Культурные герои




Культурные герои

 

Казалось бы, Пять совершенномудрых правителей с полным основанием должны быть отнесены к мифическим так называемым культурным героям, в незапамятные времена открывшим людям полезные навыки, приемы, искусства, умения, усмирившим потоп и огонь, добывшим или создавшим первые орудия труда, поборовшим страшных чудищ и т. д. Однако со времен Конфуция китайская традиция с неизменным постоянством возводит этих мифологических героев в ранг реальных исторических деятелей золотой древности, а их деяния, истолкованные в духе конфуцианских духовных ценностей, полагает свершившимся фактом. В результате подобного редактирования интересующие нас персонажи предстают в причудливом смешении фантастического и реального.

 

Фуси

 

Первый из Пяти совершенномудрых правителей древности - Фуси, правивший, как утверждается, в 2953-2838 гг. до н.э. Мать зачала его, ступив на след божественного великана, и Фуси пролежал в материнской утробе двенадцать лет. Полубожественное происхождение Фуси подтверждается и тем, что впоследствии он один из немногих смертных удостоился посещать небесные чертоги.

 

Как и подобает культурному герою, Фуси всецело посвятил себя служению людям. Он научил людей охотиться, ловить рыбу сетями, укрощать огонь и применять его для приготовления пищи (его другое имя, Паоси, означает "жареное мясо"). Главная же заслуга Фуси перед традиционными науками и практиками - восемь триграмм, или комбинаций из трех сплошных и прерывистых линий, явленные его всепроникающему взору в рисунке на панцире черепахи (вариант: в завитках волос на спине дракона-коня).

Божественные супруги - Фуси и Нюйва 

От этих триграмм, служащих ключом к таинствам природы и ее циклическим изменениям и обозначающих широкий круг природных и социальных явлений, берут свое начало гадательная практика, медицина, геомантия и т.д.

 

Древние рельефные изображения в антропозооморфном виде и в супружеской паре с Нюй- вой воспроизводят, вероятно, наиболее архаичный пласт представлений о Фуси как о перво-предке-демиурге. Обычным атрибутом Фуси является золотой ворон - символ Солнца и мужской силы Ян, а Нюйвы - жаба и белый заяц, толкущий снадобье, - символ Луны и женской силы Инь. Такая ипостась подтверждает еще одну функцию Фуси - функцию покровителя брачного союза, прослеживаемую в ряде письменных источников.

 

Шэньнун

 

Шэньнун, или Божественный земледелец, унаследовал трон у Фуси и правил в 2838 - 2698 гг. до н.э. Подобно своему предшественнику Шэньнун был рожден чудесным образом: мать зачала его, когда увидела небесного дракона-хранителя обители богов. Агрокультурный герой, первый землепашец и создатель сельскохозяйственных орудий (деревянной сохи), Шэньнун всенародно почитаем как божество земледелия и покровитель земледельцев. Когда с небес на землю упали семена проса, он засеял поле и собрал урожай, тем самым положив начало земледелию.

 

В той же мере Шэньнун почитаем и как основатель китайской медицины. Жители царства великанов подарили ему «лекарственное животное», которое по зову страждущих мчалось в поля и приносило в пасти необходимые целительные травы. Сам Шэньнун ходил по полям и стегал красным кнутом травы, таким образом выявляя среди них целебные или ядовитые. Опыты Шэньнуна прекратились только с последним вздохом: он проглотил стоножку, каждая нога которой превратилась в червя.

 

В одном из своих многочисленных значений красный цвет в китайской мифологии указывает на принадлежность к загробному миру и связан с представлениями об умерших и с самой смертью.

 

В массовом сознании, наряду с историзованным обликом Шэньнуна, присутствует также и архаический образ зеленого (по цвету растительности) чудища со змеиным телом, бычьей головой, человеческим лицом и тигриным носом.

 

Хуан-ди

 

Хуан-ди - Желтый владыка, или Желтый предок, правивший в 2698-2598 гг. до н.э., и по хронологии, и по своему значению, и по отношению к традиционным наукам и практикам - центральная фигура среди Пяти совершенномудрых императоров древности. В его столетие пребывания на троне, ставшее апогеем золотой древности, на земле появились цилинь-единорог и фэнхуан-феникс - вестники мудрого правления. Среди Пяти совершенномудрых правителей древности Хуан-ди с наибольшим правом претендует на роль первопредка китайцев: в облике Хуан-ди прослеживаются черты дракона - основного тотема предков китайцев, а желтый цвет заимствован у лессовых почв долины Хуанхэ - колыбели китайской цивилизации.

 

Китайская цивилизация обязана Хуан-ди административным устройством (10 домов в селении, 10 селений в уезде, 10 уездов в округе, 10 округов в области, 10 областей в империи) и 60-летним календарным циклом, а также большим рядом нововведений (платье и туфли, различные для мужчин и женщин, ворота, дома, гробы) и изобретений (топор, лук, стрелы, пестик и ступка). Желтый предок научил людей бурить колодцы, мастерить повозки и лодки, отливать колокола и треножники. Для нас же более всего важно, что китайская традиция прямо связывает с именем Хуан-ди возникновение многих традиционных наук, включая медицину и геомантию. Безусловно, Желтый предок - наиболее священная и значимая фигура в системе традиционных наук и практик.

 

Меж тем современные исследования позволяют утверждать, что Хуан-ди - один из наиболее архаичных мифологических героев, предстающий в образе антропологического существа с ликом дракона, солнечным ртом, четырьмя глазами или четырьмя лицами. Четыре глаза и лица Хуан-ди находят свое объяснение в древней четырехсторонней модели мира с центром в священных горах Куньлунь - оси мира: в таком значении Желтый предок предстает божеством центра, статус которого поднимается до уровня Верховного владыки Шанди.

 

И еще одно важное для нас наблюдение. Четыре глаза или четыре лица Хуан-ди непосредственно коррелируют с подобной же шаманской маской древних китайцев, а самого Желтого владыку, воплотившего магическую силу земли, позволяют прямо связывать с шаманскими культами.

 

Яо

 

Отцом Яо, или Высоченного, был Верховный владыка, а матерью - дочь повелителя огня Ходи, рожденная из пламени, зажженного молнией. Об обстоятельствах зачатия Яо предание сообщает следующее. Мать Яо гуляла у истоков реки и увидела на берегу красного дракона. На его спине был портрет человека в красной одежде, с восьмицветными бровями (знак, указующий на чудесную способность прослеживать ход небесных светил) и длинными усами. Внезапно налетевший вихрь соединил женщину с драконом, и от этого соития родился Яо - точь-в-точь человек с портрета.

 

Историзованный Яо правил более семидесяти лет, всемерно заботился о подданных, был необычайно скромен и неприхотлив: зимой носил оленью шкуру, летом - пеньковую одежду, ел из глиняной посуды. Китайская традиция связывает с его именем совершенствование календаря и приспособление его к нуждам земледелия.

 

Шунь

 

Шунь не был из правящего рода и унаследовал трон при законном наследнике. Яо избрал Шуня своим наследником взамен беспутного сына и выдал за него замуж двух своих дочерей. Еще до прихода на престол Шунь прославился безупречным поведением и почтительностью к родителям, преуспел в земледелии и ремеслах. В продолжение почти сорока лет своего правления он повсеместно внедрял образцы высокого благочестия, усовершенствовал изобретенные еще Хуан-ди ворота, дома и гробы, лодки и повозки, лук и стрелы, пестик и ступку.

 

Как и предшествующие совершенномудрые правители, Шунь отмечен признаками божественного происхождения: мать зачала его, увидев на небе большую радугу (радуга символизирует дракона), и на его лбу от рождения была запечатлена особая драконова метка; по два зрачка в каждом его глазу означают сверхчеловеческую проницательность. Образ последнего из Пяти совершенномудрых правителей наделен и героическими чертами: Шунь усмирил четырех мифических злодеев и отправил их охранять пределы Поднебесной от посягательств зловредных духов.

 

Следуя примеру своего предшественника, Шунь завещал престол не прямому наследнику, своему непутевому сыну, а прославленному усмирителю потопа Юю. Впрочем, Юй, положивший начало полулегендарной, полуисторической династии Ся (сведения древних источников все еще не получили полного подтверждения), заслуживает отдельного рассказа.



Еще материал по данной теме


← все статьи