Гармоничное правление Сенусерта III




Гармоничное правление Сенусерта III

 

Фараон из XII династии Сенусерт III обладал всеми качествами, необходимыми настоящему царю: как тонкий политик он мудро правил народом; как опытный военачальник укреплял границы своего государства; как строитель и ценитель искусств украшал Египет и чтил богов. Он был любим подданными, и стал символом золотого века в истории страны - Среднего царства.

 

Правление Сенусерта III неизменно производит впечатление гармонии, с какой бы позиции его ни оценивали.

 

Оно гармонично во времени: этот фараон царствовал в самой середине XII династии, которая относится к эпохе Среднего царства, расположенной на хронологической оси как раз между Древним и Новым царствами и отделенной от них двумя смутными Переходными периодами.

 

Гармонично оно и в пространстве: именно Сенусерт III, как никто иной, сумел обезопасить южную и восточную границы Египетского царства и расширить свои владения в этих направлениях.

 

И наконец, гармоничны события этого правления: царь умело распределял свои силы между завоевательными походами (которые организовывал, чтобы обезопасить границы и увеличить земли Египта), мудрым управлением страной и созданием новых памятников архитектуры.

 

Любопытный факт

 

10 ноября 1988 года в парижском аукционном доме Дрюо была выставлена на продажу каменная статуэтка высотой 57 см с картушем фараона Сенусерта III. Ее приобрел за 700 000 евро некий господин Франсуа Пино. Однако несколько дней спустя в газетной статье было заявлено, что эта статуэтка - не что иное, как подделка. По крайней мере, так утверждал какой-то немецкий египтолог. Первый же эксперт подтвердил подлинность изделия, но обнаружил несколько изъянов; так, сочетание элементов разных эпох наводило на мысль о том, что статуэтка могла быть изготовлена не при Сенусерте III, а значительно позднее. В результате лабораторной экспертизы на статуэтке были обнаружены металлические частицы, появившиеся при использовании современных инструментов. После окончания этого расследования, растянувшегося на несколько лет, сделка, наконец, была аннулирована.

 

Правитель-реалист

 

Даже само лицо этого египетского владыки дышит гармонией. Интересно, что Сенусерт III - один из немногих фараонов, наиболее часто и довольно точно изображавшихся в виде статуй и портретов, так что сегодня мы можем достаточно уверенно судить о том, как он выглядел. Более того, черты его лица были запечатлены в граните в разных возрастах.

 

На некоторых из дошедших до нас скульптурных изображениях очень четко очерчен властный изгиб губ на лице совсем еще молодого мужчины, осознающего, несмотря на свой возраст, значимость и величие своего статуса. Он суров и преисполнен чувства собственного достоинства, у него поистине царственная безукоризненная осанка. Чувствуется, что этот человек - реалист, что он знает своих ближних и ценит их такими, какие они есть. Это очень опытный правитель, и опыт его основан на деле, на объективных фактах, а не на мечтах и химерах.

 

Славная эпоха

 

Лицо повидавшего жизнь человека мы видим и на другой статуе, изображающей фараона стоящим. Нижняя часть фигуры - ноги ниже колен - не сохранилась. Сенусерт III заметно постарел, однако не запретил мастерам изображать себя усталым и осунувшимся. Запавшие глаза царя - это глаза человека, утомленного властью. В нем чувствуется некоторая разочарованность, порожденная, вероятно, знанием политики, людей и жизни.

 

Знаменитая XII династия, представителем которой был Сенусерт III, правила в эпоху Среднего царства, по праву считающуюся одним из самых благополучных и блестящих периодов в истории Древнего Египта.

 

Именно в этот период достиг вершины расцвета священный город Абидос, где поклонялись великому покровителю умерших Осирису. Каждый год ритуал, изображающий смерть и воскресение этого бога, привлекал сюда тысячи паломников из самых отдаленных уголков страны. Всякий египтянин мечтал хотя бы раз в жизни побывать в Абидосе. Люди верили, что тот, кто удостоится чести быть погребенным в священном городе, или хотя бы построит здесь надгробный памятник, воскреснет, как сам Осирис. Вот почему здесь возвышались некогда тысячи стел.

 

Бессмертие Осириса

 

Сенусерт III был одним из правителей, наиболее ревностно поклонявшихся Осирису. Он осыпал великий храм Абидоса роскошными подношениями, среди которых больше всего было изделий из золота, серебра и лазурита. Взамен Осирис одарил его бессмертием и вечной славой. Однако этой славы Сенусерт III добился не только подношениями и восхвалениями бога. Будучи мудрым политиком, он понимал, что процветание страны покоится прежде всего на разумном управлении ею и на обширных торговых связях. Организованные им экспедиции в страну Пунт были особенно успешны, и корабли возвращались, груженные сокровищами.

 

Фараон заботился также и о разработке природных месторождений и карьеров. Он всячески поощрял поиск новых месторождений; в первую очередь, его интересовало золото и другие драгоценные металлы. На дорогах, по которым следовали караваны, по распоряжению царя вырыли новые колодцы, чтобы торговцы могли беспрепятственно пополнять запасы воды. Но помимо доступа к воде, необходимо было обеспечить безопасность торговых экспедиций. Пустынные грабители и нубийские племена все чаще устраивали засады, внезапно нападая на караваны, а потому Сенусерт III решил вплотную заняться этой проблемой. Он создал целую оборонительную систему, приказав построить крепости между Элефантиной и Семной. Тринадцать мощных сооружений из кирпича, возведенных на высотах и на островах, служили не только убежищем для караванщиков, но и гарнизонами, где могли разместиться отряды, охранявшие границы. Египтяне, перегонявшие скот на юг или возвращавшиеся назад, могли остановиться или укрыться в этих крепостях. С башен, возвышавшихся над долиной Нила, можно было следить за перемещением подозрительных племен, чтобы в случае необходимости вовремя атаковать их.

 

Царь раздвигает границы

 

Постоянные волнения в соседней Нубии не могли не тревожить правителей Древнего Египта. Сенусерт III придерживался очень жесткой политики в отношении этой страны. Он решил организовать военный поход в царство Куш - современный Судан. Подготовка этой кампании приняла небывалый размах. Фараон собрал впечатляющее по величине войско. На уровне Первого нильского порога прорыли широкие каналы, по которым могли пройти корабли с воинами. Так египетская армия смогла продвинуться далеко на юг, сжигая и уничтожая все, что осмеливалось противиться ей. И вот Нубия, наконец, покорилась. Тогда царь-победитель приказал установить стелы, чтобы отметить новые границы: «Я прошел дальше, чем мои отцы, вверх по течению Нила, - гласят надписи на них. - Я преумножил то, что получил».

 

Отныне четко обозначенные южные границы Египта будут бдительно охраняться. Сенусерт III часто говорил, что он признает своим наследником только того из своих сыновей, кто сможет защитить проложенные им границы. А те, кто посмеет отказаться от выполнения этого священного долга, будут с позором отвергнуты. Государь приказал поставить гигантский памятник в свою честь, чтобы его потомки не забывали о долге. Этот величественный скульптурный портрет восхвалял могущество Сенусерта III и каждый день напоминал египетскому народу о богоизбранности его царя - законного наследника богов на земле.

 

Вдоль неустанно охраняемых южных границ были размещены таможенные посты, на которых египтяне взимали налоги на все товары, какие только ввозились в страну.

 

Вопрос безопасности восточных границ тоже волновал правителя, поэтому он решил провести еще одну военную кампанию: на сей раз против Сирии и Палестины.

 

Дальновидный стратег и опытный полководец, Сенусерт III был солдатом в буквальном смысле этого слова. Он предпочитал лично вести свои войска и в бою демонстрировал настоящую отвагу. Он взял на себя командование военной кампанией, которая проникла в самое сердце Палестины.

 

Многочисленные изображения

 

Немногих фараонов Древнего Египта изображали так часто, как Сенусерта III. Объясняется это очень просто: дело в том, что царь установил обычай, требовавший, чтобы после каждого военного похода в честь него изготавливалась новая статуя. И поскольку Сенусерт III постоянно воевал, то его скульптурных портретов было сделано немало. Благодаря им мы знаем, как выглядел этот фараон в разные периоды жизни, потому что в то время древнеегипетское искусство тяготело к реализму. Сенусерта III изображали в трех позах: стоящим, сидящим и в виде сфинкса. Превосходно сохранившаяся статуя последнего типа выставлена в нью-йоркском Метрополитен музее. Стоит отметить, что скульптурные портреты этого фараона бывают разной величины: от настоящих колоссов и статуй в натуральную величину до миниатюрных статуэток.

 

Магия - секретное оружие

 

В распоряжении мощных армий Среднего царства, состоявших из опытных и доблестных воинов, имелось секретное оружие - магия. Для борьбы с врагом, воспринимавшимся как воплощение сил зла, египтяне применяли необычную тактику: они изображали противника в виде статуэтки побежденного воина, стоящего на коленях со связанными за спиной руками или в других подобных позах. Эти предметы следовало изготовить в соответствии с особым обрядом, а потом разбить: так будет разбита и вражеская армия.

 

Золотой век классицизма

 

Разобравшись со сложной ситуацией на границах, Сенусерт III устремил все внимание вглубь страны. Слишком многие номархи, наместники провинций, по-прежнему то и дело нарушали законы. А ведь когда-то, в эпоху правления Сенусерта I, они были верными и исполнительными слугами царя! Теперь же они стали уклоняться от своих обязанностей и претендовать на власть, несравнимую с теми полномочиями, которыми наделили их фараоны. Так не могло дальше продолжаться. Царь принял все меры, чтобы ограничить возможности своих представителей на местах и укрепить центральную власть.

 

На хронологической оси правление Сенусерта III располагается в самой середине XII династии Среднего царства и совпадает с необычайным расцветом культуры и искусства. Это век древнеегипетского классицизма, проявлявшегося в разных областях: в изящных одеждах, роскошных тканях, тонких ароматах благовоний, ярких красках, великолепных украшениях... Развитие словесности тоже достигло новых вершин. Грамматика и словарный состав древнеегипетского языка были изысканны, как никогда раньше, а письменная речь приобрела особую выразительность. Разумеется, этому способствовали высокие нравы египетского общества; на некоторое - увы, достаточно короткое - время отношения между египтянами стали поистине утонченными. Но, к сожалению, этот золотой век продлился очень недолго...

 

Как бы то ни было, правление Сенусерта III, благоприятное для Египетского царства, полностью соответствует любимому высказыванию фараона: «Я - царь, не довольствующийся словами, но дей-ствующий, претворяющий в жизнь то, что задумало мое сердце». 



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

Карты таро в мешочке

Карты Таро – это быстрый путь к ответам на волнующие вопросы.

← все статьи