Царь-революционер Эхнатон




Царь-революционер Эхнатон

 

Седьмой правитель из XVIII династии Аменхотеп IV провел в Египте самую дерзкую в истории религиозную реформу. Он отменил культ Амона и провозгласил единственным богом Атона. Вместе со своей супругой, царицей Нефертити, фараон построил новую столицу. Но его эксперимент, начинавшийся так многообещающе, кончился плохо.

 

Этот фараон занимает седьмое место в хронологии знаменитой XVIII династии. Молодой правитель взошел на египетский трон около 1350 года до н. э. Звали его Аменхотеп IV, однако в истории он чаще всего упоминается под именем Эхнатон.

 

Фараон сменил имя на четвертый год своего правления, в тот момент, когда он начал переворот, подобных которому страна еще не знала. Молодой царь задумал непостижимое, немыслимое для владыки Египетского царства деяние: он решил стереть из теогонии ее самого могущественного и почитаемого персонажа: Амона, верховного бога.

 

Культ Амона под запретом

 

Амон, традиционно охранявший власть фараонов, символ Нового царства, был свергнут, а его культ запрещен. Незамедлительно образ бога исчез с фронтонов всех храмов. Отныне его заменил Атон, божество, принадлежащее к солнечной теологии, чье имя означает «солнечный диск». Что же до нового имени, которое взял себе фараон - Эхнатон - оно переводится с древнеегипетского как «слава Атона».

 

Так кем же был этот юный правитель, осмелившийся произвести подобную революцию в религиозных догмах, созданных его предками?

 

Увы, о его личности нам до сих пор не слишком много известно. Считается, что Эхнатон был сыном Аменхотепа III, прозванного «Великолепным», и его супруги, прекрасной царицы Тии, «Египетской Джоконды», как окрестил ее египтолог Шарль-Жан-Мельхиор де Вогюэ. Эхнатон начал править страной в возрасте четырнадцати лет. Однако по-прежнему непонятно, царствовал ли Эхнатон в одиночку уже тогда, или разделял власть со своим отцом согласно традициям совместного правления. Второй вариант все же представляется наиболее вероятным. Неизвестно, сколько могло продлиться их совместное царствование, что добавляет еще больше неясностей к этому и так не слишком хорошо изученному периоду XVIII династии, и не позволяет точно датировать время правления фараонов.

 

Умный и чувствительный царевич

 

Как бы то ни было, будущий правитель рос в Фивах, в роскошном дворце Мальгатта. Царевич получил лучшее воспитание, был умным и впечатлительным юношей, который предпочитал учебу охоте или войне. Очень рано он проявил склонность к мистицизму и с любопытством изучал некоторые солнечные культы. В то время последние вошли в моду в египетской столице, не посягая, впрочем, на то место, которое занимал культ Амона в религии страны. Фивы были космополитическим городом, в котором всегда бурлила интеллектуальная жизнь. Люди обменивались идеями и доктринами, обсуждая их весьма свободно. Даже сам фараон, Аменхотеп III, относился к этим культам не без интереса, хотя с точки зрения духовенства Амона, они граничили с ересью. Разумеется, такая атмосфера не могла не повлиять на религиозный выбор будущего правителя. Что же до внешности царевича, он часто изображался хрупким, чтобы не сказать, болезненным подростком. Тело, словно бы принадлежащее андрогину, и тонкие черты лица заставляли некоторых египтологов предположить, что он мог быть женщиной, переодетой в мужчину... Однако брак юного Аменхотепа IV с прекрасной Нефертити, родившей ему шестерых (или семерых) дочерей, полностью опровергает эту гипотезу.

 

Влюбленный правитель

 

Многие источники упоминают о великой любви, которую Эхнатон питал к своей супруге, царице Нефертити. Об удивительной красоте этой женщины свидетельствуют две статуи великолепной работы: одна из них хранится в Берлине, а другая - в Каире. Царица, безоговорочно принявшая культ Атона, играла выдающуюся роль в политической и религиозной жизни страны. Чувства между царственными супругами символизировали в глазах египтян божественную любовь, изливающуюся солнечными лучами на землю. Кстати, амарнское искусство прославляет супружескую любовь и радости семейной жизни. Впервые царь и царица были изображены играющими со своими детьми. А на одной из стел высечен текст любовной поэмы, посвященной «владычице счастья», «наделенной всеми добродетелями» «великой и возлюбленной супруге царя», «госпоже Обеих Земль, [чье имя] Прекрасны-красоты-Атона, Красавица-пришла, Живущая-вечно».

 

Загадочная царица Нефертити

 

Тайна окружает и происхождение молодой царицы, чье имя означает «красавица пришла». Некоторые источники называют ее родной дочерью Аменхотепа III и его второй супруги, то есть, следовательно, единокровной сестрой собственного мужа. Но она могла быть также царевной государства Митанни или дочерью Аи, придворного сановника и будущего правителя Египта... Одно известно наверняка: Нефертити полностью поддержала и одобрила решение, которое принял ее муж, желавший утвердить в Египте новый культ бога-солнца.

 

Фараон спровоцировал своим поступком небывалый культурный и религиозный переворот в стране. Тот факт, что он отныне повелел называть себя Эхнатоном, имел огромное политическое значение. Впервые в истории правитель открыто выступил против всемогущих жрецов Амона. Но для того, чтобы эти фундаментальные изменения в египетском обществе прошли успешно, царственная чета должна была покинуть Фивы, настоящую вотчину почитателей и служителей свергнутого бога.

 

Эхнатон выбрал место для новой столицы. Им стал естественный амфитеатр на склоне горы, обращенный к Нилу и расположенный в трехстах километрах к северу от Фив, на полпути к Мемфису. Город, полностью посвященный культу Атона, получил название Ахетатон, что переводится как «горизонт Атона».

 

Современное наименование города, Тель-эль-Амарна, чаще всего сокращается до Амарны. Прошло меньше четырех лет и на пустынном месте, указанном правителем, вырос роскошный современный город. Он был полностью построен из необожженного кирпича, что объясняет, почему дома и памятники так плохо выдержали испытание временем. Улицы Амарны были широкими и свободными, жилища - просторными. В этом городе, посвященном культу солнца, все казалось обращенным к дневному светилу.

 

Фараон остается владыкой своего царства

 

На самом деле, столь радикальные изменения традиций предков породили куда меньшую смуту и волнения, нежели можно предположить.

 

Новая столица была очень быстро заселена. Почти все сановники, офицеры и чиновники остались верны фараону. Они покинули Фивы и вместе с семьями поселились в новом городе, построенном их правителем. За ними последовали торговцы и ремесленники - и вокруг фараона, оставшегося абсолютным владыкой своего царства, сформировалось новое общество. В тот момент духовенство Амона могло только принять свершившееся и покориться воле монарха, или, по крайней мере, сделать вид.

 

О реальности религиозного эксперимента Эхнатона свидетельствует становление нового искусства, прежде всего, в живописи и скульптуре. Этому искусству, названному амарнским, свойственна особая выразительность. Оно образно, исполнено жизни, тепла и человечности, что резко контрастирует с торжественностью и чопорностью традиционного искусства. Отныне художники осмеливались изображать правителя, его супругу и детей в бытовых сценках, тогда как еще совсем недавно это было совершенно немыслимо.

 

Однако со временем в этой внешне идиллической картине появились трещины. Духовенство Амона не бездействовало. Оно втайне подстрекало народ, и вскоре правителя стали открыто называть «еретиком». Начались волнения: сперва на границах, а затем и внутри страны. По необъяснимой причине, Эхнатон бездействовал, словно его охватило какое-то таинственное оцепенение, не позволявшее ему реагировать на события.

 

История с несчастливым концом

 

Никто не знает толком, как завершилось правление Эхнатона. Что сталось с Нефертити? Пережила ли прекрасная правительница своего супруга, или умерла первой?

 

Некоторые исследователи предполагают, что именно преждевременная кончина возлюбленной лишила правителя всякого желания действовать, и он предался скорби. О смерти самого Эхнатона нам ничего не известно. Все, что нашли археологи, - это несколько обломков саркофагов и погребальных статуэток в гробнице второй дочери правителя, но никаких останков. Одна из легенд гласит, что тело Эхнатона было брошено собакам или сожжено. Возможно, этот печальный конец стал последней местью жрецов Амона тому, кто осмелился не считаться с их культом и покуситься на их всемогущество...

 

Причины одной ошибки

 

Еще не став Эхнатоном, Аменхотеп IV приказал построить в Карнаке храм, посвященный дневному светилу. Некоторые из статуй, украшающих здание и изображающих фараона, имеют целый ряд анатомических деталей, характерных скорее для женщины, нежели для мужчины - округлые груди и живот, плавные линии бедер... Некоторые египтологи усмотрели в этом андрогинном облике указание на физическую аномалию правителя. На самом деле его следует воспринимать скорее как символ двойной роли Эхнатона, который в глазах народа был одновременно отцом и матерью человечества. 



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

← все статьи