Факторы счастья




Факторы счастья

 

Если б нам, Марциал мой, можно было

Коротать свой досуг вдвоем беспечно,

Проводя свое время как угодно,

И зажить настоящей жизнью вместе,

То ни атриев, ни долгов магнатов,

Ни докучливых тяжб, ни скучных сделок

Мы не знали б, ни гордых ликов

предков.

Но прогулки, рассказы, книжки, поле.

Портик, Девы родник, аллеи, термы

Развлекали бы нас и занимали.

А теперь нам нет жизни, и мы видим,

Как хорошие дни бегут, уходят,

И хоть гибнут они, а в счет идут нам.

Разве кто-нибудь, жить умея, медлил?

Марциал

 

«Факторы» счастья - это все то, что имеет положительное значение для счастья, способствует ему. Установление их является важным в практическом отношении, и поэтому люди говорят о них много, используя при этом различные выражения. Они не только пытаются выяснить, каковы факторы счастья, но и от чего счастье «зависит»? что для него «требуется»? каковы «средства» или «способы», чтобы его достичь? что «приводит» к счастью, «создает», «вызывает» его, что ему «способствует»? каков «путь» к счастью? И несмотря на разные слова, смысл этих вопросов, в сущности, один и тот же.

 

I. Различия взглядов на факторы счастья

 

Различия в ответах на эти вопросы велики; больше, чем на вопрос, каковы препятствия, стоящие на пути к счастью. И не только среди обычных людей, но и у самых выдающихся мыслителей различны мнения, и каждый имеет свое представление о том, как быть счастливым.

 

1. Для счастья нужна добродетель - так утверждают не только идеалисты, но и философы-материалисты, например Кабанис. Наоборот, для счастья нужно плохое сердце и хороший желудок, говорил французский философ Фонтенель.

 

Распространено мнение, что нужно жить по правде, чтобы быть счастливым. Чехов отметил в одной из своих записных книжек: «Счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде». Но другие считают, что человек должен жить фикциями и иллюзиями, чтобы обрести счастье. «Очень часто ошибка является наивысшим счастьем», - сказал поэт XVII в., а Фонтенель заявил, что человек утратил бы мужество, если бы его не поддерживали фальшивые представления.

 

Сколько мыслителей утверждали, что счастье - в любви, сколько отстаивали противоположное, считая любовь пустой забавой.

 

Счастье состоит в том, чтобы делать счастливыми других, и появляются книги под таким названием («Счастье состоит в предоставлении счастья другим» Ст. Лещинского). А современный писатель Грэхем Грин в романе «Суть дела» пишет, что не стоит заботиться о счастье других.

 

Кажется элементарной истина, что для счастья нужно здоровье. Но мудрый француз Мопертюи написал гедонистическую хвалу болезни.

 

Общеизвестной истиной считается и то, что счастье - это привилегия молодости. «Какими же словами выразить счастье здоровой молодости»,- говорил С. Жеромский. Но как Цицерон, так и Шопенгауэр доказывали, что старость счастливее.

 

В. Грущиньский в своей работе «Экономия хороших обычаев» (1777) писал: «Хорошо переносит нищету тот, кто скрывает ее». Современные психологи считают, что свои страдания не следует скрывать, но именно выражать их, чтобы они не подавляли сознание и не отравляли счастья.

Стоики предостерегали от страстей, которые являются источником людских несчастий. Французский мыслитель начала XVIII в. Ж. Б. Дюбо выступил с противоположным воззрением: страстей не нужно избегать, и именно во имя счастья; без них воцарится скука, а она - самый сильный враг человеческого счастья.

 

Счастье - в свободном развитии своей личности, говорили индивидуалисты и либералы в XIX в. Счастье - в «свободе и ответственности», утверждает одна из героинь Ибсена. Наоборот, счастье - в смирении и послушании, убеждает на протяжении веков религия.

 

Истинное счастье - дар судьбы и не требует усилий, оно приходит непрошенно и незванно, само по себе, так думает большинство людей, об этом пишут многие мыслители. Подлинное счастье - результат собственных усилий, мужества и труда, возражают другие, например Бальзак.

 

Счастье - в борьбе, говорят сангвиники; оно - в покое, говорят флегматики. Оно - в активности и предприимчивости, говорят те, кому в жизни повезло; нет, оно именно в обуздании своих желаний и стремлений, утверждает тот, кто дорого заплатил за их реализацию.

 

Для того чтобы быть счастливым, нужно иметь все, что человек только может иметь, ибо каждый недостаток ощущается болезненно; наоборот, ради счастья нужно себя ограничивать в чем-то, считал Виктор Гюго, а Шопенгауэр говорил, что каждое ограничение осчастливливает.

 

Фактором счастья является человеческая солидарность, об этом писали многие известные поэты и писатели, среди них - Мицкевич и Корнель. Согласно другим, счастью способствует именно контраст собственного благополучия и невезения окружающих.

 

Нужно делиться собственным счастьем, утверждает польский поэт Л. Стафф. А другие не согласны с этим.

Во имя счастья нужно отказаться от привязанностей и желаний, считал Гёте; за ним повторил эту мысль М. Штирнер. Наоборот, счастье-именно в любви и надежде, говорил Ламенне.

 

Счастье возможно только для тех, кто сможет забыть о смерти, так думали многие философы. Об этом рассуждает, например, Цицерон в «Тускуланских беседах»: «Какое может быть удовольствие от жизни, если дни и ночи думаешь о том, что ты вот-вот должен умереть». А религиозные мыслители утверждают обратное: счастлив только тот, кто неустанно думает о смерти.

 

Условием счастья для человека должна быть свобода от тревоги и страха, так как они делают людей несчастливыми. Некоторые полагают, что это - первое и самое важное условие счастья, и даже первое и последнее условие, необходимое и достаточное. Но многие не разделяют этой точки зрения.

 

Счастье - в покое. Б. Рассел утверждает, что счастливая жизнь должна быть в высшей степени спокойной жизнью. Однако ему возражает немецкий поэт Т. Кёрнер. По его мнению, никогда не поймет вкуса счастья тот, кто ищет его в покое. А одна из последних анкет о счастье выявила, что большинство людей жаждет приключений, а не покоя.

 

Счастье - в удовлетворении желаний, с неудовлетворенными желаниями нельзя быть счастливым. Наоборот, счастье - в самих желаниях, именно в неудовлетворенных, ибо хотя они и беспокоят, но побуждают к жизни и придают ей очарование.

 

Счастье - в жизни, полной разнообразных впечатлений, человек должен искать все новые переживания, чтобы избежать скуки и пресыщения. Так думает, может быть, большинство людей, но некоторые смотрят на это совершенно иначе. Они видят счастье именно в жизни однообразной, урегулированной, привычной, как писал Шатобриан.

 

Счастье только в боге, говорили Августин Блаженный, Фома Аквинский и многие христианские теологи. Счастье возможно только для тех, кто понял, что бога нет, говорят материалисты и атеисты, начиная если не с Эпикура, то с Ламетри.

 

Большинство людей воображает себе, что в жизни нужно иметь все, что только можно; если у человека все есть, то, несомненно, он будет счастлив. Однако и с этим утверждением спорит другой опыт. «Все у меня было, кроме счастья»,- говорит один из героев Э. Ожешко.

 

Многие видят счастье в материальном достатке. Но стоики всех времен считали, что он может только помешать счастью. Согласно средней точке зрения, счастье определяет не достаток, а его соответствие потребностям. (Юмористически сформулировал такое счастье Диккенс: счастливым является тот, кто, имея 20 шиллингов дохода, еженедельно тратит 19 и ½, несчастливым - тот, кто получает 20 шиллингов, а тратит 20 и ½.)

 

Счастье зависит от хороших условий жизни - так думает обычный человек. Наоборот, оно зависит только от нас самих, учат философы, начиная с Сократа и стоиков. И тех, и других корректирует Н.С. Шамфор: счастья достичь непросто; его трудно найти в нас и невозможно - в других.

 

Чтобы быть счастливым, нужно иметь как можно больше удовольствий - таково мнение обычного человека, и это признавали некоторые философы, например из киренской школы. Однако большинство философов считают, что это наименее верная дорога к счастью; они советуют скорее избегать страданий, чем искать удовольствий.

 

Многие считают семью источником счастья, Немецкий философ Г. Риккерт писал даже, что она - единственное, что может обеспечить полное счастье, и что на семейной жизни построено само наше представление о счастье. Но есть и другое мнение: французский поэт Поль Валери говорил, что семья таит в себе особое недовольство, которое побуждает к бегству каждого из ее членов, пока он сохраняет какую-то жизненную силу.

 

Сильная любовь - наивысшее счастье на земле; для нее одной, пусть даже и короткой, стоит жить - так с давних пор пишут поэты. Однако в одной английской песне утверждается обратное: люби меня мало, но люби долго.

 

Для счастья необходимы глубокие переживания, говорят философы. Для счастья достаточно поверхностных чувств, лишь бы они были приятны, считают широкие массы.

 

2. Можно было бы до бесконечности множить эти противоположности во взглядах на счастье. Но и приведенных более чем достаточно. Важно другое - объяснение этих противоположностей.

 

А. Часть различий происходит из многозначности понятий и неопределенности вопросов. Люди часто различаются во взглядах на счастье только потому, что говорят на разных языках. Они пользуются одинаковыми словами, такими, как «счастье», «фактор», но понимают их неодинаково. Они ставят сходно звучащие вопросы, но на самом деле каждый спрашивает о чем-то другом. Людям в практической жизни трудно упорядочить эти вопросы, однако теоретик может и должен провести необходимые понятийные различия. Когда же он их проводит, то оказывается, что различия взглядов на факторы счастья - чисто словесные.

 

а) Люди, говоря о факторах счастья, в одном случае имеют в виду факторы непосредственные, в другом - опосредованные. Иногда так называют только то, что прямо «дает» счастье, иногда - также и то, что опосредованно ему «способствует». Это - разные вопросы, но в обоих случаях используется одно и то же слово «фактор».

 

В схоластике четко различались факторы непосредственные и опосредованные, как «то, в чем счастье» и «то, что нужно для счастья». В терминологии, используемой Фомой Аквинским, это различение звучало так: «in quo est beatitudo» и «quid requiritur ad beatitudinem».

 

б) Одни понимали факторы счастья как то, что необходимо для счастья, другие - все то, что хотя и не является необходимым, но каким-либо способом приводит к счастью. Если же фактор не является необходимым, он может быть заменен, и иногда - даже фактором прямо противоположным.  Например,  когда один утверждает,  что находит счастье в умеренности, а другой - именно в предъявлении к жизни наивысших требований. И оба эти утверждения можно считать правильными, если не понимать факторы счастья как необходимые и незаменяемые. То же самое относится и к другим утверждениям: счастье обретают, когда помнят о смерти и когда забывают о ней, когда имеют доброе сердце и когда имеют злое.

 

в) Говоря о факторах счастья, одни имеют в виду счастье совершенное, другие, наоборот, счастье обычное, простое человеческое счастье. Религиозные моралисты размышляли о факторах совершенного счастья, а светские - обычно о факторах простого счастья. Аристотель в молодые годы видел счастье только в самосовершенствовании, поскольку имел в виду счастье совершенное; позднее же, ограничившись счастьем простым, указывал, что оно - в деятельной жизни.

 

Б. Кроме того, источник различий во взглядах на факторы счастья еще и в том, что люди не знают факторов своего счастья. Люди, отмечал Вольтер, ищут счастья, как пьяный свой дом: не могут его найти, но знают, что он есть. Руссо считал, что мы судим о счастье слишком поверхностно; усматриваем его там, где его меньше всего, ищем его там, где его быть не может. А Джон Грей, социалист-реформатор первой половины XIX в., писал, что человек «еще не научился понимать собственную природу и поступать в согласии с нею, он не научился искать своего счастья там, где может найти его...». И в дальнейшем философы и моралисты писали то же самое.

 

Незнание своего счастья, о чем нередко заявляют люди, есть фактически незнание его причин. Многие не знают, чему они обязаны своим счастьем, и, во всяком случае, не отдают себе отчета обо всех его факторах. Чаще всего помнят только о тех, в которые вложено много усилий или беспокойства, помнят, например, о семье или о работе и не помнят о разнородных факторах общественного и экономического характера, необходимых для того, чтобы можно было спокойно жить в кругу семьи и работать. А также ценят факторы, которыми не располагают, и не ценят те, которыми пользуются. Многое кажется нам важным для нашего счастья только тогда, когда оно недостижимо.

 

Особенно же трудно решить, какие факторы необходимы для счастья; ибо для этого мы должны были бы знать, не могут ли их заменить другие факторы или как бы было, если бы было иначе, чем есть, а именно этого мы никогда не можем знать достоверно.

 

В. Однако источник различия во взглядах на факторы счастья - не только в их незнании и словесных недоразумениях, а и в самих материальных факторах: для счастья разных людей действительно важны разные факторы. Во-первых, условия жизни разных людей различны. У одних ничто не мешает счастью, другим недостает здоровья или средств к жизни, и им приходится бороться с этими трудностями. Далее, существуют разные типы людей: одним для счастья нужно что-то иное, чем другим. А для многих чужие средства совсем не пригодны. Как говорил Ларошфуко: «Я счастлив благодаря тому, что люблю сам, а не благодаря тому, что другие это считают достойным любви». Для одних людей, в соответствии с их природой, счастье может состоять только в удовлетворении своих инстинктов, для других, наоборот, в их обуздании; для одних в свободе, для других в повиновении, для одних в одиночестве, для других в общении с людьми, для одних в том, чтобы давать, для других в том, чтобы брать, для одних в жизни неупорядоченной, для других в жизни нормализованной. Разными путями приходят люди к счастью.



Еще материал по данной теме


← все статьи