Стовратные Фивы




Стовратные Фивы

 

Фивы, столица Древнего Египта времен Среднего царства, на сегодняшний день остаются самым хорошо изученным городом, что объясняется, главным образом, той ролью, которую они сыграли в истории страны. А ведь в течение долгих веков это было всего лишь небольшое поселение, посвященное местному божеству Амону.

 

Как и от всех столиц древнего мира, сегодня от Фив уцелело лишь несколько руин, не позволяющих представить, каким был этот знаменитый город фараонов, который греки назвали «стовратным».

 

Фивы сокрушило безжалостное время: сначала они были разграблены многочисленными завоевателями (ассирийцами, греками, римлянами, арабами), а затем их затмило растущее могущество городов-соперников, в первую очередь, - Александрии. Однако таинственного очарования, сделавшего столицу Египта «любимицей» всех египтян, Фивы все же не утратили.

 

Некогда этот город носил имя Уасет (скипетр); Гомер называл его «стовратным». Что же до названия «Фивы», оно произошло от греческого Thebai. Египтяне часто именовали Фивы просто «городом» или «самым совершенным местом» (так назывался храм Амона в Карнаке - Ипет Сут). Это поселение было расположено на территории четвертого нома Верхнего Египта. Изначально так назывался не только сам город с царской резиденцией и храмами, возведенными на восточном берегу Нила, но и некрополь на противоположном берегу - Долина Царей. Небольшое поселение лодочников стало знаменито во времена XI дина-стии фараонов, когда правители Среднего царства решили поселиться здесь и основали на этом месте свою столицу. Политика завоеваний завела их далеко от Мемфиса, к Четвертому нильскому порогу, расположенному в тысяче километров к югу от него. В результате египетское государство вытянулось вдоль долины Нила; столица Древнего царства была очень далеко от Нубии, на другом конце страны. Город вырос на востоке, неподалеку от Карнакского храма Амона, бога, которому в Египте был посвящен совершенно особый культ.

 

Славная столица царства фараонов

 

Все народы античности знали о богатстве Фив, которые считались тогда одной из величайших столиц Древнего мира. На пике своего расцвета город простирался на восемьдесят стадиев (около тринадцати километров) в длину. В него входили также три пригорода, образовывавших треугольник: первый, Мадит, был расположен на северо-востоке; второй, Туфиум (Эль-Тод), - на юге; а третий, Гермонтис (Иуни), - на юго-западе, на другом берегу Нила. Храмы, известные нам сегодня как Луксорский и Карнакский, были возведены и украшены несколькими династиями, желавшими таким образом приумножить славу своего царства. Все египтяне в ту эпоху верили, что могущество бога связано, по крайней мере, отчасти, с богатством царя и масштабом культовых сооружений и ритуалов. То есть чем больше, красивее и величественнее был храм, тем сильнее и влиятельнее был бог. Причем каждый правитель стремился построить здание, которое превзошло бы творения его предшественников по красоте: именно этому архитектурному соперничеству Фивы, как и многие другие города Древнего Египта, обязаны своим блеском.

 

Город бога Амона славился самыми большими и богатыми святилищами во всем Египте. Принадлежавшие им земли составляли почти одну пятую территории самих Фив, что было чрезвычайно много, особенно если вспомнить, что пахотные земли в Египте передавались от отца к сыновьям, разделяясь на равные части. Но случалось, что египтяне, не имевшие наследников, завещали свои владения храму. По другому распространенному обычаю фараон даровал святилищам имущество, земельные владения или людей, чтобы тем самым приумножить славу бога.

 

Почему Фивы - Стовратные?

 

Из всех народов античности, не считая самих египтян, больше всего этой тысячелетней цивилизацией восхищались греки. И хотя к тому моменту Египет уже долгое время шел к упадку, Гомер изображает для нас Сказочную картину: «...Фивы египтян, / Град, где богатства без сметы в обителях граждан хранятся, / Град, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести / Ратных мужей в колесницах, на быстрых конях выезжают..,»(Илиада, IX, 382-384). Однако некоторые историки были куда критичнее. Так, Диодор Сицилийский писал: «Есть люди, которые утверждают, что у города этого не было ста врат, и что назывался он стовратным из-за большого числа и величины портиков храмов или пропилеев в его стенах, как если бы подразумевался под этим именем город со множеством портиков. Однако кажется правдоподобным, что во время войны он мог снарядить двадцать тысяч колесниц...»

 

Очаг сопротивления, центр Нового царства

 

Фивы начали активно развиваться лишь во вторую половину второго тысячелетия до нашей эры, с приходом XVII династии.

 

Именно этот город стал очагом сопротивления завоевателям-гиксосам, которые оккупировали север страны от Дельты и области вокруг Мемфиса до протянувшейся узкой полосой долины Нила. На протяжении почти ста лет цивилизация фараонов словно была погружена в глубокий сон: все строительные работы были прекращены, пахотные земли отданы во власть паводков реки... Последовавшее за этим перерывом воссоединение страны стало, в первую очередь, заслугой правителей с юга. Так повторилась история объединения Египта, потому что еще в Древнем царстве, если верить источникам, цари с юга одержали верх над царями с севера.

 

Как ни странно, сами завоеватели способствовали увеличению славы Фив. Дело в том, что власть гиксосов, судя по всему, вовсе не воспринималась местными жителями как бедствие. Похоже даже, что «владыки чужеземных стран», как их называли египтяне, прежде, чем начать завоевание страны, смешались с населением Дельты. И действительно, многое свидетельствует о том, что они активно участвовали в жизни страны, перенимая обычаи, богов и образ жизни народов Обеих Земель. Их приход к власти отчасти объясняется менталитетом египтян, полагавших, что власть в стране имеет божественную опору. Представителем власти на высочайшем уровне является монарх, через которого осуществляется связь с богами, и если он свергнут, то значит, эта связь прервана, и наступает анархия. Так гиксосам удалось захватить власть по праву сильнейшего.


Страна-победительница

 

В Древнем Египте за долгие века сменилось немало режимов: одни были более авторитарными, другие - более мягкими. Во время Второго переходного периода страна была захвачена чужеземным народом, гиксосами, и на протяжении почти полутора столетий оставалась под их властью. Сначала эти азиатские племена обосновалось в дельте Нила, не вступая в конфликты с местным населением, а затем воспользовались смутой, которая привела к упадку Среднего царства, и захватили жизненные центры Древнего Египта: политическую столицу Мемфис и духовную столицу Гелиополь. Власть завоевателей зиждилась на простой идее: они приняли египетские обычаи и нравы, вместо того чтобы пытаться навязывать свою культурную и политическую модель.

 

Их присутствие в Египте, как и их влияние, вовсе не было так губительно для страны, как утверждали правители Нового царства. В экономике и политике гиксосы следовали надежной модели. В культуре, религии и философии они стали образцом для подражания для всех фараонов более поздних периодов. В технике, особенно военной, их влияние тоже было ощутимо: так, именно при гиксосах колесница стала использоваться в сражениях, и именно они передали египтянам технологию обработки бронзы, благодаря которой Египетское царство станет доминировать над всеми соседними странами.

 

Жизнь и смерть на разных берегах Нила

 

Обычно мы оцениваем значимость города по численности его населения. Однако в случае Древнего Египта не учитывать городской некрополь - все равно, что учитывать, скажем, только каждого второго жителя. Ведь мир мертвых был так же, а то и более важен, как город живых. Тем не менее эти два мира разделялись в Фивах символической и мистической преградой: Нилом.

 

Для каждого египтянина главной целью в жизни было совершить успешное путешествие на Запад, в царство Осириса. Особенно верно это утверждение в отношении фараона. Со времен Древнего царства жилища вечности постепенно эволюционировали от простой пирамиды до подземной гробницы, настоящего храма, высеченного в скале Долины Царей.

 

Эта долина близ Фив была избрана в качестве места для некрополя из-за конической горы, напоминающей по форме пирамиду Древнего царства. Первым фараоном, погребенным на новом месте, стал Тутмос I, который поручил своему архитектору Инени построить для него тайную и недоступную гробницу. И тот вырубил своему повелителю большую гробницу в скале: ее длинная входная галерея заканчивается лестницей, ведущей в зал с саркофагом. Но самые знаменитые гробницы в этой местности принадлежат двум другим фараонам: Тутанхамону и Рамсесу II. Помимо этих тайных гробниц следует также отметить Храм Долины, построенный чуть ниже, на равнине - своего рода открытую для всех, «публичную» усыпальницу правителя, где ему воздавались посмертные почести. Часто именно с таких храмов начинались раскопки, так как археологи понимали, что сама гробница тоже должна быть недалеко.

 

Однако запретный плод сладок, и богатства, спрятанные под землей, были особенно соблазнительны. При XX династии грабители осквернили царские гробницы. Мумии сорока фараонов были спрятаны в колодце глубиной двенадцать метров, вырытом в горах Дейр- эль-Бахри; в их числе оказались Яхмос, основатель XVIII династии, Тутмос- завоеватель, Рамсес II и его отец Сети I. Тайник с этими невероятными сокровищами обнаружил 5 июля 1881 года юный грабитель из деревни Гурна. 

 

Храм: целый мир

 

Жизнь стовратных Фив была неразрывно связана с религией. Святилище было сердцем города, своего рода городом в городе, с одной стороны, в силу своих «фараоновских» размеров, а с другой стороны, в связи с тем, что в Древнем Египте все было проникнуто верой. Здесь не было эквивалента паперти, где каждый служитель культа отрешался бы от всякой мирской суеты, прежде чем вступить на священную территорию, наоборот, власть бога простиралась за пределы храма, подчиняя повседневную жизнь. В эпоху расцвета Фив нужно было обладать немалой фантазией, чтобы представить некогда стоявший на этом месте скромный алтарь. В ту пору храм Амона был всего лишь одним зданием среди многих, и бог разделял его с другими, не менее значимыми божествами. Однако через некоторое время он стал главным богом Египетского царства и его храм поглотил другие святилища, а их обитатели были символически отожествлены с разными обличьями верховного божества Амона-Ра.



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи