Легенда и история Раймунда Луллия




Легенда и история раймунда луллия

 

Церковь запретила Посвящение в знак протеста против профанаторского отношения недобросовестных адептов к Знанию. Когда Магомет обратил ярость восточного фанатизма против Истинной веры, он противопоставил дикое и воинственное легковерие не более чем невежественной набожности. Его последователи ринулись в Европу, намереваясь стремительно заполонить ее. Христиане стенали: «Провидение наказывает нас», а мусульмане отвечали им в тон: «Да, судьба на нашей стороне!»

 

Легенда и история раймунда луллияЕврейские каббалисты, которым не хотелось быть сожженными добродетельными католиками по облыжным обвинениям в колдовстве, вынуждены были искать убежище у арабов, для которых они были хоть и еретиками, но все же признаваемыми Пророком. Арабы допускали некоторых из них к своим сокровенным тайнам. Отчасти в силу этого ислам, который уже завоевывал мир стремительным джихадом, оказался в ситуации, позволяющей надеяться, что он действительно сможет овладеть умами и волей тех, кого образованные арабы называли «западными варварами». Но бешеной атаке физической мощи Востока гений Франции противопоставил удары своего страшного молота. Перед сонмищем магометанских воинств закованный в броню палец провел уверенную черту, и трубный глас победы воскликнул: «Ты не пройдешь!» Гений науки породил Раймунда Луллия, и он сохранил наследие Соломона для того Спасителя, который был Сыном Давида. Луллий первым призвал детей слепой веры к великолепию универсального знания.

Мнимые ученые и самонадеянные глупцы позволяют себе пренебрежительно отзываться об этом воистину великом человеке. Им отомстили народное чутье и народная любовь. Историю Раймунда воспевают романы и легенды, в которых он выглядит благородным, подобно Абеляру, искушенным, подобно Фаусту, великим алхимиком, подобно Гермесу, наторевшим в покаянии и учености, подобно святому Иерониму, странником, подобно Вечному жиду.

 

Наконец, он описывается мучеником, вроде святого Стефана, прославленным своей смертью, почти как Спаситель.

 

Начнем с повести наиболее трогательной и прекрасной. Воскресным днем 1250 года прелестная и изысканная Амброзия ди Кастелло, родом из Генуи, как обычно, отправилась на мессу в церковь города Пальмы, что на Мальорке. Богато одетый наездник, проезжавший в это время по улице, увидел даму и был в само сердце поражен ее красотою. Она вошла в храм, скрывшись в тени его сводов.

 

Кавалер, в полном беспамятстве, пришпорил коня и въехал в толпу испуганных богомольцев. Скандал разразился страшный. Незадачливым кавалером был хорошо известный в городе сеньор Раймунд Луллий, сенешаль островов и мажордом дворца. Он имел жену и троих детей. Амброзия ди Кастелло также была замужем и пользовалась репутацией безупречной супруги. Луллий имел репутацию вольнодумца. Его экстравагантное вторжение в церковь переполошило обывателей, и Амброзия, исполненная смущения, выслушала совет своего мужа. Тот был человеком рассудительным и не считал оскорбительным тот факт, что красота его жены вскружила голову блестящему и еще молодому дворянину. Он предложил Амброзии вылечить своего обожателя безрассудством не менее гротескным, чем его собственное. Раймунд Луллий написал даме извинительное письмо, в котором даже более необходимого винил себя во всем. По его выражению, испытанное им чувство было «странным, сверхъестественным, непреодолимым». Луллий всецело уважал ее честь и знал, что ее любовь принадлежит другому, но был ошеломлен. Он чувствовал, что ему необходимо искупить свою опрометчивость каким-то высоким самопожертвованием, раскаянием пустынника и подвигами странствующего рыцаря.

 

Амброзия составила ответное письмо: «Чтобы ответить должным образом на любовь, которую Вы называете сверхъестественной, мне потребовалось бы стать бессмертной. Если эта любовь будет героически посвящена нашему долгу перед теми, кто дорог каждому из нас в этой жизни, то, несомненно, она породит для себя другую вечность. Говорят, что существует эликсир вечной жизни. Откройте же его и, когда будете уверены, что достигли успеха, приходите, чтобы взять меня. Пока же живите ради Ваших жены и детей, а я буду жить для мужа, которого я люблю. Если Вы встретите меня на улице, не показывайте, что меня узнали».

 

Это был недвусмысленный, хоть и изящный отказ, который отодвигал встречу до Судного дня. Однако Луллий отказался смириться с этим, и с того дня блестящий аристократ исчез, уступив место аскету-алхимику. Дон Жуан превратился в Фауста. Шли годы, и жена Раймунда Луллия умерла. Амброзия ди Кастелло также овдовела, а наш алхимик, похоже, забыл о ней, будучи увлечен лишь своей работой.

 

Но однажды, когда вдова была одна, ей было доложено о его приходе. Двери открылись, и перед ней возник лысый, изможденный старик с чашей, наполненной густой красной жидкостью. Старец, с трудом ступая, глядел женщине прямо в глаза. Он не узнавал ту, которая в его мечтах оставалась всегда юной и прекрасной.

 

- Это я, - сказала она с трудом. - Что вы хотите от меня?

Звуки ее голоса наполнили воспоминаниями сердце алхимика. Опустившись на колени к ее ногам, он протянул ей чашу:

- Пейте! Это эликсир жизни. Тридцать лет моего труда вместилось в него, и я твердо знаю, что это эликсир бессмертия.

- Что ж, - сказала Амброзия, горько улыбнувшись. - А сами вы это пробовали?

- Два месяца тому назад, - отвечал Раймунд, - я впервые выпил этого эликсира. С тех пор я воздерживаюсь от всякой пищи. Хотя голод и мучает меня, но я не только не умер, но даже ощущаю в себе приток силы и жизни.

 

- Я верю вам, - сказала Амброзия. - Но этот эликсир, сохраняя жизнь, никогда не вернет нам утраченную молодость. Мой бедный друг, взгляните на себя.

- С этими словами она протянула ему зеркало. Раймунд Луллий в ужасе отпрянул, потому что, как гласит легенда, он ни разу не смотрел на себя все это время. - Теперь же, Раймунд, - продолжила Амброзия, - взгляните еще раз на меня. - Она распустила свои волосы, седые и ломкие, а затем, расстегнув платье, обнажила свою грудь, отвислую и сморщенную. - Это вы хотите обессмертить? - спросила она сожалеюще. Видя растерянность алхимика, женщина продолжила: - Тридцать лет я любила вас и ни за что не осудила бы на вечное заключение в тело немощного старика. А в свою очередь вы тоже не осуждайте меня. Избавьте меня от этой смерти, которую вы называете «жизнь». Дайте мне вынести необходимое страдание, для того чтобы я смогла снова жить подлинной жизнью. Давайте после физической смерти перейдем к вечной молодости. А эликсира, который только увековечит могильную ночь, я не хочу.

 

Луллий разбил чашу об пол.

- Что ж, я освобождаю вас, - сказал он. - Но сам я остаюсь в заключении. Живите в бессмертии небес, а я осужден навеки к погребению заживо на этой земле.

 

И, отвернув лицо, он удалился. Несколько месяцев спустя монах ордена святого Франциска соборовал Амброзию ди Кастелло. Этим монахом был алхимик Раймунд Луллий. На этом роман кончается и начинается легенда. Она объединяет нескольких человек, носивших имя Раймунд Луллий в разные времена, соединяя их в один персонаж. Кающегося алхимика она награждает несколькими столетиями бытия и искупления. В день, когда несчастный должен был бы умереть естественным образом, он испытал все положенные муки агонии. Но, пережив катарсические страдания, продолжал жить.

 

Спаситель, протянувший было ему руку, с сожалением вздохнув, возвратился на небеса, а Раймунд Луллий утратил всякую надежду на смерть.

Он обратился к молитве, посвятив свою жизнь добрым делам. Бог одарил его всем, кроме смерти. Но что может значить «все» без венца усилий? Однажды узрел алхимик Древо Познания, увешанное великолепными плодами. Луллий проник в суть бытия и его гармонии, познал Каббалу, установил Основы и зафиксировал План универсального знания, прославив себя как блестящего ученого. Таким образом он достиг славы, фатального вознаграждения многих трудов, которым Господь, в Своей милости, столь скупо оделяет истинно великих до их смерти, ибо оно отравляет жизнь.

Луллий узнал, как делать золото, так что он мог бы завладеть миром, однако не мог купить на него скромнейшей могилы. Он стал нищим бессмертия. Где бы ни пролегали его пути, Луллий просил смерти, но никто не мог оделить его ею. Элегантный дворянин стал алхимиком-отшельником, алхимиком-монахом, монах стал проповедником, философом, аскетом, святым и в итоге миссионером. Встречаясь с ученейшими людьми Аравии, он победоносно сражался против ислама, вызывая на себя ярость его корифеев, - так несчастный в душе надеялся обрести вожделенную смерть.

 

Наняв в слуги молодого араба из наиболее фанатично настроенного племени и постоянно оскорбляя и бичуя перед ним религию Магомета, Луллий думал добиться своего. Араб действительно убил своего хозяина, но тот ожил, а убийца в отчаянии наложил на себя руки.

 

Легенда и история раймунда луллияОправившись от ран, Луллий направляется в Тунис, где открыто проповедует христианство. Местный бей, равно восхищенный его ученостью и смелостью, защитил его от разъяренных толп, дозволив ему уехать со всеми своими книгами. Луллий путешествует по городам Северной Африки. Местное население, пораженное его безрассудной отвагой, боялось применять к нему силу. В конце концов он снова посещает Тунис, собирая народ на улицах, возглашая готовность, отвергнув все увещевания властей, ниспровергнуть учение Магомета и умереть за Иисуса Христа. Он настолько распалил жителей города, что, даже пожелай ему кто-то помочь, это вряд ли удалось бы. Озверевшие магометане бросились на него. Луллий делал вид, что бежит, скорее для виду, поддразнивая толпу. Даже когда его кости были переломаны бесчисленными ударами и он лежал, истекая кровью, на городской площади, жизнь не покидала его. Фактически он оказался заживо погребенным под грудой камней, которыми его забросали.

 

В эту ночь, гласит легенда, два генуэзских торговца, Стефан Колон и Луис де Пасторга, со своего корабля на рейде увидели яркий свет из порта Тунис. Подойдя к берегу, они обнаружили груду камней, которая и испускала это чудесное сияние. Разобрав ее, купцы с величайшим удивлением нашли тело Раймунда Луллия, изуродованного, но вполне живого. Его подняли на борт и отвезли на Мальорку, где при виде родной земли мученику было, наконец, дозволено умереть.

 

Такова одиссея сказочного Раймунда Луллия. Что же представлял собой его реальный прототип?

Раймунд Луллий - философ и посвященный, один из заслуживших титул magister universalis, «просвещенный доктор», был сыном того самого сенешаля Мальорки, которого охватила столь болезненная и неизбывная страсть к Амброзии ди Кастелло. Он не открыл эликсир бессмертия, но изготовлял золото для английского короля Эдуарда III. Это золото называлось aurum Raymundi. Есть очень редкие монеты, которые эксперты называют Raymundini. Луи Фигье отождествляет их с розеноблями, имевшими хождение в тот же период. Несколько игриво автор заявляет, что вся пресловутая алхимия представляла собой простую фальсификацию золота, которую в эпоху слаборазвитой, по сравнению с нынешними временами, химии было невозможно разоблачить. Но при всем при этом он признает значительную роль Луллия в науке и характеризует его следующим образом: «Раймунд Луллий, чей гений охватил все ветви человеческого знания и который свел воедино в Ars Magna обширную систему философии, суммировав энциклопедические принципы науки, на которых она в то время зиждилась, не ошибался, передавая потомству ценное наследие химии. Он усовершенствовал и тщательно описал различные средства, которые широко использовались в химии. Так, мы обязаны ему приготовлением углекислой соли из поташа при помощи винного камня и древесной золы, ректификацией спирта из вина, изготовлением весьма важных масел». 

 

Другие ученые, полагая, что розенобли были из чистого золота, объясняют это так.

Трансмутации металлов, которые производили Луллий и другие посвященные Средневековья, являлись, по сути, отделением золота, залегавшего в серебряных копях, при помощи сурьмы. Последняя активно задействована в герметических символах и была уже известна как важный элемент пороха. Конечно, химии, как таковой, в тот период еще не существовало. Собственно, ее создали адепты, хранившие тайны синтеза, служившие сокровищами их магических святилищ, наставляя современников в отношении ряда каталитических процессов. Эти знания впоследствии всячески совершенствовали, но они еще не вели ученых к достижению того древнего синтеза, который декларирует герметическая философия.

 

В своем философском «Завещании» Раймунд Луллий изложил базовые принципы этой науки, как требовала эзотерическая традиция того времени, в форме аллегорий. Он составил также «Ключ» к «Завещанию» и даже «Ключ к Ключу», то есть максимально конкретизированное дополнение к завещанию. Оно-то и является, как нам кажется, наиболее значительным его трудом в области алхимии. Принципы и методология алхимии Луллия не имеют ничего общего ни с мистификациями по поводу «чистых металлов», ни с сепарацией сплавов. На уровне теории они полностью соответствуют принципам Гебера, а на практике - принципам Арнольда из Виллановы. В смысле доктрины они согласованы с каббалистическими идеями. Серьезнейшие умы должны изучать Луллия, если хотят продолжить тот поиск Абсолюта, который предпринимался величайшими гениями со времен глубокой древности.

 

Вся жизнь этого выдающегося адепта, первого, кто после святого Иоанна был посвящен в иерархический апостолат Священной Ортодоксии, прошла в благочестивых размышлениях, проповедях и непрерывных научных изысканиях. В 1276 году он основывает францисканский колледж в Пальме, где приоритетным направлением становится изучение восточных языков, в первую очередь арабского. Там готовятся богословы, которые смогли бы опровергать труды магометанских ученых и распространять свет христианской веры среди мавров. Иоанн XXI конфирмовал это заведение в апостольском послании из Витербо 16 декабря, в первый год своего понтификата.

 

С 1293 по 1311 год Луллий ходатайствовал и получил от папы Николая IV и королей Франции, Сицилии, Кипра и Мальорки разрешение на открытие еще нескольких колледжей такого типа. Всюду при этом он давал наставления в своем Великом Искусстве, которое было универсальным компендиумом (сжатым выражением) человеческих знаний. Первейшая цель его наставлений была в том, как найти единый язык для всех людей, дабы придать им единый образ мысли. В Париже Луллий вызвал восторги ученейших докторов, после чего в испанской Комплуте он основал Центральную академию для изучения языков и наук. Проведя реформы в нескольких монастырях, перебравшись в Италию, Луллий набирает солдат для нового рыцарского ордена, учрежденного с дозволения некогда осудившего тамплиеров Совета Вены. Великие мира сего, даже насмехаясь и именуя его «бедняжкой Раймундом», все равно не могли отказать ему в просьбе. Личность воистину блистательная, хоть иногда и называемая также Раймундом Фантастом, казалось, была папой пап и королем королей. Бедный, как Иов, он подавал милостыню государям. Упрекаемый в юродстве, он был тем, кого в итоге причислили к мудрецам. Крупнейший политик своей эпохи кардинал Хименес, чей ум был столь же глубок, сколь и серьезен, никогда не отзывался о нем иначе, как о «божественном Раймунде Луллии» и как о самом значительном из известных ему ученых. Он умер в 1314 году, согласно Женебрару, или в 1315 году, согласно автору предисловия к «Размышлениям» отшельника Блакерна. Ему было восемьдесят лет, кончина его свершилась в день мученичества святых Петра и Павла.

 

Обучаясь у великих каббалистов, Луллий попытался создать универсалистскую философию, заменив системные конвенциональные абстракции на детерминированные определения натуральных сущностей, введя объективные базовые и архетипические понятия вместо сомнительных терминов схоластики. Он критикует систему определения ученых своего времени за ее несогласованность и неуверенность в собственных категориях. Аристотель учит, что человек есть животное мыслящее. Опровергнуть его можно констатацией того, что человек, во-первых, не животное, а во-вторых, мыслит он уж очень редко. Кроме того, слова «животное» и «мыслящее» нельзя привести в гармонию. Получается, что идиот не мог бы быть человеком и т. д. Луллий определял вещи истинными именами, а не синонимами или поверхностными описаниями. Кроме того, он объяснял названия с этимологической позиции. На вопрос «Что такое человек?» он ответил бы, что слово это в общем понимании означает состояние существа, относящегося к людскому роду, а в частном понимании - человеческую личность. Но что такое человеческая личность? В генезисе своем это индивидуальность, которую Господь образовал, вдохнув жизнь в тело, составленное из земли (humus). Буквальное же понимание личности - это ты или я, Петр или Павел и т. д. Все любители ученого жаргона попрекнули бы уважаемого доктора тем, что никто не может говорить подобным образом, потому что так весь мир можно представить как не поддающийся изучению, а народный здравый смысл оказывается рациональнее академических доктрин. «Так этого я и хочу», - ответил бы им Раймунд Луллий в своей великой простоте. Его просвещенную теорию упрекали и в ребячестве, но инфантилизма здесь не более, чем в словах: «Пока вы не станете подобием из малых сих, не войдете в Царствие Небесное». А разве не есть ли Царствие Небесное то же самое Царство науки? Ведь жизнь Бога и людей есть понимание и любовь.

 

Раймунд Луллий хотел противопоставить христианизированную Каббалу фаталистической мистике арабов, египетским и индийским оккультным традициям, Магию Света - Черной Магии. Он подтверждал, что в Последние Дни доктрины Антихриста обретут формы реалистические и материалистические в сути своей, возрождая чудовищную Магию Зла. Потому он жаждал приуготовить умы к «Возвращению Еноха» - иначе говоря, к окончательному раскрытию сокровенной науки, зашифрованной до времени в иероглифических алфавитах Еноха. Распространение этого светоча разума и веры предварит тотальный триумф христианства. Так Луллий оказался великим пророком для подлинных посвященных и провидцев. Для многочисленных скептиков, которым все же не чуждо уважение к возвышенным характерам и благородным стремлениям, он остается лишь восхитительным мечтателем.



Еще материал по данной теме


Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

Энергетические вампиры. Методика распознавания и защиты

Книга построена по схеме: диагностика - анализ - лечение.

← все статьи