Иллюминаты




Иллюминаты

 

Накануне Великой французской революции XVIII в. в Европе нашумело «дело иллюминатов Баварии», которое в дальнейшем дало обильную пищу для сторонников теорий мирового масонского заговора. В 1776 г. профессор Ингольштадтского университета Адам Вейсгаупт (1748-1830) учредил Орден Иллюминатов в Южной Германии. Вскоре к нему присоединился барон Адольф Франц Фридрих Людвиг фон Книгге (1752-1792), стремившийся реформировать масонство. Организация ставила перед собой две главные цели:

          

1) установить контроль над масонскими сообществами страны и в перспективе - континента и

2) осуществить политический переворот. Барон Книгге разрабатывал ритуалы и обряды.

        

Организатором, непосредственным руководителем и последовательным сторонником вмешательства в политические дела с целью возможного захвата власти был Вейсгаупт. Иллюминаты проповедовали деизм («естественную религию») и антимонархические идеи.

 

Система посвящения иллюминатов состояла из четырех ступеней, разделенных на девять разрядов:

 

1) Подготовительные степени Минервалов, или Учеников Мудрости: Новообращенный, Брат Минервы, Младший Иллюминат, Старший Иллюминат, или Шотландский Послушник;

2) Промежуточные степени: Шотландский Рыцарь Иллюминатства, или Иллюминат-Направитель;

3) Малые Таинства: Эпопт (Жрец Иллюминатства) и Регент (Начальствующий Иллюминат);

4) Магус (Философ) и Государь.

 

Обряды иллюминатов напоминали масонские мистерии. Многие их элементы были заимствованы из таинств вольных каменщиков, о чем свидетельствуют в том числе и названия степеней. Членам Ордена внушалась мысль о том, что его руководители одновременно являются и тайными лидерами мирового масонства. Основная задача представлялась в осуществлении радикальной общественной и политической реформы, но об этом говорили только посвящаемым в высшие степени после тщательной предварительной подготовки. Внутри Ордена Иллюминатов внедрялась система строгого подчинения, заимствованная у иезуитов.

 

Можно назвать следующие важнейшие символы Ордена Иллюминатов:

 

1) Минерва (Афина Паллада) и ее символ - сова - означают мудрость и бдительность;

2) пирамида - олицетворяет Орден;

3) кувшин для воды - символизирует уверенность;

4) колчан со стрелами - могущество красноречия;

5) пальмовая ветвь - мир, терпение и спокойствие;

6) три собаки - верность, послушание и бдительность;

7) парящий орел - прообраз божественного вдохновения;

8) книга - символизирует просвещение;

9) две свечи - свет жизни и духа;

10) два столпа - воля и терпение (своеобразная параллель двух свечей);

11) жрец - старший иллюминат;

12) запертая дверь - вход в обитель высшего познания. Запертая дверь без рукоятки и замка - волшебные средства для ее взлома заключаются в трудолюбии, внимании и строгости по отношению к самому себе. Только преодолев три запертые двери, можно найти свет истины;

13) весна - время посева;

14) осень - время жатвы.

 

Орден распространился не только в Баварии, но и в Северной Германии и Скандинавии, нашел своих приверженцев даже в России. Общая численность иллюминатов составляла две-три тысячи человек. Иллюминаты оказались популярны не только среди интеллектуалов - университетских профессоров, но и в среде высшей аристократии. В организацию вошли, не подозревая об истинных целях Вейсгаупта, даже некоторые европейские князья, епископы, министры. Однако уже в 1783 г. над Орденом стали сгущаться тучи. Некоторые его бывшие члены заявили об антипатриотическом характере деятельности иллюминатов. Все эти обвинения поддерживались розенкрейцерами, господствовавшими при баварском дворе и видевшими в иллюминатах опасных конкурентов. В конечном итоге в 1784 г. правитель Баварии издал указ о запрещении всех тайных обществ. В наибольшей степени пострадали иллюминаты, закрывшие все свои храмы. Началась мощная антииллюминатcкая кампания. Членов Ордена обвиняли в атеизме и сатанизме, в организации заговора с целью осуществления революции. Одних иллюминатов посадили в тюрьмы, других изгнали из страны.

 

Окончательно остатки организации прекратили существование к 1790 г. Некоторые иллюминаты участвовали в работе французских лож, что послужило основанием для их обвинений в организации Французской революции 1789 г., нашедших выражение в классических теориях заговора аббата Огюстена Баррюэля и Джона Робисона. Впоследствии, однако, неоднократно предпринимались попытки возродить Орден Иллюминатов. В настоящее время в мире действует несколько иллюминатских организаций.

 

«Дело иллюминатов» и последующие революционные события во Франции послужили поводом к написанию многотомных сочинений реакционеров Баррюэля и Робисона («Мемуары по истории якобинизма» и «Доказательства тайного заговора против всех религий и правительств Европы»). Если Баррюэль не был эрудитом, а скорее памфлетистом, то профессор Робисон являлся широко образованным человеком, настоящим интеллектуалом, участвовал в составлении «Британской энциклопедии». Тем не менее оба автора, независимо друг от друга начавшие исследовать вопрос, пришли к одинаковым выводам.

 

Причину революции они видели в заговорщической деятельности «оккультных масонских лож», раскинувшихся по всей стране. Масонский заговор, по мнению Баррюэля и Робисона, имеет три составляющих: против христианства, против монархии, против общества. Во второй половине XVIII в. были четыре вождя заговора: прусский король Фридрих II, философы Вольтер, Д'Аламбер и Дидро. По мнению Баррюэля, около 1752 г. Вольтер замыслил заговор против христианства, в который вовлек оккультные масонские ложи, «секты софистов» (философов-просветителей), Руссо, деистов, атеистов вроде Гольбаха и Гельвеция. С 1743 г. Вольтер якобы находился на секретной службе у Пруссии, взаимодействуя с Фридрихом, задумавшим план по уничтожению церкви.

 

Разрушение христианства во всех странах Европы начинается с преследований иезуитов. Все антицерковные силы оказались вовлечены в заговор. Можно проследить историческую линию: катары - альбигойцы -тамплиеры - масоны - французские революционеры - якобинцы. «Якобинизированное» масонство во главе с Робеспьером в итоге начало ниспровергать институт частной собственности, государство и церковь. Эти утверждения имеют некоторые основания, но не вполне ясно, зачем вообще бороться с христианством, моралью и христианскими ценностями. Известно, что просветители и масоны выступали не против христианской веры как таковой, а против религиозного фанатизма и реакционного влияния господствующей церкви - идеологической опоры старого, феодального общества.

 

В 1782 г., по мнению Баррюэля, Вейсгаупт якобы разработал план обращения французской нации в систему иллюминатов. В иллюминатство перешел, находясь при дворе в Берлине, будущий видный деятель первого этапа революции, знаменитый оратор граф Мирабо. Сети заговора плелись и в Версале. В него вовлекались коронованные особы, клирики, аристократы, магистраты, принцы и принцессы крови. Просветители взаимодействовали с каббалистами и мартинистами, которые образовали одну тайную, невидимую империю - «Великий Восток Франции» - «союз всех регулярных лож королевства». Четыре комитета «Великого Востока» (Административный, Парижа, Провинций и Степеней) на самом деле были Масонским Парламентом во главе с Великим Мастером - первым принцем крови Филиппом Орлеанским, вступившим в заговор иллюминатов и, как известно, примкнувшим впоследствии к якобинцам. Накануне революции 1789 г. вся Франция покрылась сетью лож. Они были в каждом из 282 городов страны. В Париже в то время насчитывалась 81 ложа.

 

Используя прессу и деньги, адепты заговора - иллюминаты и масоны в конце XVIII в. склонили на свою сторону простой народ, подготовили восстания в Ирландии, Польше, вели подрывную работу в Австрии, Германии, Англии и других европейских странах. По этой логике любой демократ, просветитель, республиканец или масон автоматически зачисляются в революционеры и враги-заговорщики, опасные для алтаря, трона и общества. При этом не учитываются реальные социальные и экономические проблемы, породившие революции.

 

Заговор идей сложно подтвердить, но и опровергнуть также проблематично. В работах аббата Баррюэля и Робисона можно проследить истоки теорий заговора Нового и Новейшего времени, их основные черты: существование у заговорщиков особого тайного языка (новояз), наличие законспирированной организации, присутствие плохих вождей с дефектами и т. п. В дальнейшем идея о масонском или иллюминатском заговоре трансформировалась в представления о масонско-еврейском, еврейском или сионистском заговоре («Протоколы сионских мудрецов»), несмотря на то что ценности ортодоксального иудаизма и космополитического масонства являются взаимно противоположными.

 

Исследователи отмечают, что в теории заговоров, известной еще с эпохи Античности, большое значение имеет психологическая составляющая. Архаические пласты психики, устойчивые бессознательные архетипы приводят конкретные факты и события к мифологическим парадигмам. Формируется особый конспиративистский менталитет. Ключ к пониманию популярности теорий заговора находится в глубинных социально-психологических потребностях человека. Основополагающая функция теорий заговора схожа с функцией стереотипа, который дает упрощенную картину отдельного феномена. Пик популярности глобальных теорий заговора, как правило, совпадает с периодами экономической или политической нестабильности, кризиса. В таком случае нежелание широких масс общества прилагать усилия к пониманию структурных, объективных причин проблемы выливается в поиск простых ее решений. В конечном счете - в отыскивании врагов, то есть персонально ответственных лиц, ликвидация которых должна привести и к устранению проблемы. Таким образом, концепции заговора дают выход хаотичной деструктивной социальной энергии. Это делает конспиративистские теории одним из наиболее эффективных инструментов манипуляции массами в кризисных обществах.

 

Наибольшую предрасположенность к восприятию и поддержке теорий заговора проявляют лица с низким уровнем дохода и образования. Значительное влияние имеют также факторы национальной или религиозной принадлежности. В целом идеи заговора находят поддержку в среде недовольных существующим положением дел в обществе, в особенности - не удовлетворенных своим личным положением.

 

Начальной аксиомой конспирологии является идея о существовании тайного общества, члены которого стремятся подчинить себе общество, страну (иногда - весь мир) и создать совершенно новый порядок, в котором они будут занимать ключевые позиции и безраздельно властвовать. Заговорщики - «агенты влияния», проникшие во все ключевые сферы жизни общества, по меньшей мере стремятся к порабощению «нормальной» реальности. При этом важно, что предполагаемый порядок будет прямо противоположным тому, который имеется в данный момент или который был «вчера», то есть «естественному». Само тайное общество состоит не просто из «плохих», но «обычных» людей, а из особых «гениев зла», которые при этом имеют некую фундаментальную типовую аномалию по сравнению с «нормальными» людьми. Подобные представления неоднократно служили объектом критики.

 

Можно поставить под сомнение идею тайной, не институционализированной власти («кураторство»). Допущение существования такой власти в целостном виде, проводящей единую политику в течение долгого времени, не вполне состоятельно. Высокая степень секретности блокирует информационные потоки между тайными властителями и делает сомнительной их способность к совместной деятельности по единому плану долгое время. Слабым местом теории заговора также является добавление к интерпретации исторического эпизода большого количества усложнений. На место обыденных причин какого-либо события (несчастного случая, действий одиночки, эпидемии, техногенной катастрофы) ставится действие многочисленной, безупречно законспирированной, всесильной организации, все участники которой стремятся к единой цели и не допускают ошибок.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

Энергетические вампиры. Методика распознавания и защиты

Книга построена по схеме: диагностика - анализ - лечение.

← все статьи