Философы александрийской школы




Философы александрийской школы

Уже в эпоху своего угасания школа Платона успела распространить великий свет своего учения на Александрию. Христианство же, победив после трех столетий войн, усвоило все, что было неизменным и правильным в учениях Античности. Последние противники новой религии пытались остановить естественный прогресс гальванизацией идеологических мумий. Настало время, когда борьба уже не могла более продолжаться, и язычники александрийской школы, сами того не понимая, трудились уже над священным монументом, воздвигнутым учениками Иисуса из Назарета, обращенного лицом ко всем эпохам. Аммоний Сакк, Плотин, Порфирий и Прокл - великие имена в анналах науки и добродетели: их теология была возвышенна, учение нравственно, частная жизнь безупречна. Но главной и наиболее занимательной фигурой эпохи, ярчайшей звездой в этом созвездии, была Гипатия, дочь Феона. Эту целомудренную и ученую девушку разум и добродетели привели к крестильной купели, но она избрала мученическую смерть во имя свободы познания, когда ее пытались обратить насильно. Синезий из Кирены учился в школе Гипатии. 

 

Он стал епископом Птолемеев и был одним из ученейших философов, а также лучшим христианским поэтом древности. Это он заметил, что люди всегда презирают вещи, которые легко понять, и все, что им требуется, - это очередные иллюзии. Когда ему предложили сан епископа, он написал своему другу: «Ум, который влечется к мудрости и созерцанию истины, в первую очередь старается скрыть это, чтобы оказаться приемлемым для большинства. Есть объективная аналогия между светом и истиной, подобно аналогии между видением и обычным пониманием. Внезапное созерцание слишком яркого света ослепляет глаза, и лучи должны быть ослаблены тенью, чтобы быть воспринятыми людьми с плохим зрением. Так, по моему мнению, людям необходимы фикции, ибо истина слишком вредна для тех, кто не очень силен для того, чтобы воспринять ее во всем ее величии. Следовательно, если церковные законы разрешают скрывать подлинные мнения и выражаться аллегорически, я могу принять предлагаемый сан; другими словами, условие состоит в том, что я буду оставаться философом дома, хотя на публике я буду произносить нравоучения и притчи. Что может быть общего между вульгарной толпой и высокой мудростью? Истину следует держать в секрете; большинство нуждается в наставлениях, соответствующих его несовершенному рассудку».

 

Прискорбно, что Синезий писал в таком духе. Весьма сомнительной представляется манера скрывать собственное мнение лишь в силу его несовпадения с общераспространенными взглядами. Результатом подобного волюнтаризма является общее на сегодняшний день убеждение в том, что религия необходима для масс. Вопрос состоит в том, для каких именно, ибо очевидно, что никто не хочет включения в эту категорию, когда восприятие и мораль столь множественны.

 

Наиболее примечательный труд Синезия - это «Трактат о снах», в котором он разворачивает классические каббалистические доктрины, показывая себя как теософ, экзальтированный и темный стиль которого хоть и отдает ересью, но избегает сектантской узколобости и фанатизма. Синезий умер, как жил, - в мире с церковью, мягко подчиняя свои сомнения церковному авторитету. Его клир и паства были благодарны ему за его управление. Согласно Синезию, состояние сна доказывает индивидуальность и нематериальные свойства души, которая в этом состоянии творит для себя небеса, землю, сияющие светом дворцы или, наоборот, сумрачные пещеры - согласно своим намерениям и желаниям. Моральный прогресс можно оценить по тенденции снов: по тому, как в них проявляется свободная воля и как воображение целиком предается довлеющим над индивидом инстинктам. Образы возникают как отражения или тени мысли: предчувствия обретают видимый облик; воспоминания чередуются с надеждами. Книга снов пишется порой сияющими, а порой темными знаками, но можно выделить точные правила, по которым они могут быть расшифрованы и прочитаны. Жером Кардан написал пространный комментарий к трактату Синезия и даже, можно сказать, дополнил его словарем сновидений с пояснениями. Все это существенно отличается от дешевых книжонок подобной тематики и занимает серьезное место в библиотеке оккультной науки.

 

В этом труде Синезия говорится, что:

 а) целомудрие и воздержание являются непременными условиями получения из снов Божественных Откровений; 

б) при соблюдении этих условий получение информации из снов - дело простое и важное; 

в) все события прошлого, настоящего и будущего передают нам образы; 

г) общих единых правил толкования не существует; е) каждый должен сам для себя разрабатывать систему толкований. Этот философ описывает и то, какую выгоду он сам извлек из изучения образов сновидений, в частности, вещие сны помогли ему избежать беды, наведенной на него некоторыми колдунами.

 

Синезию приписывают замечательные труды, которые появились под именем Дионисия Ареопагита; по крайней мере, их считают апокрифическими и принадлежащими к ярчайшему периоду в деятельности александрийской школы. Эти работы являются памятниками завоевания христианством Высшей

 

Каббалы, и доступны они лишь посвященным. Главные трактаты Дионисия - «О божественных именах» и «О небесной иерархии». Первый объясняет и упрощает все сложности раввинистической теологии. Согласно автору, Бог есть бесконечный и неопределенный принцип. В Себе Он единственен и невыразим, но мы приписываем Ему имена, которые отражают наше стремление к Его божественному совершенству. Сумма этих имен и их взаимосвязь с числами представляет собой наивысший взлет человеческой мысли. Теология - это в меньшей степени наука о Боге, являясь, скорее, учением о наших наиболее сокровенных устремлениях. Уровни духовной иерархии установлены в числовой шкале, подчиненной Триаде. Есть три ангельских «порядка», и в каждом из них есть три «хора». Это модель земной иерархии, и церковь есть ее наиболее совершенное воплощение.

В церкви имеются князья, епископы и, наконец, простые священники. Среди князей имеются кардиналепископы, кардинал-священники и кардинал-дьяконы. Среди прелатов имеются архиепископы, простые епископы и викарные епископы. Среди простых священников имеются ректоры, или викарии, простые священники и те, кто держат дьяконат. Эту священную иерархию дополняют три предварительные степени служителей, к которым относятся субдьяконат, младшие служители и церковнослужители. Функционально все эти степени соответствуют ангелическим порядкам и святым: они должны славить тройные Божественные Имена в каждом из Трех Лиц, потому что Неделимой Троице поклоняются во всей ее полноте в каждой из Божественных Ипостасей.

Эта трансцендентальная теология была теологией ранней Церкви и, возможно, приписывается святому Дионисию исключительно в силу предания, которое возводит ее к апостольским временам. Примерно так же раввины, издавая книгу Сэфер Йецира, приписывали этот текст патриарху Аврааму, поскольку она воплощала традиции, передававшиеся от отца к сыну в семье этого патриарха. Однако, по всей видимости, книги святого Дионисия ценны и для науки: они освящают мистический союз античной инициации й философии с теологией, совершенной и безупречной. С Евангелием христианства, объединяя идеальное понимание высше.



Еще материал по данной теме


← все статьи