Луксорский храм




Луксорский храм

 

Египтяне назвали Луксор Южным гаремом. В этом городе раз в год Амон-Ра, величайший из богов, встречался со своим гаремом и в соитии с женами оплодотворял египетскую землю. Его роскошные святилища вполне соответствуют могуществу этого благодетельного божества.

 

Южная часть руин древних Фив, как и Карнак, некогда была посвящена богу Амону. Апогея славы это место достигло в эпоху Нового царства. Скромное поселение ремесленников и рыбаков стало столицей Египта, и Амон-Ра, великий бог, одарил его своим особым расположением. Когда закончился II переходный период и гиксосы, опустошавшие Дельту, были благодаря фараону Яхмосу изгнаны из страны, этот деятельный правитель смог, наконец, возложить на свою голову короны воссоединившихся земель Верхнего и Нижнего Египта. Своей столицей он сделал Фивы. Луксор в то время был ничем не примечательной маленькой деревней. Однако пройдет двести лет, и он превратится в самый красивый город страны, знаменитый во всем Древнем мире. Это преображение произойдет преимущественно при великом фараоне-строителе, рожденном под звездой бога Амона - Аменхотепе III.

 

Современный храм, оказавшийся в тени Карнака

 

Фивы стали называться Хет-Амоном или Нут-Амоном («крепо-стью» или «городом Амона») и примерно в одно время украсились двумя святилищами. Одним из них был Опет Резет, Южный гарем, посвященный славной фиванской триаде богов: Амону, Мут и Хонсу.

 

Однако вскоре строительство Луксорского храма было прервано, тогда как работы над Карнаком занимают куда более значительное место в истории Египта. Само собой разумеется, что главная резиденция бога должна быть особенно богатой. И действительно, южный храм, в отличие от Карнакского, строился всего в два этапа. Свой окончательный облик он приобрел в период правления Рамсеса II. Археологи обнаружили каменные блоки, свидетельствующие о том, что Луксорский храм был заложен примерно тогда же, когда и Карнакский, в эпоху Среднего царства. Однако большинство зданий, дошедших до наших дней, относятся к периоду правления Аменхотепа III (1390-1352 гг. до н. э.), великого строителя из XVIII династии. Храм, сложенный из элементов разных эпох (некоторые датируются XIII династией, то есть 1785-1680 гг. до н. э.), представляет собой типичный для египетской архитектуры ансамбль: большой пилон ведет в окруженный колоннами внутренний двор, а из гипостильного зала можно попасть в два других, поменьше. Последний ведет в маммиси («дом рождений»), каменное сооружение, построенное при Александре Македонском на месте деревянного. Перед святилищем расположен зал подношений.

 

Так была устроена южная часть великого храма Амон-Ра, или Карнакского святилища, расположенного в трех километрах к северо-востоку отсюда.

 

Слава Амона, живущего рядом, снисходит и на южный храм

 

Рамсес II продолжил строительство святилища, украсив его новым передним двором-перистилем. На другом конце он приказал возвести второй пилон, на котором подробно изложил историю своей победы над войсками хеттского царя при Кадеше. Главные сцены изображают, как фараон, впятеро выше остальных персонажей, попирает своих врагов ногами и стирает их с лица земли. Ниже помещены картины подготовки к бою и жизни в лагере во время той же кампании.

 

В былые времена главный вход в храм охраняли шесть колоссов Рамсеса, из которых уцелели всего два: они восседают перед процессионной аллеей, ведущей в Карнак. По бокам стояли два обелиска. В 1831 году один из них был подарен Франции в знак дружбы между странами: сегодня он красуется на площади Согласия в Париже.

 

Храм так и не был достроен с одной из сторон. Дело в том, что к тому времени, как Рамсес II взялся за новые здания, с момента закладки его оси прошло уже сто пятьдесят лет. Эта ось считалась основой любого храма, особенно если он был посвящен культу солнечного божества. Чтобы определить ее, жрецы отмечали место, над которым происходил гелиакический восход звезды Сотис (по-нашему, Сириуса). Через эту точку проходили оба светила: Солнце днем, а звезда - ночью. Это место считалось «истинным востоком». Отыскав его, можно было построить храм должным образом, то есть гармонично, в соответствии с маат, абсолютной истиной, которую в египетской мифологии воплощала одноименная богиня.

 

К несчастью, это сочетание звезд очень своеобразно и непостоянно как во времени, так и в пространстве: через сто пятьдесят лет «истинная» ось отклонилась от прежней на несколько градусов. И фараон решил не перестраивать храм по новой небесной оси. Вместо этого он решил выровнять новые сооружения относительно старых. И наконец, он закончил дромос, процессионную аллею, ведущую из Луксорского храма в Карнакский, проложив дорогу по той же оси.

 

Сфинксы с головами баранов

 

Луксорский храм был Южным гаремом, который время от времени посещал бог Амон - официально не реже раза в год. Во время этой чрезвычайно торжественной и пышной церемонии ладьи с божеством проносили по процессионной аллее длиной около трех километров. Ее обрамляли сфинксы с головами баранов. Баран был священным животным Створатных Фив, и Амон защищал жителей этого города так же, как он защищал египетских фараонов. Так что дорога, соединявшая храмы, посвященные богу солнца, тоже прославляла его имя.

 

Великий праздник Опет

 

Фараоны возвели Луксорский храм в качестве символической резиденции гарема бога Амона, с которым бог должен был совокупляться, чтобы даровать египетским землям плодородие. Все местные жители собирались поглазеть на эту церемонию. Присутствие самого фараона и его двора придавало празднику государственный масштаб. Каждый год, в начале весны, когда вода в реке достигала наивысшей отметки, священные ладьи покидали стены Карнакского храма и следовали во второе святилище по процессионной аллее, которую обрамляли каменные сфинксы с бараньими головами. Многие спускались по реке на лодках, чтобы встретиться со своим богом.

Жрецы выносили из особых помещений ладьи со статуями божеств, хранившиеся здесь весь год. Самой большой была ладья великого Амона: нос и корму ее украшали бараньи головы. За ней следовала ладья его супруги, богини Мут, с двумя женскими головами в головных уборах в виде грифов. И наконец, завершала эту процессию ладья Хонсу, которую можно было узнать по соколиным головам. Носильщики поднимали ладьи на плечи и неспешно шествовали к божественному гарему Луксора. Затем статуи богов перекладывали на другие лодки, которые стояли в порту святилища. Каждое такое судно было настоящим плавучим храмом длиной от шестидесяти до семидесяти метров. Чтобы почтить своих богов, египтяне украшали эти лодки с особым тщанием и изысканностью.

 

Прибыв к месту назначения, процессия входила на территорию храма. Она поднималась на большую колоннаду и миновала фрески с изображениями этой же церемонии. Затем она проходила через внутренний двор и наконец, вступала в огромный гипостильный зал, своды которого поддерживали тридцать две колонны с цветами лотоса и стеблями папируса - символами объединения двух частей Египта под властью богов.

 

Обряды храма

 

За культ бога солнца отвечал, согласно традиции, сам правитель Египта. Он следил за совершением обрядов, организацией празднеств и деятельностью храмов. Разумеется, фараон не мог каждый день бывать во всех святилищах, и поэтому жрец совершал все положенные обряды и передавал божеству подношения царя. И на стенах храма, конечно же, изображался не жрец, а сам царь, распростертый ниц перед богами. Расскажем подробнее об отправлении культа. Жрец, выбранный при помощи жребия, начинал приготовления к обряду в «утреннем доме» у входа в святилище. Он облачался в самые простые одежды в знак покорности богам, зажигал кадило с ладаном и очищал весь храм, приближаясь к святая святых. Внутри хранилась священная ладья и располагался наос со статуей бога. Накануне вход в эту комнату тщательно запечатывал вечерний служитель. Жрец ломал все печати, отодвигал засовы и впускал внутрь солнечные лучи, которые падали на статую. Как в мифе об Осирисе, «правитель» нес «око Гора», чтобы вдохнуть жизнь в образ бога.

 

Затем он простирался ниц, смазывал статую притираниями и читал гимны и молитвы, адресованные богу. Наступал черед обряда облачения: жрец омывал статую бога, умащал ее благовониями и одевал ее. И наконец, он предлагал ей настоящую трапезу, которая затем отправлялась в огонь и сжигалась дотла. Совершалось последнее омовение - и обряд был закончен. Оставалось только отнести бога обратно в наос и запечатать створки дверей. Жрец уходил, пятясь и стирая за собой следы.

 

Культ богов был исполнен таинственности и магии. Так, любой египтянин мог оставить в садах храма у ног бога, которому он поклонялся - например, фиванского Амона или мемфисского Птаха - маленькую статуэтку из известняка. На ней вырезались уши (причем очень часто в большом количестве) и глаза. Этим обрядом люди просили богов прислушаться к их мольбам и даровать им благословение.

 

Луксор  и обожествлённый Аменхотеп III

 

За залом, где хранилась священная ладья Амона, был зал рождения Аменхотепа III, декор которого подробно рассказывал о родственных узах, связывающих владыку и его бога. Барельефы во многом напоминают сцены на ту же тему, обнаруженные археологами в храме царицы Хатшепсут. Сначала мастера изобразили бога Амона, сочетающегося с матерью царя. Дальше мы видим, как бог Хнум и богиня Хатор отводят царицу в зал рождения. Здесь она производит на свет сына, которого тут же представляют Амону, и тот признает его своим наследником. На последней сцене повзрослевший царь получает благословение других богов, которые подтверждают его божественное происхождение.

 

Поклонение богам - не мужское дело

 

Каждый день множество женщин участвовали в отправлении культа, которое считалось совсем не мужским делом. В Древнем Египте при каждом храме прислуживали многочисленные жрицы и певицы, которые сопровождали обряды игрой на музыкальных инструментах и пением. Эта религиозная функция долгое время была забыта, но в начале эпохи Нового царства ее воскресила супруга фараона Яхмоса. Титул великой жрицы, выступавшей в качестве посредницы между царем и богом-покровителем, передавался в царском роду от женщины к женщине. К примеру, царица Хатшепсут, прежде чем занять трон своего сына Тутмоса III, была очень влиятельной жрицей Амона. Рамсес II назначил свою супругу Нефертари главной жрицей страны и даже посвятил ей культ, который отправлялся наряду с его собственным в знаменитом храме Абу-Симбела.

 

Реванш Амона

 

После краткого господства ереси, введенной Эхнатоном, «истинная» религия снова взяла верх, и к Амону вернулось его могущество. Можно даже сказать, что оно возросло: в ходе его соперничества с Атоном, солнечным диском, в едином образе Амон-Ра слились несколько младших божеств.

 

Стоит отметить, что солнечный культ незначительно менялся на протяжении веков: в разных обрядах можно заметить общие элементы, и даже сами здания Луксорского храма оставались на своих местах. Впоследствии в нем поклонялись Юпитеру, потом он превратился в церковь, потом - в мечеть... Святого, которому посвящена мечеть, до сих пор каждый год выносят в ладье, и процессия эта неуловимо напоминает о тех временах, когда Амон-Ра шествовал из одного храма в другой.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро (Скатерть в комплекте)

Вы найдёте не только классические карты Таро, но и особую скатерть для гадания.

Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

← все статьи