Психологические изменения в характере




Психологические изменения в характере

 

Подростковый период - это время, когда мальчика и девочки становятся юношами и девушками. Он наступает в возрасте 14-17 лет и считается в психологическом плане одним из самых трудных и неустойчивых.

 

Подростковый период мальчиков и девочек характеризуется резким гормональным всплеском. Ведущее место в симфоническом оркестре гормонального пробуждения играет щитовидная железа - отсюда возбужденность, обидчивость, раздражительность, смены настроения. Постепенно активность щитовидной железы уменьшается и на первое место выходит партия половых желез. Постепенно устанавливается гармоничность облика подростка, диссонанс в работе отдельных желез прекращается, половые железы входят в умеренный ритм - это зрелость.

 

У небольшого количестве девочек (5-8%) наблюдается юношеское увеличение щитовидной железы. Оно может протекать с понижением или повышением функции этого органа. При этом могут наблюдаться дискомфорт, повышенная утомляемость, склонность к запорам, покалывание в области сердца и другие неприятные для ребенка явления. В этом случае желательно показать ребенка врачу-эндокринологу.

 

Родители чувствуют, что ребенок вступает в сложный период своей жизни - период неконтролируемых эмоций, бунтарства и неосознанных желаний. В это время больших перемен восприятие всего нового становится у подростка более совершенным и тонким, развивается абстрактное мышление, повышается концентрация внимания. Окончательно формируется характер ребенка, его индивидуальные качества. Подросткам свойственна буйная фантазия, самостоятельность, чувство справедливости, оптимизм, жизнерадостность.

 

Кризис юношеского возраста характеризуется тремя основными признаками:

 

1. Отчуждение от мира взрослых и утверждение себя как личности.

 

Ребенок стремится обозначить границы своего «Я» в отношениях с другими людьми. Чужое мнение он уже не берет на веру, как это было 1-2 года назад, он высказывает свое мнение, даже ничем не подкрепленное, и пытается отстоять его всеми доступными ему способами. Подросток создает для себя свой собственный мир, у него свои тайны и переживания, свой взгляд на действительность. Он старается не допустить в этот мир взрослых, считая, что вторжение в него, - посягательство на его индивидуальность, на его «Я».

 

2. Противопоставление себя окружению, в особенности семейному.

 

Юный человек пытается отгородиться от родителей или просто взрослых с помощью вызывающей прически или экстравагантной одежды, он выбирает приятелей, которых родители не одобряют, бравирует крайними, нетерпимыми суждениями. Он добивается признания своей неповторимой индивидуальности, не отрекаясь от ценностей семьи и общества. Родители, часто не понимая причин такого поведения, бросаются из крайности в крайность: то проявляют чрезмерную строгость, то слишком большую снисходительность. А самое правильное, что они могут сделать в сложившейся ситуации, это донести до своего ребенка в спокойной, доброжелательной обстановке те сведения о половой жизни, которые тот ждет. Не только помощь, но и совет, нужный порой при возникновении тревожных ситуаций, чреватых опасными последствиями.

 

3. Стремление к авторитетам, чуждым родителям.

 

Юный человек в подростковом возрасте уже не ребенок, но он еще и не взрослый. Манеры его меняются быстрее, чем образ мыслей. Подросток охотно верит в то, что секс - это средство бросить вызов другому миру, миру взрослых. И он часто прибегает к этому средству, пытаясь доказать родителям, всем окружающим и прежде всего самому себе, что он уже не мальчик или девочка, а вполне сформировавшаяся личность, способная на самостоятельные поступки.

 

Родители, часто весьма неуклюже, дают подростку скудные сведения о половой жизни, боясь, что, получив эту информацию, ребенок воспримет ее как своего рода «побуждение к действию». Не получив от родителей ответы на интересующие его вопросы, подросток добывает необходимую информацию на стороне, на улице. Представления о половой жизни часто бывают извращенными, наполовину выдуманными но, тем не менее, они интересны своей новизной и необычностью. Подросток начинает видеть в своем «просветителе» некий авторитет, начинает прислушиваться к его словам, подражать его поступкам. Это новое «острое блюдо» в его жизни, в отличие от чересчур «пресной домашней пищи».

 

В результате физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он может расстроиться из-за малейшего дефекта в своей внешности, преувеличивая его значение. Движения его становятся угловатыми, потому что он не может еще управлять своим новым телом так легко, как раньше; так же трудно ему управлять и своими новыми чувствами. Подросток становится очень обидчивым, болезненно реагирует на любые замечания, он стесняется своей угловатости, своих веснушек, слишком длинных рук и ног, малейшей погрешности в одежде. Он старается избегать представителей другого пола, а при общении с ними, чтобы не показать застенчивости и робости, - грубит и дерзит им. Это особенно часто проявляется у тех детей, которые в течение многих лет общались только с представителями своего пола.

 

Очень большое значение в развитии положительных черт характера у подростка имеет окружающая его обстановка. Если в семье, где живет подросток, постоянно происходят скандалы, пьянки, то трудно ожидать, что он, как губка, не впитает в себя все то плохое, что его окружает. И не грубую эротику должен видеть ребенок в семье, а добрые сердечные отношения отца и матери, их уважение друг друга, постоянную готовность помочь близкому человеку в трудной ситуации.



Еще материал по данной теме


← все статьи