Канон китайского оккультизма




Канон китайского оккультизма

 

Речь пойдет о некоем артефакте, или о том, чего никогда не было и не будет в китайской культуре. В самом деле, отдельные оккультные дисциплины по мере институализации обрастали все более обширной литературой теоретических трактатов и эссе, учебников, практических пособий, рекомендаций ит. д. Учесть ее объем и даже установить порядок исчисления не представляется сколь-либо возможным: в свое время в разных частях и уголках Поднебесной из года в год выходило в свет бесчисленное множество книг только по геомантии-фэншуй.

 

И все же в рамках каждой такой институции существовал довольно ограниченный набор наиболее авторитетных и почитаемых письменных памятников, принадлежащих основателям, признанным теоретикам и непререкаемым мэтрам. Для придания большей основательности и даже сакральности их часто связывают с именем Желтого Предка, по китайской хронологии, жившего в XXVII в. до н. э., но это лишь намеренный анахронизм или литературный прием. Так, медицинский канон «Хуан-ди нэй цзин» («Канон Желтого Предка о внутреннем») датируется не ранее начала династии Хань (конец III в. до н. э.); канон геомантов «Хуан-ди чжай цзин» («Канон Желтого Предка о жилище») - не ранее VII в. (если судить по указаниям в самом тексте канона). Впрочем, алхимический канон «Цань тунци» («Единение триады»), приписываемый Вэй Бо-яну, жившему во II в., похоже, датируется X в. Обзаведясь множеством текстов, китайский оккультизм в какой-то мере утратил ореол таинственности и недоступности, но не склонность к мистификации...

 

Итак, внутри каждой оккультной дисциплины сложился (причем сравнительно поздно) набор канонических текстов, равно почитаемых всеми школами и ответвлениями. Что же касается единого основополагающего канона всех традиционных наук и практик, или протоканона китайского оккультизма, то он не представлен в китайской традиции по меньшей мере по двум причинам:

 

1) процесс дифференциации не способствовал оформлению единого протоканона;

2) древнейшие знания, по всей видимости, генетически, имманентно и на уровне подсознания присущи носителю традиционной китайской культуры.

 

Предлагаемая нами реконструкция искусственна и умозрительна, но не бесполезна, тем более для представителя инокультурной среды. Нашему читателю предлагаются уже известные базовые основы и главные категории китайского оккультизма в оригинальном изложении общепризнанных и наиболее авторитетных китайских источников.



Еще материал по данной теме


← все статьи