстаивали свою точку зрения и обменивались обвинениями перед иностранными Великими Ложами, стремившимися выступить в роли третейских судей. Звучали обвинения в подкупе отдельных причастных к расколу лиц и масса других упреков. Материнская для России Великая Национальная Ложа Франции, Объединенная Великая Ложа Англии и Комиссия по признанию Конференции Великих Мастеров Северной Америки содействовали проведению Объединительной Ассамблеи ВЛР, намеченной на 30 июня 2007 г. Интересно то, что обе группы российских масонов заседали в одной московской гостинице, но в разных ее залах. Идея объединения потерпела крах, поскольку изначально переговоры о процедуре единого голосования окончились провалом. Обе группировки на своих собраниях вновь избрали собственных Великих Мастеров. Таким образом, раскол не был урегулирован, а еще более усугубился, что можно объяснить общей неготовностью российского вольного каменщичества на данном историческом этапе к самостоятельной конструктивной работе, острыми межличностными и идеологическими разногласиями. Ожесточенный конфликт между двумя российскими масонскими центрами и их отдельными членами, начавшийся примерно в 2000 г. и обострившийся в 2005- 2007 гг., продолжается до сих пор, периодически выплескиваясь в Интернет и на страницы прессы.

 

Большинством делегаций Достопочтенных Лож из регионов страны, принявших участие в работе Генеральной Ассамблеи Великой Ложи России 30 июня 2007 г., как свидетельствуют официальные документы из Интернета, «в соответствии с Конституцией Великой Ложи России, Общим Регламентом Великой Ложи России, обычаями и традициями Ордена вольных каменщиков», был «торжественно избран, инсталлирован и облачен новый Великий Мастер Весьма Достопочтенный Брат Андрей Владимирович Богданов». Интересно то, что А. В. Богданов на тот момент являлся лидером старейшей в России Демократической партии. Оппозиция указывала, что избрание действующего политика руководителем масонского послушания идет вразрез с мировыми масонскими традициями. Богданов не скрывал своего франкмасонства во время президентской предвыборной кампании 2008 г. Он был одним из нескольких кандидатов, противостоявших ныне действующему президенту Дмитрию Медведеву.

 

После раскола в Великой Ложе России прошла так называемая «санация мастерских». Часть лож была закрыта в связи с переходом их членов в другое масонское послушание или отсутствием кворума (необходимое наличие не менее семи мастеров-каменщиков) и ритуальных собраний в течение долгого времени. Сейчас в состав ВЛР входит около тридцати лож. Это следующие мастерские (первые четыре являются учредительницами ВЛР):

 

«Гармония» № 1 (Москва);

«Лотос» № 2 (Москва);

«Астрея» № 3 (Санкт-Петербург);

«Гамаюн» № 4 (Воронеж);

«Аврора» № 5 в Москве (англоязычная ложа для иностранцев);

«Полярная Звезда» № 6 (Архангельск);

«Юпитер» № 7 в Звенигороде (открыта весной 1998 г. как межрегиональная);

«Четверо Коронованных» № 8 в Москве (исследовательская ложа, сформированная 12 июня 1998 г.);

«Северное Сияние» № 9 в Москве (основана как национальная для армян 28 ноября 1998 г.);

«Братская Любовь» № 10 в Москве (создана 6 марта 1999 г. как путешествующая, в нее входят турки, ливанцы и выходцы из Ближнего Востока);

«Александр Сергеевич Пушкин» № 11 в Москве (основана 12 июня 1999 г.);

«Тихоокеанское Побережье» № 12 во Владивостоке (благотворительная ложа, основанная в середине октября 2000 г.);

«Федор Волков» № 14 в Ярославле (организована в январе 2001 г.);

«Орион» № 15 в Москве (образована в феврале 2001 г.);

«Феникс» № 16 в Москве (учреждена 1 марта 2001 г.);

«Изида и Озирис» № 17 в Москве (основана 26 марта 2001 г.);

«Сер» № 18 в Москве (создана как национальная армянская ложа, вошла в состав Великой Ложи Армении при ее образовании 4 декабря 2001 г.);

«Северные Братья» № 19 в Мурманске (учреждена 23 февраля 2002 г.);

«Доблесть» № 20 в Москве;

«Созвездие» № 21 в Москве;

«Под Тремя Коронами» № 22 в Калининграде (основана 28 июня 2002 г.);

«Дружба» № 24 в Москве (сформирована 3 июля 2003 г. как путешествующая ложа для азербайджанцев; отошла к Великой Национальной Ложе Азербайджана при ее образовании 8 декабря 2008 г.);

«Белый Рыцарь» № 25 в Москве (организована 4 июня 2004 г.);

«Треугольник Хирама» № 26 в Москве (основана для совместных работ 26 июня 2005 г. итальянскими, российскими и американскими масонами);

«Цитадель» № 27 в Москве (создана в 2006 г.);

«Святой Грааль» № 28 в Воронеже (сформирована 5 января 2007 г. воронежскими масонами для работ по ныне полузабытой Циннендорфской системе);

«Акация» № 29 в Сочи (учреждена 18 апреля 2009 г.);

«Форпост» № 30 в Магнитогорске (основана 17 мая 2008 г.);

«Каменный Пояс» № 31 в Екатеринбурге (образована 6 июня 2009 г.).

 

Отделившаяся оппозиционная группировка масонов начала приводить переговоры об объединении с Русской Регулярной Великой Ложей (РРВЛ). Была выработана совместно и программа объединения. На базе РРВЛ в 2007-2008 гг. организовывалась Объединенная Великая Ложа России (ОВЛР). В настоящее время она является нерегулярной (не признанной Англией и официальным мировым франкмасонским сообществом) организацией. ОВЛР признают такие же нерегулярные объединения масонов Европы, например Великая Ложа Франции. Ритуальные практики не отличаются от принятых в регулярных ложах. 11 октября 2008 г. (в масонском летоисчислении - 11 октября 6008 г.) на своей Представительной Ассамблее «на востоке города» Санкт-Петербурга Объединенная Великая Ложа России была окончательно сформирована и обрела свою новую Конституцию и Генеральный Регламент. ОВЛР поддерживает братские отношения с Союзом Традиционных Великих Лож под руководством Великой Ложи Франции. Объединенная Великая Ложа заявляет, что в ее состав входят представители самых разных профессий: творческие работники, педагоги, бизнесмены, врачи, служащие, военные - всех возрастов и всевозможных политических убеждений и религиозных взглядов.

 

Опубликованная Конституция Объединенной Великой Ложи России схожа по основным положениям с Конституцией конкурирующей регулярной Великой Ложи России. Конституция ОВЛР свидетельствует о том, что этот масонский союз есть «законно учрежденная Федерация локальных и региональных объединений (лож) членов... Ордена Вольных и Принятых Каменщиков». Каждая Достопочтенная Ложа, в знак уважения к традиции вольных каменщиков, обладает своей автономией, но должна соблюдать Конституцию и Общие Постановления (Генеральный Регламент) Объединенной Великой Ложи.

 

ОВЛР зарегистрирована в соответствующих органах России как бесприбыльная организация, которая ведет свою деятельность в полном соответствии с законодательством и нормативными актами страны. ОВЛР заявляет о себе как о «суверенном и независимом национальном образовании, распространяющем свою исключительную и безраздельную юрисдикцию на все Достопочтенные Ложи Древнего и Принятого Шотландского Устава, практикующих масонство в трех Символических Градусах (Ученик, Подмастерье, Мастер) на всей территории России».

 

Высшей законодательной властью в Объединенной Великой Ложе наделены Представительные Ассамблеи. Исполнительная власть осуществляется Федеральным Советом (Сенатом), высшим органом судебной власти является Верховный Братский Суд, контроль над расходованием финансовых средств и использованием имущества возложен на Ревизионную Комиссию.

 

Представительные Генеральные Ассамблеи (общие собрания руководителей и представителей от местных лож) проходят два раза в год в период летнего и зимнего солнцестояния - между 15 июня и 15 июля (летняя) и между 15 декабря и 15 января (зимняя). Во время работы ассамблей действует специально созванная Сенатом Братская Дума. Дума имеет полномочия вносить изменения в Конституцию и Генеральный Регламент, назначать замены выбывшим членам Сената, избирать членов Коллегии Братского Суда и членов Комиссий Братской Думы. Она также избирает из числа действующих членов Федерального Совета (Сената) Великого Мастера - Председателя Сената и Великих Офицеров - Руководителей Комитетов Федерального Совета по направлениям. Выборы Великого Мастера и членов Братского Суда проводятся путем тайного голосования.

 

Сенат находится в Москве и состоит из тридцати трех членов. Сенаторы избираются Братской Думой из числа Мастеров, выдвинутых в качестве кандидатов на этот пост каждой Достопочтенной Ложей и каждой Провинциальной Великой Ложей регионов тайным голосованием. Состав Сената обновляется ежегодно на одну треть. Срок действия мандата избранного члена Сената составляет три года, он имеет право на переизбрание, но не более чем еще на один срок. Каждый регион - субъект России, если на его территории работает хотя бы одна Достопочтенная Ложа, должен быть представлен в Сенате. Сенат собирается на свои пленарные заседания - Пленумы по меньшей мере пять раз в год. Сенат занимается бюджетными вопросами, ведает связями с другими масонскими структурами, ратифицирует указы и декреты. подготовленные Коллегией Великих Офицеров, и назначает ответственных за их исполнение. Сенат рассматривает предложения Коллегии Великих Офицеров по учреждению (инсталляции), интеграции, слиянию, разрушению, усыплению и пробуждению символических лож, для последующего утверждения их на ближайшей Ассамблее Объединенной Великой Ложи.

 

Коллегия Верховного Братского Суда, состоящая из Председателя и Двух Судебных Заседателей, улаживает споры между братьями и рассматривает жалобы масонских структур на действия вышестоящих масонских инстанций. Ревизионная Комиссия в составе Председателя и двух Инспекторов собирается на свои заседания не реже двух раз в год. Ревизионная Комиссия выносит свой вердикт об обоснованности расходования средств и использования имущества, готовит его развернутое обоснование для представления Братской Думе.

 

Коллегия Великих Офицеров, избираемая Братской Думой из числа Сенаторов, состоит из: Великого Мастера, Первого и Второго Заместителей Великого Мастера, Помощников Великого Мастера, Великого Оратора, Великого Секретаря, Великого Канцлера (Хранителя Печати), Великого Казначея, Великого Дародателя, Великого Эксперта, Великого Обрядоначальника. Великого Привратника. Великие Офицеры осуществляют непосредственное руководство организацией.

 

Сегодня Объединенная Великая Ложа России включает в себя одиннадцать мастерских. Это Достопочтенные Ложи:

 

«Гармония» № 1 (Москва);

«Лотос» № 2 (Москва);

«Астрея» № 3 (Санкт-Петербург);

«Воскресенье» № 4 (Санкт-Петербург);

«Сфинкс» № 5 (Санкт-Петербург);

«Пеликан» № 6 (Санкт-Петербург);

«Юпитер» № 7 (Москва);

«Четверо Коронованных» № 8 (Москва);

«Тетраксис» № 9 (Москва);

«Орион» № 10 (Москва);

«Феникс» № 11 (Москва).

 

Обращает на себя внимание тот факт, что у обеих Великих Лож схожие названия некоторых первичных организаций. Параллельно друг другу действуют независимые от Великих Лож, но связанные с ними общим членством аналогичные Верховные Советы при регулярной ВЛР и традиционной ОВЛР.

 

В современной России есть несколько десятков масонов, посвященных в высшую степень Королевской Арки под эгидой Верховного Великого Капитула Англии и Уэльса. Они состоят в российских ложах, но не имеют возможности проводить работы по этой системе на родине, поскольку в нашей стране Капитул Ордена Священной Королевской Арки пока не учрежден. Они вынуждены ездить за границу для участия в ложах. Такая же ситуация сложилась и с российскими масонскими братьями, принявшими посвящение в степени Йоркского Устава в США и Германии. Однако под эгидой ВЛР ведутся работы по созданию структур Французского, Шведского, Египетского и Йоркского Уставов, ритуальной системы Эмулейшен и Циннендорфского обряда.

 

В настоящее время под контролем либерального и традиционного французского масонства в Российской Федерации остались только две столичные ложи: «Москва», относящаяся к «Великому Востоку Франции», и «Николай Новиков», не присоединившаяся к ОВЛР и принадлежащая непосредственно Великой Ложе Франции. Впервые в нашей стране в июле 2009 г. под эгидой французов открылась также первая ложа египетского масонства.

 

Примерно с 2005 г. в России начало распространяться при содействии либеральных Великой Женской Ложи Франции (ВЖЛФ) и Великой Символической Ложи Франции (ВСЛФ) смешанное (для мужчин и женщин) масонство. К этой системе относится египетская ложа «Имхотеп» № 125 в реестре ВСЛФ, образованная 24 июля 2009 г. в Москве одиннадцатью российскими масонами. Вскоре к ним присоединились еще пять человек. Эта группа каменщиков - бывших членов ВЛР, не пожелавших присоединиться к ОВЛР, в течение года оставалась в состоянии «силанума» («сна»). Они не участвовали в работах лож, но при этом вели переговоры с руководством Великой Символической Ложи Франции Древнего и Изначального Устава Мемфиса-Мизраима в Париже. Имхотеп - имя архитектора первой в истории (ступенчатой) пирамиды в Древнем Египте. Параллельно с учреждением ложи «Имхотеп» начала функционировать российская Коллегия Усовершенствования, предназначенная для работ братьев и сестер, посвященных в степени с четвертой по четырнадцатую египетского Устава Мемфиса-Мизраима. Она подчиняется непосредственно Национальному Державному Святилищу данного обряда во Франции. В России пытаются создать свои структуры и некоторые другие международные египетские послушания, в частности при содействии и в рамках ВЛР. В 2009-2010 гг. велись подготовительные работы по учреждению первой в истории России чисто женской ложи под эгидой ВЖЛФ (масонское посвящение прошли девять россиянок, проживающих в Москве и Санкт-Петербурге).

 

В нашей стране существует несколько парамасонских и близких к масонству организаций, оккультно-мистических групп и течений (мартинисты, розенкрейцеры, тамплиеры, теософы, алхимики, ОТО (Орден Восточных Тамплиеров) и другие). Орден Восточных Тамплиеров, основанный в 1895 г. и позднее реформированный Алистером Кроули, применяет в своих оккультных практиках масонские ритуалы. Ранее масоны Шотландского, Египетского и других обрядов автоматически, минуя процедуру инициации, получали членство в ОТО. Первые переводы на русский язык «Книги Закона» Кроули были осуществлены во второй половине 90-х гг. Лозунгами ОТО являются: «Мир, терпимость, правда!» и «Свет, жизнь, любовь и свобода!».

 

В настоящее время (примерно с 2000 г.) на основании хартии Высшего Совета Ordo Templi Orientis функционирует ложа Восточных Тамплиеров «Убежище Пана» в Москве, действуют отделения Ордена в Санкт-Петербурге, Калуге, Воронеже. Есть также представители ОТО в других российских городах. На территории Российской Федерации существуют группы людей, связывающих себя с «Телемой», Argentum Astrum и т. п., но не принадлежащих к организационной структуре официального Ордена Восточных Тамплиеров.

 

В России есть разные группы розенкрейцеров. Так, одна из них принадлежит к старейшей розенкрейцеровской организации, которой считается Древний Мистический Орден Розы и Креста (AMORC), существующий с 1915 г. В Москве действуют представители Международной Школы Золотого Розенкрейца - Lectorium Rosicrucianum (Гностической Духовной Школы), штаб-квартира которой в настоящее время расположена в нидерландском городе Харлем. Эта группа отделилась в 1934 г. от Американского Розенкрейцерского Общества. В настоящее время Lectorium Rosicrucianum является международной эзотерической организацией, имеющей собственное издательство и выпускающей журнал «Пентаграмма».

 

Учение современных розенкрейцеров из Международной Школы Золотого Розенкрейца основывается на концепции о существовании двух природных порядков. Во-первых, наличествует земной природный порядок, включающий в себя как жизнь, так и смерть. В нем все подвержено циклической смене рождения, расцвета, умирания и нового рождения. Во-вторых, есть изначальный божественный порядок. Первая область существования - это тленный мир рождения, цветения, увядания, так называемая диалектика. Вторая область - это мир вечного, статика, библейское «Царствие Небесное». Частица Бога сохранилась в сердце каждого из людей. Задача заключается в том, чтобы «пробудить» божественную искру.

 

Особняком находится российское подразделение современного международного Общества Иллюминатов, основанного в 1999 г. масонским Великим Мастером из Италии Паоло Бортэлем. Верховным главой, президентом-магистром, по мнению братьев, его выбрало «невидимое управление человечества», чтобы установить новую династию Иллюминатов. Под юрисдикцией Всемогущего Бога текущий мастер управляет Орденом, вербуя сочувствующих во всех странах, независимо от расы и вероисповедания.

 

В качестве предшественников современные иллюминаты называют тайные средневековые мусульманские и индуистские организации (XI-XVI вв.) и уже упоминавшийся Орден Баварских братьев Адама Вейсгаупта (1776-1785). Здесь надо сказать несколько слов о тайной террористической организации ассасинов, или гашишинов, созданной в персидских горах Хассаном-и-Саббахом, стремившимся к обретению абсолютной власти в исламском мире и далеко за его пределами. Ассасины прибегали к методам медленной подрывной деятельности, убийствам и манипулированию. Молодые террористы-смертники проходили девятиступенчатую посвятительную систему, использовали мистические практики суфизма, курили гашиш, чтобы увидеть обещанный в Коране рай. Не исключено, что во времена Крестовых походов на Ближнем Востоке происходили «культурные» контакты между тамплиерами и ассасинами, тайные обряды которых перешли к розенкрейцерам, а от них впоследствии - к масонам и иллюминатам.

 

Остатки противодействующего тирании Ордена Вейсгаупта после его разгрома могли выжить только в максимальной секретности. В последующие десятилетия образовались «случайные сегменты Ордена» - разнообразные движения: анархизм, карбонарии, бланкисты, марксизм, социализм, лейборизм, демократы. Нынешние иллюминаты заявляют, что все они - «дети первоначальной сильной оригинальной идеи». Масон и розенкрейцер Паоло Бортэль организовал Западный Орден спустя двести лет после Вейсгаупта в соответствии со старыми милленаристскими инструкциями.

 

Размещенная в Интернете Программа в согласии с универсальной гармонией («Природа - большое зеркало универсальных законов»), Она включает следующие основные положения:

 

1) признание существования Бога как Великого Архитектора Вселенной. Все религии и вероисповедания заслуживают уважения, независимо от времени их существования. Дух спит в камне, дремлет в овоще, просыпается в животном, живет в человеке и сияет в ангелах. Мы направляемы и поддерживаемы космическими и универсальными силами, более сильными, чем наши собственные;

 

2) власть, психический контроль и самообладание так же важны, как и физический контроль. Правосудие и правительство должны быть сбалансированными, чтобы сформировать лучшее общество;

 

3) борьба против любой формы империализма и колониализма, против войны;

 

4) поддержание уважительных взаимоотношений со всеми орденами. Мы рассматриваем тамплиеров как наших братьев, с которыми у нас много общего. Розенкрейцеров, теософитов и масонов - как близких нам кузенов;

 

5) против абортов, против как пассивной, так и активной эвтаназии, но за генетические исследования с использованием эмбрионов;

 

6) быть членом Ордена Иллюминатов означает хранить огромное количество важной информации для себя и человечества и защищать бесконечные ценности Добра. Необходимо быть уверенным, радикальным с точки зрения правосудия, непримиримым в достижении Истины. Группы, которые работают для изменения, действительно Просвещенные в широком смысле этого слова. Они - центр Света. Они генерируют Свет, и они работают для Света. Важна любая работа или научная деятельность в общественных обсуждениях, политике или экономике;

 

7) путь для Нового Мирового Порядка - это необратимый путь правосудия, мира и равенства. Препятствия, которые не самоустранятся, будут устранены Просвещенными и им сочувствующими. Изменение мира в руках каждого из нас. Под равенством понимается абсолютное равенство людей разных рас, цветов, вероисповеданий, религий, социальных статусов, финансовых положений, семейных положений, сексуального выбора, поведения, проявлений, традиции, в конце концов различия перестанут существовать;

 

8) последняя из международных революций во главе с Иллюминатами должна рассчитывать на поддержку всех. Это будет великая победа Добра против Зла;

 

9) анахроническое национальное государство будет постепенно заменяться Мировым Государством разнообразия, демократии, уважения представителей различных наций и культур.

 

Для реализации необходимо выполнение 13 пунктов Нового Мирового Порядка:

 

1) международная валюта;

2) универсальный язык;

3) тотальная безопасность;

4) полная и непрерывная социальная помощь (гарантированный минимальный доход, полная занятость, бесплатное образование, здравоохранение и т. п.);

5) прекращение концентрации дохода и власти у государства (минимальные налоги, минимизация вмешательства государства в жизнь общества и отдельного индивида);

6) абсолютное равенство;

7) международное правосудие: полное подавление правонарушений, преступности, тирании и коррупции;

8) улучшение санитарных условий и забота о здоровье на международном уровне;

9) планирование семьи;

10) искоренение голода и нищеты;

11) неограниченная свобода мнения и волеизъявления;

12) «морализация» населения: искоренение нищеты, аморального поведения, детского труда и пр.;

13) создание полиции и армии Нового Мирового Порядка.

 

Эта любопытная программа представляет собой сумбурное сочетание консервативных принципов (семья, религия), крайних либеральных ценностей (демократия, обеспечение прав всех меньшинств, ускорение процессов глобализации) и даже элементов коммунистической идеологии (достижение некоего полного равенства всех людей). Казалось бы, данная программа не имеет отношения к мировому масонству, которое всячески стремится уйти от официального вмешательства в политические процессы и сосредоточиться на мистических поисках в душе человека. Зададимся вопросом: насколько заявленные иллюминатами положения соответствуют масонской доктрине? Как ни странно это звучит, но большинство положений вполне согласуются с духом космополитизма вольных каменщиков, с их утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Но иллюминатские формулировки также соответствуют и объективным процессам, происходящим в современном мире.

 

Верить или не верить во всемирный масонский заговор - личное дело каждого. Мне представляется, что есть только идеи, но глобального заговора масонов нет, поскольку в мире действуют разнонаправленные тенденции. Мир слишком сложен, противоречив и огромен, чтобы его могла полностью контролировать законспирированная группа людей или одна какая- либо великая держава. Гораздо более интересны мистические изыскания масонского братства, теоретические работы каменщиков. В то же время негативный осадок все же остается. Не случайно в наши дни российские масоны заявляют о своей приверженности православию и православным ценностям, стараются сосредоточить внимание общества на проблемах улучшения нравственности. 



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи