Музыкальные инструменты Египта




Музыкальные инструменты Египта

 

Многочисленные изображения музыкантов, обнаруженные во время археологических раскопок, указывают на место этого искусства в жизни египетского общества. Ни один религиозный или светский праздник не мог обойтись без музыкантов и покровительства Хатор, богини музыки и танцев.

 

Уже в Древнем царстве, судя по изображениям музыкантов, обнаруженным в Гизе и Саккаре, египетская музыка достигла определенного уровня совершенства. Однако музыкальные инструменты, гордость эпохи фараонов, развивались с доисторических времен. Археологи обнаружили первые музыкальные инструменты Египта: палочки в виде стеблей тростника и пластинки в форме бумеранга, перестуком которых сопровождались ритуальные танцы. Другими разновидностями примитивных музыкальных инструментов были священные погремушки (ударные инструменты, предшественники систра) и ожерелья, к которым подвешивались бубенчики или раковины.

 

Иероглифические надписи под изображениями игры на инструментах, найденные в гробницах, сообщают нам их древние названия. Так, мат, духовой инструмент с тремя или четырьмя отверстиями для пальцев издавал несколько нот с большим интервалом. Бинт, большая лукообразная арфа, ставился на землю, а музыкант садился рядом, подобрав ноги. На флейтах, как и на двойном кларнете, могли играть только мужчины, тогда как на арфе играли музыканты обоих полов.

 

Систр, божественный инструмент

 

Систр - традиционный ритуальный музыкальный инструмент Древнего Египта - появился, вероятно, еще в доисторические времена. Его название произошло от глагола сес, напоминающего по звучанию шорох, который издавала корова Хатор, пробираясь через заросли папируса. Этот инструмент чаще всего использовался в храме, и играли на нем женщины, совершая обряды в честь богини Хатор. Одна из его разновидностей, сахм, представляла собой деревянную рамку с ручкой и позвякивавшими металлическими кольцами внутри. Другая, имела ручку с головой Хатор на конце. На ее рогах была закреплена проволока в форме подковы с загнутыми поперечинами или маленькими тарелочками, которые звенели при встряхивании. Сегодня систр используется на коптских мессах в Египте, на Ближнем Востоке и в Эфиопии.

 

Вклад завоеваний

 

Акустический анализ музыкальных инструментов Древнего царства показывает, что в музыке того времени использовались низкие, высокие и глухие звуки. Однако в Среднем царстве характеристика тембра полностью изменилась. Танец, некогда спокойный и благопристойный, сменился более быстрым и свободным, что было связано с непосредственным влиянием гиксосов, а также культур народов Азии. Бедуины, пришедшие с востока, принесли с собой лиру. В Новом царстве обновление общественной и политической жизни, связанное с завоеванием новых территорий и значительным расширением египетской империи, совпало с возрождением музыкального искусства. В числе новых разновидностей инструментов этого периода археологи обнаружили в фиванских гробницах усовершенствованные варианты дощечек для перестукивания, искусно вырезанных из слоновой кости, кости других животных или же из дерева. Арфы также стали более пышно украшенными, а их размеры заметно увеличились: теперь исполнителю приходилось играть стоя. Однако самым распространенным музыкальным инструментом Нового царства стала лютня с удлиненным грифом, имевшая овальный резонатор миндалевидной формы, обтянутый красноватой кожей. Из Азии в Египет пришел новый духовой инструмент: гобой (мизмар), сделанный из двух трубок, закрепленных под острым углом друг к другу.

 

Ударные инструменты

 

С самых древних времен во время религиозных и народных праздников ритм задавался не только пощелкиванием пальцев, но и с помощью целого ряда ударных инструментов: идиофонов и мембранофонов. Сначала они изготавливались из дерева и слоновой кости, позднее стал использоваться металл. Самые древние ударные были треугольными, потом появились инструменты в виде ладони или руки: это должно напоминать нам о том, что они пришли на смену хлопанью в ладоши.

 

Затем к этим очень популярным инструментам добавились кимвалы, пришедшие из Азии и известные в Египте с XVIII династии. В Поздний период появились также бронзовые или керамические колокольчики. Кроме того, существовало большое разнообразие деревянных, глиняных и обтянутых кожей барабанов круглой или треугольной (по азиатской моде) формы.

 

Струнные инструменты

 

Около 2550 г. до н. э. впервые появился на изображениях традиционный струнный инструмент - арфа, или баярт. В Новом царстве виды этого музыкального инструмента стали намного разнообразнее; самые крупные арфы имели двадцать струн. Слепые арфисты, присутствовавшие на поминках, призывали своих слушателей радоваться жизни и наслаждаться мгновением, потому что смерть неизбежна. Лира, инструмент семитского происхождения, появилась в Египте в начале Среднего царства. Однако в оркестры лиру начали включать только во времена Нового царства, о чем свидетельствуют фрески той эпохи, на которых изображены музыканты-азиаты. Лирные струны, которых могло быть от пяти до восемнадцати, крепились к верхней поперечине кожаными ремешками на равном расстоянии друг от друга, а эти ремешки затем пропускались через бронзовое кольцо в основании корпуса.
 
Священная музыка

 

Музыка в Древнем Египте была преимущественно ритуальным искусством и играла важную роль в жизни храмов. Археологи обнаружили в гробницах, а также на росписях и рельефах храмов, многочисленные изображения музыканта, предстоящего перед каким-либо богом. Нередко мы можем увидеть также изображения фараона, стоящего перед статуей божества и общающегося с ним посредством пения под музыку. Три ежедневных богослужения неизменно сопровождались речитативами, псалмодиями и песнопениями. Во время «божественного выхода», когда скульптурное изображение бога, хранившееся в храме, покидало его на ладье, жрецы следовали за процессией, распевая гимны под аккомпанемент храмового оркестра. Певцы, танцовщики и музыканты участвовали не только в местных храмовых празднествах, но и в таких значительных торжествах, в которых духовное смешивалось со светским, например, в праздниках, посвященных датам земледельческого календаря и важным событиям в жизни страны.

 

Духовые инструменты

 

Простейшая флейта была одним из самых распространенных духовых инструментов Древнего Египта - страны, откуда она и ведет свое происхождение. Ее размеры могли быть весьма разнообразными: от 25 сантиметров до 1 метра. Короткую флейту музыкант держал прямо перед собой, а длинную - косо, чтобы легче было контролировать поток воздуха. Чаще всего флейты изготавливались из камыша и иногда могли иметь мундштук из папируса. Царским инструментом в тот период считалась труба - шенеб. Этот широкий инструмент с большим раструбом использовался для подачи военных сигналов, его низкий звук передавал команды полководца. Другие духовые инструменты - поперечная флейта, авлос (мизмар), рог, букцинум и гидравлический орган - появились уже значительно позднее, в греко-римскую эпоху.

 

Боги музыки

 

Судя по дошедшим до наших времен текстам, самым знаменитым божеством, отвечавшим за музыкальное искусство, была богиня плодородия и жизни Хатор. Как покровительница плотской любви, Хатор считалась богиней радости, танца, музыки и хмеля. Однако к музыке имели отношение и некоторые другие божества египетского пантеона. Баст была богиней-музыкантшей и чаще всего представлялась в виде кошки, покровительницы домашнего очага и защитницы новорожденных. Бэс - божественный покровитель танцовщиц - изображался в виде некрасивого бородатого карлика с высунутым языком. «Возлюбленная» Мерт - богиня инструментальной музыки, пения и танцев - изображалась в виде женщины. Она была жрицей-музыкантшей в мире богов. Благотворное действие ее пения напоминало о всемирной гармонии, которую желали установить боги; Мерт считалась «словом Маат». Таурт, богиня-гиппопотам, оберегала беременных женщин. Она присутствовала при родах, часто в компании Бэса: вместе эта парочка играла на различных музыкальных инструментах и танцевала.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро (Скатерть в комплекте)

Вы найдёте не только классические карты Таро, но и особую скатерть для гадания.

Энергетические вампиры. Методика распознавания и защиты

Книга построена по схеме: диагностика - анализ - лечение.

← все статьи