Масонская легенда о Хираме




Масонская легенда о Хираме

 

Главная легенда масонства - аллегорическое повествование о Мастере-строителе Иерусалимского Храма Хираме. Не случайно поэтому масонство называют «хирамическим» или «адонхирамитским» (существуют, правда, и менее влиятельные ответвления в учении и отдельные масонские ритуалы, заявляющие о своем происхождении от Адама, Еноха, Ноя, Моисея, строителей Вавилонской башни, египетских пирамид, тамплиеров, искателей Святого Грааля, различных школ алхимиков и т. п.). Несомненно, что легенда о Хираме возникла не в XVIII в. в умах творцов спекулятивной системы каменщичества, а гораздо раньше. По крайней мере, есть убедительные сведения о том, что мистерия Мастера разыгрывалась уже на торжественных церемониях средневековых союзов строителей.

 

В Библии говорится о семилетнем строительстве Соломоном Иерусалимского Храма, посвященного Богу. В общей сложности в этом процессе были задействованы до 180 тысяч рабочих-израильтян: 30 тысяч человек занимались заготовками кедровых и кипарисовых деревьев в Ливане, 70 тысяч выполняли функции носильщиков и 80 тысяч - каменосеков в горах. Масонская традиция называет несколько отличные цифры: три Великих Мастера, 3300 или 3568 надсмотрщиков - древних мастеров и 150 тысяч рабочих, из которых 70 тысяч были учениками, а 80 тысяч - подмастерьями. Святилище было грандиозным сооружением. Масонские источники указывают на наличие в нем 1453 колонн и 2906 пилястр - плоских вертикальных выступов прямоугольного сечения на поверхности стены, служащих для членения плоскости. Начальником над строителями был поставлен Адонирам, или Хирам.

 

В Ветхом Завете упоминаются несколько Хирамов (вариации имени: Хирам Абиф, Хирам-Авий, Адон- хирам, Адонирам, Адорам, Ирам, Хадорам, Хурам). Имя Хирам можно перевести с древнееврейского как «Благородный», Адонирам означает «Всевышний Господь», а приставка «Абиф» - почетное звание вроде «господин». О Хираме и Адонираме сообщается во 2-й книге Паралипоменон (2: 3 - 16; 3: 15 - 17; 4: 11 - 16; 10: 18), во 2-й книге Царств (20: 24), в 3-й книге Царств (1-й книге Царей) (4: 6; 5: 1 - 14; 7: 13 - 40; 12: 18). Фигурирует Хирам (Ирам) и в библейской Книге Бытия (36: 43), где о нем сказано как о старейшине Едома, но он не имеет отношения к масонской истории строительства Храма.

 

Мы можем с уверенностью свидетельствовать, что во времена Соломона существовали два Хирама:

 

1) царь Тира, поставлявший строительные материалы царю Израиля в обмен на пшеницу и оливковое масло;

 

2) интересующий нас искусный медник, тирянин, «сын одной вдовы из колена Неффалимова».

 

Последний Хирам, отец которого был посвящен в свое время в Тире в дионисийские мистерии, изготовил два столпа из полированной меди, украшенные наверху гранатовыми яблоками, литое море, стоявшее на двенадцати волах (сосуд для жертвоприношений), по десять подстав и умывальниц, лопатки и чаши для священных обрядов в Храме. Хирам установил отлитые медные столбы к притвору Храма. «...Поставил столб на правой стороне, и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне, и дал ему имя Воаз».

 

«Хирам - сын вдовы» - ключевое понятие для масонов. Неофициальные прозвища Ордена - «Братство вдовы», «дети вдовы» или «сыновья вдовы». Сосуд для пожертвований на нужды ложи и благотворительность носит название «кружка вдовы». Одно из возможных, но очень натянутых и малоправдоподобных объяснений этих терминов исходит из того, что Солнце, спускаясь с небосклона, оставляет «вдовой» мать-природу, учениками которой считали себя члены лож. Более интересна попытка исследователей установить связь с названием манихейско-гностической секты «Сыновья вдовы».

 

Хирам разделил всех рабочих-строителей на три разряда, чтобы они получали вознаграждение («жалованье») в соответствии со своими способностями, дарованиями, усердием и старательностью. С тех пор в языке масонов присутствует понятие «увеличение жалованья» - переход от одной символической степени к другой, посвящение в новый, более высокий градус. Каждый разряд (Ученики, Подмастерья и Мастера) имел свои ритуалы посвящения, собственные отличительные знаки, жесты и слова, служившие паролем для опознавания.

 

Но вот пятнадцать подмастерьев, не посвященных в степень мастера, решили любой ценой выведать у Хирама пароль, который сообщался только третьему разряду, надеясь узнать секреты мастерства каменщика. Кроме того, называя заветные слова, мастера получали повышенное жалованье. Так они захотели стать мастерами раньше установленного срока, хотя сами были очень ленивы и неумелы. Впоследствии, однако, двенадцать подмастерьев отказались от своих жестоких замыслов. Остались только трое. Известны имена злодеев: Фанор, Амру и Мафусаил (разные масонские авторы их называли соответственно Юбела, Юбело, Юбелум или Джубела, Джубело, Джубелум).

 

Подмастерья заметили, что руководитель строительства каждый вечер подолгу задерживается в возводимом сакральном здании. Заговорщики подстерегли Хирама в Храме, когда уже вышли рабочие и он в одиночестве проверял качество проделанных работ. Подмастерья вооружились молотками (по другой версии - угольником, измерительной линейкой и молотком). Злодеи закрыли все три выхода из священного помещения и начали угрожать смертью Великому Мастеру. Когда Хирам подошел к южному выходу, то натолкнулся на первого из подмастерьев, потребовавшего назвать ему пароль. Однако Хирам обещал представить его на утверждение Совета Мастеров только после завершения срока обучения, настойчивой, упорной работы и овладения достаточным числом навыков и умений. Когда Мастер отказался назвать заветное слово подмастерью, тот тяжело ранил его, ударив деревянным молотком в левое плечо.

 

Хирам попытался спастись через западный выход, пошел к запертым дверям, но там его поджидал второй преступник, который также потребовал открыть тайну. После отказа он нанес удар молотком в правое плечо (согласно другому варианту масонской легенды - в шею или в грудь) и сбил с ног. Хирам еще имел силы, чтобы, покачиваясь, добраться до восточных ворот, однако здесь его настиг третий убийца, ударивший прямо в голову, а если быть точным - прямо в лоб. Мастер погиб, сохранив до последнего вздоха верность долгу. Перед смертью он воскликнул: «Кто-нибудь поможет сыну вдовы?!» С тех пор эти слова стали просьбой о помощи вольного каменщика, когда он обращается к собратьям. Подмастерья склонились над бездыханным телом, проверяя, теплится ли в нем еще жизнь. Они пять раз прикоснулись к трупу Хирама, убеждаясь в смерти последнего.

 

Поскольку было еще светло, убийцы спрятали мертвое тело под кучей шероховатых и уже обработанных камней. Однако поздним вечером они решили перетащить его подальше. Преступники закопали ночью тело Мастера далеко за городской стеной Иерусалима на одной из окрестных гор. Масонское предание свидетельствует, что сделали они это ровно в полночь. Подмастерья-убийцы бросили на земляной холм сорванную ветку акации в целях маскировки. Соломон спустя семь дней после таинственного исчезновения своего главного архитектора сильно обеспокоился отсутствием вестей о последнем. По другим сведениям, царь уже в шесть часов утра прибыл на стройку и удивился тому, что рабочие бездействовали, ибо не знали планов на текущий день. Все работы временно прекратились, и подходы к Храму были закрыты на девять дней. Царь послал девять мастеров на поиски пропавшего Хирама (в других версиях легенды были отправлены пятнадцать подмастерьев или два смотрителя, каждый в сопровождении семи мастеров).

 

Девять мастеров разделились на три группы по три мастера в каждой. Каждая из групп направилась по одному из трех выходов из Храма по трем разным направлениям. Мастера, покинувшие святилище через восточный выход, увидели яркий неземной свет на холме. Добравшись до этого места, они присели, чтобы отдохнуть. Неожиданно каменщики заметили, что земля еще свежая, недавно вскопанная, со следами борьбы, рядом валяются случайно оброненные угольник и циркуль. Благодаря брошенной ветке акации, которой подмастерья пытались скрыть следы преступления, они нашли тело убитого Мастера. Опознан он был по золотому кинжалу, который носил как украшение.

 

Начав разрывать яму, три мастера посчитали, что подмастерьям удалось узнать тайное слово Мастера, поэтому они решили изменить пароль на ту фразу, что будет произнесена первым из них при поднятии бездыханного тела. Когда один из мастеров хотел поднять труп и коснулся рукой указательного пальца правой руки убитого, то кожа на нем отделилась от костей и осталась в руке. Второй мастер взялся за средний палец, но и здесь тоже плоть отделилась от скелета и осталась в его руке. Прикоснувшись к запястью правой руки Хирама и увидев, что мясо отошло от кости, третий из мастеров воскликнул: «Макбенак!», что означает «Труп истлел!», «Плоть сходит с костей!» или «Тело отделилось от костей!». Эти слова с тех пор стали новым паролем мастеров. В виде аббревиатуры «М. В. N.» («МБН») они изображаются на ритуальных коврах ложи и других масонских символических предметах.

 

Подняв мертвое тело строителя, три мастера позвали находившихся недалеко шесть других каменщиков. Посадив на месте захоронения куст акации (или воткнув ее ветвь в почву для обозначения могилы), девять мастеров, обнаруживших труп, вернулись с горестным известием к царю. Они же первыми и вернулись вскоре к скорбному месту. Вслед за ними пришли и другие мастера. Соломон приказал перенести тело Мастера в Храм. Совместными усилиями всех мастеров это было выполнено. В торжественной погребальной церемонии приняли участие все мастера, надевшие на себя знаки различия и покрывшие руки белой тканью - свидетельством их невиновности в убийстве. Соломон распорядился, чтобы в могилу положили трехгранный золотой клинок, на котором был выгравирован новый пароль мастеров. Все мастера выстроились вокруг могилы, и тот, кто первым приподнял мертвое тело праведника Хирама на холме, сказал стоявшему справа: «Макбенак!» С тех пор это выражение переходит от мастера к мастеру - передается из поколения в поколение масонов.

 

В литературе существует несколько принятых толкований мифа о Мастере Хираме. Космологическая интерпретация исходит из отраженного в легенде факта борьбы двух враждебных начал - божества, принесенного в жертву и возрожденного, и злого духа. Древняя мистерия умирания - воскресения Мастера носит онтологический характер, напоминая также об оживлении природы весной и о воскрешении всех мертвых во время Страшного суда.

 

Астрономическое объяснение основывается на том, что данное сказание повторяет древнеегипетское повествование об убитом и воскресшем Озирисе. Хирам, как и египетский бог, олицетворяет Солнце в период зимнего солнцестояния. Солнце-Озирис циклически «умирает» и «воскресает» в течение года. Убийцы располагаются у восточных, западных и южных врат - сторон света, освещаемых дневным светилом. Три подмастерья и девять мастеров в совокупности соответствуют двенадцати знакам зодиака.

Библейские мотивы просматриваются в очевидной параллели с картинами воскресения мертвых праведников, запечатленных в Библии. Иудеохристианская символика во время посвящения в степень Мастера проявляется и в ритуальном разделении ложи по примеру Иерусалимского Храма на две части - на Святое Место и на Святейшее Место.

 

Аллегорическое истолкование легенды о Мастере в духе Просвещения требует видеть в Хираме свет истины, свет разума, а в подмастерьях - противостоящие ему силы фанатизма, деспотизма и невежества. Важно лишь при этом помнить, что Хирам всегда символически снова и снова воскресает в каждом из вновь посвященных в ложах мастеров. Следует иметь в виду, что тема Мастера-строителя в той или иной  форме присутствует во всех масонских степенях.

 

Продолжение легенды о Хираме связано с темой долга и отмщения, а также поисков справедливости, которая продолжается в степенях Шотландского рыцарства (с четвертой по четырнадцатую) и Андреевского масонства. Все эти степени требуют строгого соблюдения взятых на себя обязательств. Присяга - это прикосновение к святому, поэтому все Шотландские степени предусматривают крайне суровые символические наказания всем, кто осмелится нарушить клятву и выдать профанам (непосвященным) секреты тайного искусства. В адрес изменников звучат угрозы отдать на съедение грифонам, закопать на дне морском, превратить их кровь в смертельный яд и т. п.

 

Гибель трех преступников-подмастерьев служит подтверждением того, что возмездие отступникам от учения и разгласителям тайн Ордена неизбежно и неотвратимо. После того как тело Мастера было найдено и торжественно захоронено, было обещано должное вознаграждение за нахождение, поимку или выдачу убийц. К царю явился неизвестный и заявил, что нашел пещеру, в которой скрывался один из преступников. Соломон вновь избрал девять мастеров и поручил им отыскать, схватить и доставить к нему в Иерусалим злодея живым. Каменщики сопровождали незнакомца до места, где прятался убийца.

 

Мастер по имени Иоаберт, обуреваемый безумной жаждой мщения, раньше других подошел к убежищу подмастерья. Последний спал на земле, рядом лежал его кинжал. Иоаберт схватил оружие и пронзил грудь подмастерья, после чего отрезал ему голову. Затем вместе с другими мастерами Иоаберт торжественно принес Соломону голову и кинжал подмастерья, лишившего жизни Хирама. Царь был разъярен неповиновением, ибо мастеру никто не давал права самому поспешно судить, скоротечно приговаривать к смерти и убивать, ибо новое преступление не может послужить истине, а справедливость нельзя подменять личной страстью. Один из царедворцев занес кинжал над ослушавшимся мастером, но Соломон остановил его. Он простил поступившего неблагоразумно Иоаберта, вняв не столько уговорам других мастеров, сколько собственному внутреннему голосу. Царь пришел к выводу, что следовало бы, наверное, вообще отказаться от принципа «смерть за смерть». Насилие ни к чему хорошему не приводит. Свобода не может основываться на терроре.

 

Дело Хирама было продолжено. Строительство Храма возобновилось. Девять упоминавшихся мастеров объединились в Компанию Избранных Мастеров-Рыцарей и учредили особые знаки и пароли. Такова легенда Степени Кинжала - Избранного Масона Французского ритуала XVIII в. и девятой степени Шотландского обряда, называемой Избранный из Девяти или Рыцарь-избранник Девяти. В масонских системах существует еще множество различных Избранных Степеней, наиболее значимыми из которых являются Избранный из Пятнадцати и Прекрасный (Возвышенный) Рыцарь-избранник Шотландского обряда.

 

Есть разные вариации легенды о пятнадцати. Общий же смысл заключается в следующем. До Соломона дошли сведения о том, что два скрывавшихся подмастерья-убийцы, по всей видимости, погибли в земле Геф в области города Капула (Кабула). Царь продолжил строительство Храма, назначив его руководителями девять Избранных Мастеров. О проделанной работе они обязаны были докладывать ему ежедневно. Впоследствии количество Избранных Масонов выросло до двенадцати - по числу колен (племен) Израилевых, упомянутых в Библии. Соломон вручил двенадцати Мастерам украшение - перевязь с вышитым Пылающим Сердцем - символом любви к братьям.

 

Оказалось так, что спустя шесть месяцев после убийства Хирама в Иерусалиме узнали о том, что беглые злодеи найдены живыми. Вновь появился неизвестный чужеземец, на этот раз назвавшийся по имени - Периньян. Он заявил, что, работая, нашел скрывавшихся подмастерьев в пещере, находившейся неподалеку от Горящего Куста. К тому времени преступники дошли до последней стадии нужды и нищеты. Периньян пожалел их и дал хлеба, но ослушаться приказа царя Соломона не мог и сообщил о месте нахождения беглецов одному из Распорядителей Строительства, приехавшему в землю Геф.

 

Князь Гефский был вассалом Соломона, поэтому царь приказал ему доставить двух уцелевших подмастерьев в Иерусалим, где их и казнили. Непосредственно перевозку осуществляли пятнадцать Избранных Мастеров, в число которых вошли и девять ранее выбранных. Они были отправлены в Геф с письмом от царя. Эту часть масонской легенды надо понимать иносказательно: Бог всегда находит злоумышленника, поэтому нет спасения от Его правосудия.

 

Для степеней посвящения Избранных Мастеров характерна богатая символика. Отметим только некоторые символы: двенадцать светильников - Избранные Мастера; урна - сосуд, в котором сохранили сердце Хирама; надгробие - символ трагически погибшего Мастера; семисвечник - семь огней Святого Духа, оберегающего нравственность людей; Ковчег Завета - образ Храма Соломона; пальмы - херувимы, покрывающие крыльями Ковчег; Золотой Сундук - вместилище очищенных добрыми делами сердец, угодных Богу; череп, пронзенный кинжалом, - напоминание об участи трех оступившихся подмастерьев.

 

Что же произошло с Коллегией Девяти Мастеров в дальнейшем, когда Иерусалимский Храм после семи лет упорного труда был, наконец, возведен? Самый достойный из девяти был избран главой Братства и присягнул на верность Богу, поклялся в преданности государю и обещал быть милосердным в отношении людей. Девять Избранных удалились от мирских дел, погрузившись в молитвенное сосредоточение и занявшись благотворительностью. Они стали родоначальниками Ордена Прославленных Компаньонов, ложи которого действовали в Палестине до прихода крестоносцев. Большинство Избранных Рыцарей сражались с язычниками и приняли христианство. В XII в. они соединились с иоаннитами-госпитальерами (будущий Мальтийский Орден) и тамплиерами. Из Святой земли Орден распространился по всей Западной Европе и дошел до Шотландии, где и укоренился в таинственном Кальвиннинге, получив современное название - Франкмасонский союз. Толкование заключительной части мифа о Хираме, подмастерьях и Мастерах основано на том, что в жизни человека чрезвычайно важное значение имеют соблюдение клятвы Богу, преданность государям, милосердие, забота о ближних и готовность пролить свою кровь за веру. Не следует забывать и о той мистической истине, что сердце - это живой храм, где располагается алтарь, на котором приносятся священные жертвы Господу.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

Энергетические вампиры. Методика распознавания и защиты

Книга построена по схеме: диагностика - анализ - лечение.

← все статьи