Любовь и дружба в древнем Египте




Любовь и дружба в древнем Египте

 

Рассказы о дружбе и любви в Древнем Египте мы находим в литературных произведениях, в частности, в поучительных текстах и любовной поэзии. В дополнение к мифам, они рисуют образ идеальной, по представлениям египтян, жизни, полной справедливости, добра и любви.

 

Археологи находят на стелах, датирующихся первой династией (около 3100-2900 гг. до н. э.), то есть тем периодом, когда лишь появилась иероглифическая письменность, очень краткие надписи: так называемые «высказывания-титулы», содержащие имя и титул какой-либо персоны. При этом иногда впереди имя покойного предварялось обозначением «друг».

 

Понятие дружбы

 

Дружба в Египте времен фараонов имела более глубокое содержание, чем простое товарищество. В эпоху III династии, то есть около 2600 г. до н. э., впервые появились сборники «поучительных текстов» - мудрых изречений и притч, которые были своего рода духовными завещаниями, написанными отцами для детей или учителями для учеников. Эти произведения в стихах всячески поощряли добродетельную жизнь и стремление завести дружбу с достойными людьми. Их читатели получали наставления во всех вопросах: морали, религии, политики, правосудия, этикета... Именно на них ориентировался каждый египтянин, начиная с третьего тысячелетия до нашей эры. Однако наибольшее распространение эти тексты получили несколько позднее, в эпоху Нового царства, когда в «Книге мертвых» появилось понятие «суда над сердцем» умершего. Последний мог рассчитывать на жизнь после смерти, если в течение земной жизни он был честен и добропорядочен.

 

Многие сказки и поэмы, рассказывающие, например, о приключениях молодых людей на охоте, воспевают их отвагу и подвиги, в которых они состязались между собой.

 

В действительности же друзья в Древнем Египте, будь то мужчины или женщины, часто проводили время вместе, отдыхая в садах, слушая музыку, читая стихи, играя в настольные игры, устраивая пиры... В этом смысле дружеские отношения того времени не слишком отличались от современных.

 

Привлекательность в Древнем Египте

 

Египетская цивилизация знаменита своим культом красоты и чувственности. Каноны женской красоты были весьма определенны, но при этом не слишком категоричны. Все египтяне, желавшие очаровать противоположный пол, с огромным вниманием относились к своим головным уборам. Но это лишь умозрительное заключение, потому что мы можем судить лишь по людям, занимавшим высокое положение в обществе: обо всех остальных источники умалчивают. Одежда шилась из тонкого, порой даже полупрозрачного белого льна, который часто плиссировался. В ходу были разные сорта льна, но для лучших нарядов использовался только так называемый «царский лен». Юноши и девушки носили всевозможные украшения, и даже тяжелые парики, потому что волосы традиционно воспринимались как нечто эротическое. Все использовали румяна, помады и пьянящие благовония, которые изготавливались из ароматических растений, цветов и различных масел. Остатки этих средств дошли до нас в маленьких каменных горшочках для притираний, самые ранние из которых датируются Додинастическим периодом (около 3500- 3100 гг. до н. э. )

 

Древние египтяне старались во всем следовать моде и ее зачастую очень строгим требованиям, которые могли определять форму париков или крой платья, благодаря чему исследователям удается точно датировать археологические находки.

 

О значимости искусства соблазнения свидетельствует одна любовная песня, в которой любовница откровенно признается: «Я хотела бы войти в воду, чтобы омыть свое тело у тебя на глазах, и сделать это так, чтобы ты увидел мои прелести сквозь тончайшее платье из царского льна»! Можно предположить, что именно из-за таких дерзких особ появились наставления остерегаться соблазнительниц, особенно замужних женщин и прекрасных чужеземок...

   

Награда за верность и дружбу

 

Во времена правления царицы Хатшепсут из XVIII династии (около 1470- 1460 гг. до н. э.) некий юноша по имени Сенмут сумел отличиться настолько, что стал советником и близким другом владычицы. Несмотря на свое скромное происхождение, этот сановник был назначен архитектором Хатшепсут и воспитателем ее дочери Нефруры. Сама царица называла Сенмута «возлюбленным слугой» и всячески покровительствовала ему. Некоторые исследователи предполагают даже, что их связывали более близкие отношения, нежели дружба, однако это всего лишь недоказанная гипотеза. Тем не менее, фаворит Хатшепсут многократно изображался рядом с царицей или своей воспитанницей царевной. Кроме того, одна из двух гробниц Сенмута расположена под террасой погребального храма его повелительницы: что с точки зрения любого египтянина было крайне почетно. Так они оказались связаны навечно.

 

Любовные песни

 

В то время как лирические песнопения в честь фараонов и богов были широко распространены с самых ранних времен существования Древнего Египта, любовные песни, носившие более «частный» характер, появились только в эпоху Нового царства, приблизительно в 1550-х годах до нашей эры. Периодом расцвета для этих песен стала эпоха Рамессидов, и в частности, XX династия.

 

Содержание лирических произведений очень свободное и личностное, порой даже весьма чувственное. Как и все памятники литературы, они не утратили своей ценности со временем и по-прежнему волнуют, трогают, или забавляют нас. Их пели или рассказывали по особым случаям: на встречах в тенистых садах или на дружеских пирах.

 

Любовные песни исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов, на которых могли играть как мужчины, так и женщины. Иногда к ним присоединялись и танцовщицы. Считалось, что их символически направляет Хатор, богиня любви, музыки и веселья.

 

В этих песнях влюбленная египтянка могла страдать от разлуки со своим «братом», как было принято называть возлюбленного, и даже заболевать от переживаний. Влюбленный мог воспевать телесную красоту своей «сестры», описывая ее в мельчайших деталях посредством всевозможных метафор, чаще всего связанных с природой. К слову, любовное опьянение часто сравнивалось с опьянением от пива или вина. Однако часто любовь оказывалась весьма жестокой, и влюбленный оплакивал смерть сердечного друга, боялся равнодушия или горечи расставания.

 

Эти традиционные древнеегипетские поэмы полны нежности и страсти. Они воспевают идеальную любовь, как и скульптуры или фрески, на которых довольно откровенно изображены сплетенные в объятиях пары. Интересно отметить, что гармоничные отношения между влюбленными передавались порой при помощи настоящего дуэта «брата» и «сестры» - диалога, который исполняли певец и певица.

 

Значение брака и семьи

 

Древнеегипетское общество было в некоторых отношениях очень похоже на современное. Семью образовывала супружеская пара, и моногамия была общепринята. Лишь фараон мог содержать целый гарем красавиц, многие из которых были весьма высокого происхождения, так что этот гарем вполне можно назвать дипломатическим. Однако только одна из женщин правителя имела право на титул великой царской супруги, остальные же считались всего лишь наложницами.

 

Брак в Древнем Египте не был обязателен, и женщина пользовалась относительной свободой в обществе. Египетская система, действительно передовая для того времени, допускала возможность развода, запрещала родителям девушки навязывать ей мужа и, наконец, разрешала интимные отношения до заключения собственно брака. Союз между мужчиной и женщиной был актом доброй воли и основывался на сожительстве под одной крышей и намерении оставить потомство. Продолжение рода имело первостепенное значение с давних пор: так, еще в Додинастический период (около 4000 лет до н. э.) египтяне изготавливали небольшие фигурки эротического характера, которые, возможно, наделялись свойствами афродизиака.

 

Супруги и ребенок

 

В Древнем Египте пары больше всего молились о том, чтобы боги ниспослали им сыновей, о чем напоминает одно из поучительных высказываний: «Возьми жену, пока ты молод, и научи ее тому, что делают мужчины. Она родит тебе сына, пока ты силен, и у тебя будет потомство».

 

Это потомство обеспечивало родителям не только уважение в обществе, но и вечную жизнь в загробном царстве, потому что, как мы помним, в Древнем Египте именно дети должны были заботиться о поддержании погребального культа. Если женщина не могла иметь детей, мужчина имел право привести в дом другую.

 

К теме семьи - основы египетского общества - обращались все виды искусства. Художник обычно изображал женщину и ее супруга одного роста, что говорит нам о равенстве их статусов. Супружеские узы имели огромное значение, и это очень легко доказать: достаточно отметить, что перед именем женщины в большинстве случаев помещался эпитет «его возлюбленная супруга». Согласно традиции, супруги, как правило, изображались нежно обнявшимися или держащимися за руки. Рядом с мужем и женой мы часто видим и детей причем, иногда родители целуют их или играют с ними. В качестве примера можно привести произведения амарнского периода, датирующиеся приблизительно 1350 гг. до н. э., когда Эхнатон (Аменхотеп IV) и его супруга Нефертити утвердили новые ценности (любовь к жизни, семейные радости), которые сильно повлияли на искусство.

 

Идеальная пара: Исида и Осирис

 

Исида и Осирис были для египтян образцовой супружеской парой. Богиня Исида воплощала образ идеальной женщины, верной супруги, безутешной вдовы и заботливой матери. В египетской мифологии Исида была одновременно сестрой и женой Осириса. Она известна нам, прежде всего, благодаря истории о поисках тела Осириса, которое расчленил его брат Сет, тела, которое Исида собрала по кускам. Своей преданностью и любовью она сумела вернуть Осириса к жизни, и они зачали сына, бога с головой сокола, Гора, который унаследовал от своего отца египетский трон. Воскрешение силами супружеской любви соотносилось с плодородием нильского ила и каждый год отмечалось во время религиозных праздников. Постепенно Исида переняла качества и атрибуты богини любви Хатор. 



Еще материал по данной теме


Карты таро в мешочке

Карты Таро – это быстрый путь к ответам на волнующие вопросы.

Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

← все статьи