Яхмос - владыка-освободитель




Яхмос - владыка-освободитель

 

Египтяне, устав от чужаков, занявших всю северную часть страны, начали настоящую войну за национальное освобождение. Яхмос, юный фиванский царь, привел их к победе и основал XVIII династию, с которой началась эпоха Нового царства.

Первый вопрос, которым задаются исследователи, едва речь заходит о Яхмосе, - какое место следует ему отвести в хронологии египетских правителей? Считать ли его последним фараоном XVII династии или первым XVIII? Мнения египтологов по этому вопросу разделились, потому что точной даты восхождения Яхмоса на трон Египта не знает никто. Тем не менее Яхмос, мало известный фараон, не слишком выдающийся по сравнению с величайшими египетскими монархами, обладает славным титулом, которого его невозможно лишить. Именно он освободил Египет от оккупации чужеземных племен - мучительного ига гиксосов. В годы правления Яхмоса нация как будто воскресла, что сделало возможным начало последнего периода могущества в истории египетской цивилизации - Нового царства.

 

Захват дельты Нила гиксосами

 

Предполагают, что гиксосы вторглись на территорию Дельты около 1800 года до н. э., в самый разгар Второго переходного периода, эпохи хаоса, которая последовала за Средним царством.

 
В те времена Египтом правила XIII династия, насчитывавшая не меньше шестидесяти правителей, чьи имена история не сохранила. Царская власть, ставшая ничтожной, не могла больше противостоять бандам грабителей-кочевников, приходивших с востока. Постепенно осмелев, они начали совершать набеги все дальше и дальше в дельту Нила. Так во владение гиксосов перешли целые области страны, а египетская армия, оставшаяся без полководца и потому бессильная, не могла их прогнать.

 

Гиксосы основали свою столицу на севере Египта, назвав ее Аварисом. Они поклонялись там Сету, который у египтян традиционно считался богом хаоса и жестокости. У этого народа была очень развита техника: среди прочих новшеств, гиксосы привезли с собой конные колесницы, луки, ткачество, бронзовые мечи и много другое. Они стремились интегрироваться в египетское общество, но тщетно. Их культура, верования и обычаи слишком сильно отличались от египетских - настолько, что оскорбляли чувства местных жителей. И в недрах общества возникло неприятие, которое со временем только крепло.

 

Война за освобождение неминуема

 

С того момента, как в Египте появились первые гиксосы, прошло полтора столетия. Отныне они правили всей северной частью страны, в то время как на юге царствовала XVII династия; ее столицей были Фивы. Эта династия не имела ничего общего со всеми предыдущими, более или менее сильными, появлявшимися после эпохи Среднего царства. Правители Фив не желали больше выносить господство чужеземцев. Война за освобождение севера Египта была неминуема.

 

Египтяне понимали, что им предстоит нелегкая задача. Гиксосы были отважными и искусными воинами. Но стремление к освобождению, двигавшее фиванскими войсками, отчасти компенсировало недостатки организованности.

 

Первая кампания закончилась для фиванцев неудачей. Царь Таа Секененра, возглавлявший экспедицию, был убит в бою. Но поражение и смерть вождя ничуть не деморализовали египтян, а лишь укрепили их решимость покончить со столь ненавистным противником и придали сил.

 

Вскоре была организована вторая кампания. Во главе войска встал царь Камес, отважный и умелый полководец. Однако нубийцы, всегда готовые бороться с египетским влиянием, объединились с гиксосами и атаковали Камеса с тыла, с юга. Царь понимал, что нубийцы менее организованы и более уязвимы, чем их союзники с севера, поэтому сначала выдвинул армию против них, чтобы быстрее обезвредить. В яростном сражении египтяне нанесли нубийцам поражение, которое вывело их из игры. Взяв большие трофеи, Камес оставил надежный гарнизон в Элефантине, чтобы остановить возможные попытки нападения со стороны нубийцев. Затем он двинулся на север, где приготовился встретиться с главным противником.

 

Долгая и тяжелая осада

 

Но царь гиксосов знал о талантах Камеса. Знал он и то, что к египетским воинам, воодушевленным победой над нубийцами и вдохновленным мыслью об освобождении родной земли, вернулась вся их боеспособность. Поэтому о прямом столкновении на открытой местности не могло быть и речи. Основная часть армии гиксосов укрылась в столице, Аварисе, и заперла за собой ворота.

 

Войска Камеса в буквальном смысле этого слова снесли арьергард гиксосов и окружили Аварис. Но египетской армии, сумевшей оттеснить врага так далеко на север, никак не удавалось взять город. Началась очень долгая осада.

 

Камее погиб в бою. Тогда армию возглавил его брат, Яхмос (в переводе с древнеегипетского это имя означает «луна родилась»). Он был юным, энергичным и храбрым, похожим на своего старшего брата. Однако Яхмос имел менее горячий нрав и обладал терпением и методичностью - качествами, необходимыми для ведения осадной войны.

 

Яхмосу повезло и в том, что на его стороне сражался опытный военачальник под имени Яхмес. Именно под его предводительством началась осада Авариса.

 

Великая победа Яхмоса

 

До нас дошло очень мало данных об этой кампании. Однако известно, что она была долгой и тяжелой, но увенчалась успехом. Прошло несколько месяцев - возможно, больше года - с начала осады, и наконец Аварис пал. Это была величайшая победа, воодушевившая Яхмоса и его воинов.

 

Юный полководец, желавший уничтожить навсегда все следы чужеземцев на египетской земле, не довольствовался взятием столицы врага. Он осадил вторую крепость гиксосов, Шарухен, расположенную на юго-западе Палестины. Город сопротивлялся три года, прежде чем сдаться, но на этот раз угроза вторжения была предотвращена.

 

В то же время Яхмос предпринял настоящую зачистку недавно освобожденных земель, чтобы покарать всех египтян, которые могли сотрудничать с гиксосами. Тогда же он организовал карательную экспедицию в Нубию, стремясь искоренить малейший намек на заключение союза с потенциальным врагом Египетского царства.

 

Яхмос вернулся в родные Фивы, овеянный славой освободителя. Здесь он короновался, став фараоном. Вероятно, именно во время его восшествия на престол была провозглашена новая XVIII династия. Как бы то ни было, началась новая эпоха мира и благоденствия Египта - Новое царство.

 

Две влиятельные женщины

 

В окружении правителя были две женщины, которые неустанно поддерживали его на заре славы, всегда помогая своим опытом и знаниями. Первая - мать Яхмоса, царица Яххотеп. После того как ее первенец, Камее, погиб в бою, эта энергичная женщина стала принимать активное участие в государственных делах. Именно она вдохновляла сопротивление в Фивах, восстановила дисциплину в армии фараона и поддерживала национальный дух во время долгой и изнурительной осады Авариса. Некоторые исследователи предполагают, что Яххотеп дожила до преклонных лет. Скончалась царица, по-видимому, когда ей было больше восьмидесяти. То есть по меркам той эпохи, она могла считаться настоящей долгожительницей.

 

Второй верной помощницей Яхмоса стала его супруга, прекрасная царица, которую звали Яхмос-Нефертари. Эта мудрая и поразительно дальновидная женщина давала очень полезные советы царю Древнего Египта. Так, например, она распорядилась о возобновлении к добычи камня в карьерах Тхуры, немало способствовав тем самым раз- витию архитектуры, искусства, которое в эпоху Нового царства достигнет небывалых высот.

 

Царица Яхмос - Нефертари принимала деятельное участие во всех начинаниях своего мужа. Она стала первой женщиной из дома царей XVIII династии, которая приняла титул «супруги бога».

Страх вторжения

 

Утонченное и открытое всем искусствам Новое царство стало также и развитой военной державой. За исключением царицы Хатшепсут, наследники Яхмоса придерживались политики экспансии и завоеваний. Так, Тутмос III предпринял четырнадцать больших кампаний в Палестину и Сирию. Разумеется, целью этих экспедиций было подчинить соседние государства, которые в результате стали вассальными территориями, платившими дань в казну фараона. Они способствовали процветанию страны и позволили отодвинуть ее границы максимально далеко, защищая Египет от вторжений чужеземцев. Постоянный страх перед нашествием владел сердцами египтян на протяжении всего Нового царства. Укрепления, построенные правителями Среднего царства, оказались недостаточно мощны, чтобы защитить земли от врагов с востока. Способы обороны были бессильны. Вот почему фараоны Нового царства предпочли защите нападение как более эффективную стратегию. Освободительная война против гиксосов изменила менталитет нации: в египетском обществе зародилось и окрепло чувство самобытности и даже культурного превосходства над другими народами, а кроме того возникло пылкое стремление защитить свое достояние.



Еще материал по данной теме


← все статьи