Погребальный храм царицы Хатшепсут




Погребальный храм царицы Хатшепсут

 

Это величественное место окружено тайной: хотя сам храм существует и по сей день, его первоначальное название не указывается ни в одном из официальных списков Египетского царства. Святилище Дейр-эль-Бахри предлагает нам познакомиться с личностью «гонимого» фараона.

 

Свое современное название храм взял от коптского монастыря, который размещался в этих стенах в самый поздний период его истории. Однако «Северный монастырь» остался одним из самых чистых образцов погребальной архитектуры эпохи Нового царства. Это святилище было задумкой женщины - единственной царицы, которая до Клеопатры обладала реальной властью на троне фараонов. Оно предвещала величие возрождающегося государства в ту пору, когда ни один камень из величайших сооружений Нового царства еще не был заложен.

 

Дейр-эль-Бахри, первый великий храм Долины

 

Погребальные храмы Нового царства значительно отличались от более ранних. В них больше не хранились останки покойного фараона: они были всего лишь кенотафами, местами поклонения построившим их правителям. И храм Хатшепсут не стал исключением из этого правила.

 

Несомненно, царица, решив возвести для себя погребальный храм, обратилась к образцу, оставленному фараоном XI династии Небхепетра Ментухотепом II (ок. 2055-2004 гг. до н. э.) около 600 лет назад. Как и ее предшественник, Хатшепсут построила здание, состоящее из нескольких террас. Из храма, который стоял в долине, на самом берегу Нила, к нему поднималась широкая дорога, обрамленная каменными сфинксами. У самого входа было сооружено святилище, предназначавшееся для священной ладьи Амона, которая хранилась здесь, когда бог отправлялся в город умерших. В результате первых раскопок в Дейр-эль-Бахри, доверенных Огюсту Мариету и Эдуарду Невиллю (в 1894-1905 годах), весь мир узнал об этом величественном храме, который сами египтяне именовали Джесер Джесеру, «Священнейший из священных».

 

Знакомство со «Священнейшим»

 

Храму Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри принадлежит рекорд самого древнего погребального храма Египта. Он был сооружен около 1500 гг. до н. э., и с тех пор ни разу не перестраивался.

 

В ширину здание храма занимает приблизительно двести пятьдесят метров и примыкает к склону Фиванских гор в том месте, где они образуют природный цирк. По-видимому, глав-ный архитектор царицы Сенмут колебался в выборе между двумя планами. Он мог построить колонны и стены комплекса на большой искусственной площадке, однако предпочел воспользоваться природными особенностями склона, который уступами спускается к равнине. И ему удалось создать самое необычное сооружение в истории древнеегипетской архитектуры: огромный храм, состоящий из нескольких разноуровневых террас. Между собой они связаны широкими пандусами - это наследие эпохи великих пирамид.

 

Аллея, украшенная сфинксами с человеческими головами, приводит посетителей ко входу на территорию храма. Пройдя за ворота, мы оказываемся на большой, залитой солнцем площадке, разделенной надвое широким наклонным пандусом с лестницей. В глубине росписи на плитах из белоснежного известняка повествуют о жизни и деяниях правительницы. На стенах храма изображены растительные мотивы, в частности, тамариски, терпентинные и ладанные деревья, за которыми Хатшепсут отправила своих подданных в загадочный далекий край Пунт.

 

Судя по всему, царица часто проводила время в этом святилище, когда желала отдохнуть: по ее распоряжению здесь были разбиты «сады Амона», настоящая услада очей, подражание роскоши небесной обители. По задумке Хатшепсут, «Священнейший» должен был стать райским садом для царей и для богов. Сегодня об этой чарующей зелени напоминают только глубокие каменные выемки в форме буквы Т с канавками для полива: когда-то они были заполнены почвой и засажены деревьями.

 

Хатшепсут - «царь» Египта!

 

Немногие женщины правили Древним Египтом с той же властностью и участием, что и «царица» Хатшепсут. За сто лет до Эхнатона на трон взошел другой правитель-«еретик». Еретичкой Хатшепсут делалась уже потому, что родилась женщиной. Но еще большей ересью был тот факт, что она присвоила все титулы фараонов-мужчин, вплоть до титула Са-Ра, «сын (а значит, наследник) Ра», приказывала изображать себя в виде мужчины и даже носила накладную бородку, которую все египетские фараоны надевали на церемонию коронации. Хотя до Хатшепсут в истории Египта уже были женщины-правительницы, ее имя не упоминается в списках царей, которые велись с большим тщанием. Более того, оно было стерто со стен ее погребального храма, лишенного отныне своей владычицы.

 

Целая жизнь на стенах

 

Рельефы, высеченные на портиках и примыкающих к ним постройках - бесценный источник сведений о полном загадок правлении царицы Хатшепсут. Они рассказывают нам о том, почему имени владычицы нет в списках царей. Оно просто-напросто было стерто, как и имена других женщин, которые когда-либо оказывались на египетском престоле. Однако Хатшепсут позаботилась о том, чтобы подготовить реванш: сцены, которые по ее воле были изображены на трех террасах погребального храма Дейр-эль-Бахри, хранят память о ней вот уже тридцать пять веков.

 

На нижней террасе вереница лодок везет из Ассуана гранитные обелиски, которые царица приказала изготовить для фиванских храмов. Тем самым она отблагодарила богов, даровавших ей египетский престол. На втором уровне фрески разделены на две сцены: справа изображена экспедиция в край Пунт, а слева - история о божественном происхождении царицы.

 

Хатшепсут по праву крови получила титул законной наследницы престола Обеих Земель, страны, слава о которой не угасала на протяжении многих поколений, хотя и несколько померкла в предыдущем столетии. Однако не все признавали власть царицы: смуту сеяла, несомненно, «оппозиционная партия», враждовавшая со сподвижниками Хатшепсут. Скорее всего, именно поэтому ее имя впоследствии было предано забвению и стерто из списков царей. Хатшепсут пришлось доказывать законность своей власти вовсе не перед богами, а перед людьми...

 

Вторая терраса святилища расположена на пятнадцать метров выше первой. Ее обрамляет портик, состоящий из двойного ряда опор, сначала квадратных, а затем шестнадцатигранных. Но здесь правая сторона святилища осталась недостроенной. По краям были возведены два небольших здания - храмы, посвященные Хатор, богине Фиванских гор, и Анубису, богу, ведавшему ритуалами бальзамирования.

 

Верхняя терраса, самая маленькая из трех, была закрыта гранитной дверью. Она представляет собой двор, обнесенный колоннадой с осирическими статуями, которые изображают царицу Хатшепсут достигшей вечной святости и присоединившейся к сонму богов. Здесь расположен вход в святая святых храма - помещение, вырубленное прямо в скале. Слева и справа от него расположены зал подношений царице Хатшепсут и алтарь, посвященный богу Ра-Хармахису, воплощению восходящего солнцу.

 

Пожалуй, самое поразительное в этом святилище - гармоничность и соразмерность его архитектуры. «Классическому» святилищу наподобие тех, что возводили преемники Хатшепсут, царица предпочла вытянутый в длину план: горы слишком высоки, чтобы пытаться с ними соперничать. Все имеет вполне человеческие пропорции: вы не найдете здесь ни монументальных пилонов, ни огромных колонн, каких много в Карнакском храме, расположенном напротив Дейр-эль-Бахри, на другом берегу Нила. Нет здесь и тонущих во мраке гипостильных залов - святилище находится под открытым небом. Храм был явно построен так, чтобы все было на виду. В нем нет ничего скрытого, неясного или тайного.

 

«Роман о божественном присхождении»

 

Девять сцен «текста о юности Хатшепсут» складываются в мифологический и, вместе с тем, политический рассказ: Амон решает дать Египетскому царству нового владыку. Мудрый Тот советует ему сочетаться с супругой Тутмоса I - Яхмос. Бог принимает обличье мужа царицы и предсказывает ей рождение дочери. Хнум, божественный гончар, вылепливает младенца и помещает его в лоно царицы. После родов Яхмос приносит свою дочь Амону, который вместе с Тотом и Хатор берет на себя воспитание Хатшепсут. Перед собранием богов будущая царица принимает от Атума корону, и вместе с ней - символы власти. Тутмос представляет Хатшепсут при-дворным, и те признают ее единственной наследницей престола.

 

Храм как свидетель ожесточенной борьбы за наследство

 

В Дейр-эль-Бахри все не так, как в других храмах Древнего Египта. Многие изображения Хатшепсут в царственном величии, были уничтожены. На их месте теперь красуются портреты ее отца Тутмоса I и его первого преемника Тутмоса II.

 

В истории царской семьи имеются некоторые неясности: в роду Хатшепсут не было ни одного полноправного наследника мужского пола, который мог бы продолжить могущественную династию. Сам Тутмос I получил египетскую корону только в результате брака со своей неполнородной сестрой Яхмос. От этого союза родились четверо детей, два мальчика и две девочки, но из них выжила только Хатшепсут. По логике, принцесса должна была взойти на трон после смерти своего отца: это было предусмотрено династическим правом. Однако официальная история сообщает, что корона перешла к двум бастардам - будущим Тутмосу II и Тутмосу III. Сама же Хатшепсут стала всего лишь супругой преемника своего отца.

 

В 1479 году до нашей эры, когда Тутмос II скончался, сыну последнего было только пять лет, поэтому начался период регентства, как уже неоднократно случалось раньше. С той разницей, что на сей раз прошло два или три года и царица, судя по всему, отказалась от идеи совместного правления. Она короновала себя, став «царем» Египта и присвоив все полагающиеся титулы, и стала управлять страной единолично. Лишь в 1458 году фараон Тутмос III наконец вернул себе престол.

 

Тайник для мумий фараонов

 

Издавна грабители бесчинствовали в Долине Царей, вскрывая гробницы фараонов. Перед лицом этой угрозы великие жрецы Амона распорядились Переместить останки правителей в более безопасное место. По их приказу в горах над Дейр-эль-Бахри был устроен тайник, куда со всеми предосторожностями перенесли уцелевшие мумии. В их числе оказались Яхмос и Таа II Секененра, Нефертари и Аменхотеп I, неопознанный фараон (предположительно, Тутмос I), Сети I, Рамсес II и многие другие... Затем дверь в тайник запечатали и засыпали песком. Останки царей были обнаружены только в 1875 году крестьянами, искавшими древности. В 1881 году Огюст Мариет перевез мумии в музей в Каире, предоставив их в распоряжение науки.



Еще материал по данной теме


Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

Универсальные карты таро (Скатерть в комплекте)

Вы найдёте не только классические карты Таро, но и особую скатерть для гадания.

← все статьи