Понятие фактора счастья




Понятие фактора счастья

 

Несмотря на значительные различия во взглядах на факторы счастья, по некоторым пунктам обнаруживается достаточно заметная согласованность, единодушие. Почти повсеместно признаются факторами счастья здоровье и красота, силы и способности, благосостояние и власть, свобода, любовь и дружба.

 

1. Важно установить, в каком значении мы берем понятие «фактор счастьям, когда говорим, что здоровье или красота, свобода или любовь, благосостояние или власть являются его факторами? Каково действительное отношение всего этого к счастью? Для более точной формулировки назовем каждый из этих факторов - «С», а счастье - «S». Способов соотношения С и S существует немало, но именно те, которые кажутся очевидными prima facie, по размышлении должны быть отброшены.

 

а) «Если кто-то имеет С, тот имеет и S». Несомненно, нет; здоровье считается фактором счастья, но можно быть здоровым и не быть счастливым. И точно так же с другими факторами. Ни одно С не является условием, достаточным для S; может быть С без S.

 

б) «Если кто-то не имеет С, тот не имеет и S». Несомненно, нет: бывают счастливые люди и без красоты, без благосостояния или власти, без контактов с наукой или искусством и даже без здоровья, а все эти вещи считаются факторами счастья. Ни одно С не является необходимым условием для S; может быть S без С.

 

в) «Чем больше кто-то имеет С, тем больше имеет S». Тоже нет: наивным кажется допущение, что люди могли быть счастливыми пропорционально доходам, хотя благосостояние считается фактором счастья. S не пропорционально С.

 

г) «С может увеличить S, но не может его уменьшить». И это не так: полученное по наследству благосостояние не увеличивает удовольствия, но даже уменьшает его, ибо приносит новые хлопоты и беспокойство. Это утверждение можно было бы принять только с уточнением, что С «само по себе» увеличивает S в то время, как следствия С могут уменьшить S.

 

2. Следовательно, и четвертая формула не удовлетворяет: нужно искать еще осторожней. Искомая формула будет звучать примерно так: факторы счастья (С) суть те относительно независимые переменные, функцией которых является счастье (S) как зависимая переменная. Можно записать ее:

 

S = f (C1, С2, С3, С4, ...)

 

Фактором счастья (С) является все то, что влечет за собой какую-либо перемену  (положительную)  в счастье  (S).

 

Точнее: фактором счастья является для человека все то, изменение чего влечет за собой изменение ценности (в положительном смысле) счастья для какой-либо личности X.

 

А поскольку таких вещей для каждого X обычно много, поэтому каждая вещь, которая есть С, является им в сочетании с другими С в функции f. Это множество С не позволяет установить постоянную связь между S и отдельными С, которые были бы ценны для всех X.

 

То есть уже нельзя говорить об отдельных С как условиях счастья, не принимая во внимание их сочетания, не учитывая всей совокупности, в которой они выступают. А также нельзя говорить об условиях счастья без относительности - разве только в самом общем виде данной формулы, ибо f и С имеют разную ценность для разных людей. Следовательно, нельзя дать общую верификацию формулы, а только единичные верификации, относящиеся к отдельным людям.

 

Но и данная формула опять-таки упрощает связь между S и С. Во-первых, функциональная зависимость между счастьем и его факторами многозначна в математическом смысле, поскольку многим ценным С соответствуют одни и те же ценности S. Во-вторых, может возникнуть аналогия с экономическим законом Бернулли или с психологическим законом Вебера: при малых ценностях S (когда кто-то далек от полного счастья) небольшие изменения в ценности С являются поводом для сильного возрастания S; при больших же ценностях S небольшое увеличение С не ведет за собой возрастания S, факторы должны подвергнуться значительным изменениям, чтобы возрастание стало ощутимым. Хотя в очень сложных отношениях, которые складываются между S и С, между счастьем и его факторами, эта зависимость не всегда выступает, а может оказаться и обратной: в счастье любая мелочь может радовать и еще увеличить счастье.

 

Если даже опустить все эти предостережения, то можно сказать только следующее: кто имеет какие-либо С, имеет S лишь постольку, поскольку имеет и другие условия, поскольку имеет также другие С в своем распоряжении. Например, власть делает счастливым человека, но только если он честолюбив и при этом имеет здоровье, способности и т.д. Такую связь между С и S мы выражаем, когда говорим, что С «приводит» к S. Если же С приводит к S, то необязательно каждый, кто имеет С, имеет также S, это зависит от соблюдения еще и других условий.

 

Это релятивизированное понятие фактора, однако оно подходит для всего того, что относительно может считаться фактором счастья. Эти факторы не являются для счастья ни необходимыми, ни достаточными; они приводят к нему только отдельных людей, а именно тех, в жизни которых выступают в сочетании с другими факторами. Их можно сравнить со строительными материалами: кирпич - строительный материал, но можно построить дом без кирпича, трудно построить из одного кирпича, ибо для этого нужно  железо, и дерево, и стекло (все сказанное относится и к  железу, дереву, стеклу).

 

В таком релятивизированном понимании фактора счастья те или иные вещи являются факторами счастья только для некоторых людей, в определенных условиях. Одни для многих, другие - только для единиц. Здоровье или свобода являются факторами счастья для многих людей, но и они - не для всех. Именно для разных типов счастья разными являются и должны быть разными факторы.

 

3. Тем не менее некоторые вещи мы считаем без больших сомнений и почти единодушно факторами (С) счастья (S). Даже тогда, когда мы встречаемся с индивидуальным случаем С без S или S без С, Будет ли это здоровье или свобода, благосостояние или положение в обществе, любовь  или дружба, мы всегда a priori убеждены, что они суть С.  Если же мы видим счастливую жизнь (S) без этих факторов (С), то говорим, что она счастлива, несмотря на их отсутствие. Если же видим С без S, то объясняем это себе особыми условиями, которые разорвали связь между С и S. Говорим себе, что: а) данная личность не поняла С, или условия не позволили ей воспользоваться ими, или благоприятные С повлекли за собой неблагоприятные последствия, что помешало S.

 

Наблюдая же случаи, когда кто-то был счастлив без Каких-либо С, не допускаем, что он был счастлив именно  благодаря отсутствию С; не верим, чтобы не-С было таким же осчастливливающим, как С, и чтобы S зависело только от особенностей людей, из которых одни любят С, а другие - не-С, одни любят материальный достаток и дружбу, другие - нищету и одиночество. Нет: мы всегда чувствуем, что если не-С стало причиной S, то не само по себе, а благодаря своим последствиям; и точно так же, если С стало препятствием S, то не само по себе, а тоже из-за последствий.

 

Если мы убеждены, что эти факторы С стали причиной S, то потому, что часто, обычно и у многих людей видим их способствующее счастью воздействие; на основе этого мы обобщаем их отношение к счастью. Но также и потому, что считаем их ценными, полезными, хорошими. Первое является эмпирической, индуктивной основой убеждения, а второе - априорной основой. Мы считаем, что только добро дает счастье; все, что мы относим к факторам счастья,- это всегда какие-то виды добра: биологического, как здоровье и сила, или общественного, как благосостояние или власть, или духовного, как наука или искусство.

 

И действительно, виды добра как бы предназначены для того, чтобы быть факторами счастья. Все доброе приводит к нему легче, чем все плохое или безразличное. Однако хотя оно и располагает к счастью, но не гарантирует его, так как всегда могут возникнуть обстоятельства, которые помешают ему быть источником счастья.

 

Любовь? - но, как писал поэт золотого века, «и не любить тяжело, и любить - пустая забава».

Дружба? - но «избегай друзей, враги менее опасны», говорится в шутке.

Знание? - но «кто приобретает знание, тот приобретает печаль».

Слава? - но «не ищи славы, ибо тогда любой льстец легко найдет тебя».

Разумная и умеренная жизнь? - но «кто знает, продлится ли мир еще три недели?», как предостерегал Бомарше.

 

Несомненно, любовь, дружба, знание, слава или разумная жизнь ведут к человеческому счастью, но не влекут его за собой необходимым образом, так как в жизни они выступают не сами по себе, а переплетаясь с различными обстоятельствами. В крайних же случаях обстоятельства могут даже способствовать тому, что эти виды добра затрудняют счастье, вместо того чтобы облегчать его; но с другой стороны, то, что вообще не считается и не признается единодушно добром и не трактуется a priori как ведущее к счастью, может иметь такие же и даже более благоприятные последствия.

 

Факторы счастья действуют только в совокупности. Для счастья недостаточно одного здоровья, одной свободы, одного благосостояния, одной красоты. Ф. Бэкон говорил, что счастье как Млечный Путь: существует много маленьких радостей, способностей, привычек, которые служат причиной счастья. Если даже какой-то один фактор присутствует в жизни, отсутствие остальных может нейтрализовать его действие. Ц. К. Норвид писал в 1850 г.: «Человек, для того чтобы быть... счастливым, должен знать:

 

1) на что жить,

2) для чего жить,

3) за что умереть.

 

Отсутствие одной из этих возможностей ведет к драме. Отсутствие двух - к трагедии».

 

Чтобы факторы счастья действительно дали кому-то счастье, для этого нужно прежде всего, чтобы человек обладал способностями, позволяющими воспользоваться этими факторами. Эти способности - будь то сила чувств или мягкость характера, стойкость или честолюбие, доброжелательность к людям или вера в свою судьбу, любовь к труду или способности к искусству - все суть, в разъясненном выше значении, факторы счастья. Они служат причиной его, хотя не гарантируют его и не являются достаточными условиями. И действуют они только в совокупности с другими причинами.

 

4. Факторы счастья - это с позитивной стороны то, чем с негативной стороны являются препятствия, ему мешающие. Каждому из факторов соответствует, таким образом, препятствие: здоровью - болезнь; молодости - старость; нормальному строению тела - искалеченность; красоте - уродство; благосостоянию - нужда; власти - подчинение, свободе - зависимость; дому, семье, сердечным отношениям с людьми - одиночество.

 

Более того, факторы и препятствия постоянно переходят друг в друга: постепенно ухудшающееся здоровье переходит в болезнь, молодость переходит в старость и т.п. Болезнь начинается тогда, когда кончается здоровье, старость - когда кончается молодость, нужда - когда уходит материальный достаток, одиночество - когда недостает сердечных отношений с людьми. И даже не существует постоянной точки в состоянии организма, в возрасте человека, в благосостоянии, положении в обществе или отношениях между людьми, на которой бы кончилось их положительное участие в счастье и началось отрицательное; это зависит от человека и от условий, в которых он живет.

 

Можно сказать, что состояние организма человека, его возраст, благосостояние, положение в обществе, его отношения с другими людьми и т.д. представляют собой переменные его жизни, функцией которых является его счастье, то есть они, согласно дефиниции,- факторы его счастья. Изменяясь, они превращаются в определенной точке из факторов негативных (или препятствий) в факторы позитивные (которые просто названы здесь факторами счастья).



Еще материал по данной теме


← все статьи