Юй - покоритель потопа




Юй - покоритель потопа

 

В мифологии китайцев, как и других народов мира, сохранилось предание о мировом потопе. Еще в правление уже известных нам Яо и Шуня великая засуха сменилась великим наводнением: суша отступила под напором вод, были затоплены поля и нивы, голодные люди смешались с дикими зверями и птицами и были на краю гибели. Прежде Юя усмирить потоп призван был его отец Гунь. Дерзновенный и своенравный Гунь похитил у Небесного правителя «саморастущую землю» - сижан: один ее комок вырастал до размеров горы или дамбы. Обладая столь чудодейственным средством, Гунь возвел непреодолимые, казалось бы, препятствия для разбушевавшейся стихии, однако в итоге его замыслы потерпели полный крах. Китайская традиция объясняет провал Гуня многими причинами: он не был достаточно добродетелен и не сподобился небесного соизволения на подвиг; препятствуя свободному течению вод, он нарушил гармонию природы и естественный ее ход; наконец, он вступил в сговор против императора Шуня. По степени вины в разных источниках ему было отмерено и разное наказание: изгнание, заточение в тюрьму и даже мученическая смерть.

 

Историческое предание гласит, что отныне исполинская задача по обузданию потопа возложена Небом на добродетельного Юя и становится неотъемлемой частью Великого плана по политическому, административному и иному переустройству Поднебесной. К тому же Юй усмирял потоп иным способом, нежели его незадачливый отец: вместо возведения дамб и плотин он рыл каналы и чистил русла рек. Впоследствии ирригационные работы в Поднебесной велись в основном по методу Юя.

 

Результаты ирригационных работ, начатых в древности, не всегда положительны для современного Китая: многокило­метровая искусственная насыпь вдоль русла Хуанхэ достигает высоты многоэтажного дома, а уровень реки значительно выше окружающего ландшафта.

 

Мифологический Юй значительно отличается от историзованного. По одной версии, он вышел из чрева отца, казненного тремя годами ранее, и имел облик дракона, а по другой - мать родила его от проглоченной ею чудесной жемчужины. Получив приказ от Верховного владыки и в придачу «саморастущую землю», Юй приступил к прокладке каналов и очистке русел рек. В свите Юя были черепаха, несущая на спине «саморастущую землю», и дракон, прочерчивающий своим хвостом направление будущих потоков. Придя к реке Хуанхэ, Юй встретил духа реки, который вручил ему зеленый камень с причудливым узором, - то была столь необходимая карта рек. Потом ему была дарована нефритовая пластина, послужившая эталоном для измерения Неба и Земли. Собрав всю бронзу с девяти областей Поднебесной, Юй отлил девять треножников, поднять каждый из которых были способны только девяносто тысяч человек. На этих треножниках изобразили разного рода нечисть, злых духов и оборотней, дабы предупредить людей об опасности.

 

У этой легенды есть продолжение. Треножники переходи­ли от правителя к правителю, пока один из них не утонул в реке Сышуй. Император Цинь Ши-хуан-ди (221-209 до н.э.), не наделенный должной добродетелью, приказал достать его, но сделать это не удалось. Впоследствии исчезли и восемь других треножников.

 

Юй запечатлен в народной памяти в образе и императора, основателя династии Ся, и сказочного героя, победителя чудищ, и беззаветного неутомимого труженика. До вступления на трон он тринадцать лет, не прерываясь ни на один день, орудовал корзиной и лопатой, стоя по колено в воде. Проходя мимо своего дома, он слышал плач детей, но не мог оторваться от трудов. Его руки и ноги были сплошной мозолью; был он черен от солнца и худ от недоедания, стар не по годам от беспрестанных трудов.

 

Изображают Юя обычно с уровнем и веревкой с левой стороны и с циркулем и угольником с правой.



Еще материал по данной теме


← все статьи