Карнакский храм




Карнакский храм

 

Великий храм Амона в Фивах - один из лучших образцов религиозной архитектуры Древнего Египта. Благодаря роли, которую он играл в духовной и политической жизни страны, город быстро стал второй столицей. Монументальные сооружения, неотъемлемая часть истории Египта, придают этому месту необыкновенную красоту и величие. Вера целого народа принесла Карнакскому храму славу.

 

Во всех древних городах есть что-то колдовское, но Карнак, с его грандиозными памятниками - это поистине зачарованная земля». Именно так египтолог Гастон Масперо в восхищении отзывался о руинах величайшего святилища Древнего Египта. Это еще и самый впечатляющий храм царства. На протяжении двух с половиной тысяч лет, от Среднего царства и до римской эпохи, фараоны непрестанно украшали храм Амона, славного фиванского бога, которому они поклонялись с особым рвением.

 

Карнак и тело Амона, сила бога

 

Это место существовало с единственной целью - славить своего бога. Это был настоящий священный город, построенный неподалеку от древних Фив, огромный комплекс, который египтяне называли Опет-Сут, «самое почитаемое из мест», а арабы, захватившие эту землю, окрестили Карнаком, что переводится как «старое укрепленное поселение». Причины, побудившие правителей построить здесь святилище, были, как всегда, сложны: сердце египетской столицы, расположенное к востоку от Нила, точно напротив некрополя Долины Царей, билось в одном ритме с религиозными церемониями.

 

 История строительства Карнакского храма восходит, по-видимому, к III династии, однако он может оказаться и более древним сооружением. В эпоху Среднего царства Амон стал главным божеством древнеегипетской теологии, и первые упоминания о существовании посвященного ему храма датируются еще XI династией, правлением Антефа II. С течением времени маленькое святилище превратилось в религиозный центр первостепенного значения - и все благодаря духовенству, чье экономическое, а затем и политическое могущество, впрочем, не всегда устраивало фараонов. Амон, «скрытый», покинул свое тайное жилище и поселился в Карнаке. Вскоре с ним были отождествлены некоторые младшие божества, ставшие не более чем гранями его всемогущества, например, Мин из Коптоса и Монту, древний местный бог. Позднее Амон «переродится» в Амон-Ра, великого бога, которому будет поклоняться все Египетское царство.

 

История Карнака

 

Изначально храм занимал небольшую территорию, которая сегодня стала самой северной частью святилища. Наиболее ранние из построек, о существовании которых нам известно достоверно, относятся к периоду правления фараона Сенусерта I, но не все они дошли до нас в своем первоначальном виде.

 

Так например, знаменитый Белый храм - маленький храм, в котором во время ежегодных шествий хранилась священная ладья Амона - удалось собрать буквально по частям. Его элементы были использованы при строительстве третьего пилона во времена царицы Хатшепсут. Когда храм был восстановлен, исследователи обнаружили на его цоколе первый известный список номов (административных единиц) Древнего Египта.

 

Самый сложный комплекс Египта

 

Современный Карнак - огромное святилище, которое из-за своей величины может показаться нам несоразмерным. Но это конечный результат «вечной стройки» Древнего Египта, храм, работа над которым никогда не прекращалась. Для богов не найти ничего лучшего! По сути, Карнак был не одним храмом, а тремя архитектурными ансамблями, занимающими 123 гектара к северо-западу от Луксора. Помимо собственно храма Амона на территории религиозного комплекса стояли также храмы меньших размеров, посвященные другим членам фиванской триады: Мут на юге и Хонсу на востоке. Но не только у них был здесь свой уголок: в Карнаке поклонялись богу-создателю Мемфиса Птаху и Осирису, богу умерших, владыке загробного мира. Первые храмы были не слишком велики; настоящее строительство началось при XVIII династии, когда каждый или почти каждый правитель вносил свой вклад во всеобщее дело возведения святилища.

 

Явления бога

 

Верующие, желавшие обратиться к богу с молитвами, поделиться с ним своими страхами или вознести ему хвалы, всегда могли сделать это в его храме.

 

Однако самым долгожданным событием для всего египетского народа был праздник бога. Один раз в год его с большой помпой выносили из полумрака и покоя святилища, чтобы он мог посетить город и окрестные деревни. В этих празднествах и всеобщем ликовании принимал участие и сам фараон собственной персоной. Наиболее знамениты были торжества на праздник опет, посвященный Амону и отмечавшийся в Карнакском святилище. Бога в прецессионной ладье переносили в соседний храм, расположенный в Луксоре, где он посещал свой гарем.

 

Священные, но заброшенные земли Карнака

 

После того, как арабы завоевали египетскую землю, город погрузился в забвение. В Средние века это место стало огромной каменоломней: все памятники, сложенные из известняка, были снесены до основания, и каменные блоки использовались повторно при строительстве современного города Луксора. В XV веке руины Карнакского храма впервые посетил европеец - некий венецианец, однако его впечатления не были опубликованы. Лишь в XVII веке отцы Протасий и Франциск описали это место, и из их рассказа люди узнали о том, что когда-то здесь стоял целый храмовый комплекс.

 

Исследования начали проводиться здесь в середине XIX века. В 1858 году была создана Служба древностей: отныне Египет сам следил за своим историческим наследием. Огюст Мариет и Гастон Масперо стали первыми археологами, предпринявшими на этом месте настоящие раскопки. В 1895 году Управление работами в Карнаке взяло на себя расчистку территории святилища, чтобы спасти памятники, которым угрожало исчезновение. Сперва этот огромный труд был доверен археологу Жоржу Легрену и его команде, которые почти полностью восстановили святилище.

 

Архитектура храмов имеет особую символику

 

Каждый храм, построенный древними египтянами, символизирует первую землю бенбен, выступившую из первичного океана в самом начале времен. Этот холм изображался при помощи повышения уровня пола от входа ко внутреннему святилищу (святая святых храма). Колонны были зарослями папируса, выросшими на холме (им придавали соответствующую форму); более того, каждый храм или был окружен водой, или стоял неподалеку от небольшого внутреннего озера. Очень многие священные места, на которых строились храмы, были местом молитв с древнейших времен в истории человечества. Однако руины, дошедшие до наших дней, обычно датируются самое раннее эпохой Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.), потому что каждый правитель и каждая династия постоянно перестраивали и расширяли сооружения своих предшественников, так что от первоначальных святилищ почти ничего не уцелело. Карнак - исключение из этого правила: храмовый комплекс сохранил следы всех изменений со времен правления Сенусерта и до последних веков древнеегипетской цивилизации.

 

Храм - это жилище бога, и предполагается, что тот пребывает в нем постоянно. Лишь паломник с чистым сердцем мог приблизиться ко внутреннему святилищу, расположенному в стенах храма: египтяне верили, что храм полон божественного присутствия, и тот, кто будет недостаточно почтителен, не будет допущен. Божество воплощалось в служителе культа, а статуя самого бога стояла в особой нише, наосе: именно здесь происходил контакт с иным миром. Считалось, что боги владеют всеми тайнами природы и наделены сверхъестественной силой. Но они могут принимать и человеческое обличье, так как в этой форме они ближе к простым смертным. Древнеегипетская теология наделила их всеми элементами человеческих взаимоотношений: семьей, друзьями, врагами, местом в иерархии богов...

 

Духовенство Амона забирает все большую власть

 

 

Каждый храм был, по сути, маленьким городом, населенным, помимо служителей культа, чиновниками, стражниками, ремесленниками и крестьянами. Они жили здесь совсем так же, как в обычном городе. Но жрецы все, же считались особым классом; египтяне называли их уабу («чистые»), итнетер («божественные отцы») и хемнетер («служители бога»). Их призванием была жизнь в уединении, вдали от светского мира. На должность великих жрецов Амона и великой супруги Амона, имел право назначать людей только сам фараон. И он выбирал их из числа своих ближайших родственников, что позволяло ему пристально следить за этим «институтом», который еще со времен Рамсесов пытался добиться полной независимости от светской власти и образовать настоящее государство в государстве. Хотя сначала власть жрецов была исключительно духовной, вскоре она распространилась на политику и экономику, и духовенство Амона стало настолько автономно, что в 1080 году до н. э. Херихор, великий жрец, захватил египетский престол, став фараоном XXI династии.

 

В конце концов, Карнакский храм заполучил все богатства, сосредоточенные на фиванской земле. Пятая часть каждого урожая автоматически отправлялась в хлебные амбары Амона, чтобы спасти население от голода в случае недостаточно сильного разлива реки. Кроме того, храм получал свою долю военной добычи - как трофеями, так и пленными. Дань, которую платили покоренные Египтом народы, руда и камни, товары, привезенные из дальних экспедиций - все это хранилось в его сокровищнице.

 

Спасти Карнак

 

Когда Карнакский храм был открыт заново, он пребывал в полном запустении. Три четверти территории были покрыты тоннами обломков, слой которых достигал от пяти до десяти метров. Пески засыпали почти все древние сооружения, мало- помалу разрушая их. Просачивающаяся сквозь почву вода постепенно размывала известняк, а соль разъедала его. Грунтовые воды под храмовым комплексом были серьёзной угрозой его существованию: в любой момент здания могли обвалиться. Необходимо было срочно что-то предпринять, чтобы спасти Карнак от исчезновения. Прошло почти столетие, и, ценой титанических усилий, это место снова предстало перед посетителями таким, каким оно было в эпоху Нового царства.



Еще материал по данной теме


Карты таро в мешочке

Карты Таро – это быстрый путь к ответам на волнующие вопросы.

Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

← все статьи