Ювелирное искусство Египта




Ювелирное искусство Египта

 

Египет славился изобилием золота. Путешественники древности не упускали возможности упомянуть о высоком мастерстве ремесленников-ювелиров фараона. В этой стране золота было не меньше, чем песка на морском берегу и пыли на дорогах.

 

Золото - «плоть богов». Сверкающий как солнце металл никогда не терял блеска и символизировал своей неизменностью величие богов. Египтяне верили, что он передает людям стойкость и вечную жизнь. Погребальный храм фараона, называвшийся подревнеегипетски «золотым домом» или «золотым залом», хранил всевозможные богатства. Египетское ювелирное искусство заключалось не только в простом изготовлении украшений для живых: важны были и причины, по которым человек носил подобные изделия. В жизни, как и в смерти, египтянин заботился только о том, чтобы спастись от сил зла, от «дурного глаза», от которого он защищался амулетами и подвесками, изображающими то или иное божество и изготовленными, разумеется, из драгоценного металла.

 

Где Египет добывал свои сокровища?

 

Карты, показывающие расположение рудников, хранились в храмах в строжайшем секрете во избежание грабежей. В районе нильских порогов добывали наносное золото; кроме того, в горах на востоке Египта, близ Красного моря, располагались золотые шахты. Перевозка золота осуществлялась под охраной, и невозможно было похитить ни крупинки драгоценного металла. Египтяне добывали и медь, которая в то время была основным материалом для изготовления различных орудий. Аметисты, часто использовавшиеся для погребальных украшений, а также аквамарины и изумруды, добывались в пустыне. Природное серебро в Египте не встречалось. Все изделия из этого металла, по-видимому, изготавливали из серебра, привезенного с Кипра или из страны хеттов. Поэтому серебро ценилось больше, чем золото.

 

Сокровища долины Нила

 

Дорогие украшения с давних времен символизировали власть монарха. Шахты Нубии, в которых добывали золото и драгоценные камни, служили неиссякаемым источником богатств для фараонов Древнего Египта. Египетское ювелирное искусство достигло необычайных высот: гробницы буквально ломились от ожерелий, диадем и украшений для париков. Там нередко встречались также серьги, кольца и мебель, обитая листовым золотом. Этим металлом покрывали предметы культа, статуи богов и парадное оружие. Тончайшими листами сусального золота, которые иногда не превышали в толщину 1/200 миллиметра, выкладывали рельефы и пирамидионы обелисков. Серебро, которое в Египте было гораздо более редким металлом, использовалось для изготовления зеркал, однако большинство зеркал были все же медными. Египтяне также производили фаянс: они делали из него бусины и тонкие полые палочки для ожерелий. Сырой материал, так называемая «фритта», представлял собой голубую или зеленую массу, получавшуюся в результате спекания всех компонентов в печи.

 

Из тех же компонентов, но при значительно более сильном нагреве, изготавливали стекло. В Древнем Египте стекло считалось очень ценным материалом из-за его хрупкости и редкости. Почти всегда стеклянную массу с помощью различных добавок окрашивали в яркие цвета: прозрачного стекла не существовало. Из него изготавливали вазы, элементы для инкрустации и детали украшений.

 

Маска из одиннадцати килограммов золота

 

Самое знаменитое ювелирное изделие Древнего Египта - это, несомненно, золотая маска Тутанхамона. Она изображает юного правителя со всеми божественными атрибутами. Жирная подводка глаз и бровей сделана из ляпис-лазури. Фараон носит немес, платок из золота и ляпис-лазури, закрывающий волосы по обе стороны лица. Накладная бородка, как у Осириса, символизирует бессмертие правителя. И наконец, последняя деталь маски - великолепное нагрудное украшение из дюжины рядов разноцветных камней.

 

Ювелирное дело - тяжелое ремесло

 

Барельефы Древнего царства показывают нам, как работали ювелиры более четырех тысяч лет назад. Сначала золото и серебро взвешивались под пристальным наблюдением писаря, который скрупулезно записывал все результаты. Металл в виде колец клали на специальные весы, а на другую чашу помещались разновески - вытянутые фигурки быков. Затем металл расплавляли в тиглях на открытом огне: работники раздували пламя при помощи длинных труб с керамическими наконечниками, которые подносились ко рту. Это был поистине изнуряющий труд. При Рамсесе II технология усовершенствовалась, и появились меха и даже система поддува, состоявшая из двух бурдюков: работники давили ногой на один из них, а другой тем временем заполнялся воздухом. Таким образом, огонь удавалось разжигать более равномерно, и можно было добиться по-настоящему высоких температур и при этом значительно сэкономить усилия. Затем расплавленный металл разливали по формам или же обрабатывали молотом на большом камне, служившем наковальней. Ремесленники начинали с очень простых форм: нитей, колец, пластинок или брусков, в зависимости от того, что требовалось затем изготовить - ожерелье, статуэтку божества, спинку деревянного кресла или какое-то другое изделие.

Свидетельства о работе рудокопов

 

«На границе между Египтом, соседней с ним Эфиопией и Аравией есть место, где золотые рудники весьма многочисленны и велики. Здесь возможна очень хорошая добыча, но дается она лишь ценой тяжелого труда и больших затрат. Цари Египта отправляют в эти золотые рудники осужденных преступников и военнопленных. [...] Число заключенных всегда очень велико; все они закованы в цепи, носят кандалы на ногах и должны работать без отдыха. В тех местах, где золотоносная порода отличается особенной твердостью, ее сначала обжигают сильным огнем, чтобы сделать хрупкой, и только потом продолжают колоть вручную. Даже если порода достаточно мягка и требует лишь умеренных усилий, тысячи несчастных вынуждены дробить ее долотом; они работают в полном мраке, потому что эти галереи очень извилисты. Вот почему они всегда носят с собой светильники, которые привязаны у них ко лбу. Мальчиков, совсем еще маленьких, заставляют залезать в выемки в скале, подбирать там крошечные осколки и выносить их наружу. Больные, слабые и женщины (всю семью осужденного отправляют в рудники) не получают здесь ни снисхождения, ни ухода. Все должны работать без отдыха, под страхом побоев, пока смерть не положит конец их нужде и страданиям». Диодор Сицилийский, ок. 50 г. до н. э.

 

План золотого рудника

 

До нас дошла всего одна карта золотого рудника эпохи фараонов. На этом папирусе Нового царства указаны дороги, по которым шли рудокопы, и дано иллюстрированное описание гористой местности на востоке Египта, где добывали металл. Золотоносные жилы отмечены иератическими надписями с информацией о содержании золота и глубине залегания.

 

Изготовление украшений

 

В начале прошлого века французский ювелир Эмиль Вернье изучил и тщательно каталогизировал изделия, изготовленные древнеегипетскими мастерами. Он составил списки использовавшихся материалов, в которых были металлы (золото, серебро, электрум), драгоценные и полудрагоценные камни и самоцветы (ляпис-лазурь, сердолик, бирюза, изумруд, аметист, гранат, горный хрусталь, обсидиан, жемчуг и янтарь) и их окрашенные имитации (стекломасса или фритта, эмалированный фаянс). Так он смог представить богатую палитру цветов и материалов, которыми пользовались ремесленники. Работа ювелиров была весьма разнообразной, существовало множество технических приемов, удивительных для столь ранней эпохи. Мастера умели обрабатывать металл, придавая ему любую нужную им форму: например, чтобы изготовить кубок из золота или серебра, ювелир брал металлическую пластину и выковывал из нее цилиндр, который закрывал с одного из концов. Потом он снова нагревал изделие, чтобы округлить дно и придать кубку окончательную форму. И наконец, мастер делал ножку из того же металла, припаивая ее более ковким материалом.

 

Древнеегипетские ювелиры превосходно владели техникой перегородчатой эмали, которую часто использовали в комбинации с полудрагоценными камнями и самоцветами. Ляпис-лазурь, яшма и малахит придавали украшениям яркость. Элементы инкрустации накладывались на металл, края которого загибались, удерживая камень на месте. Иногда камень полировался, и из него вырезали талисман. Камни с гравировкой вставлялись в оправу кольца, и такие перстни использовались, как печати.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

← все статьи