Файюмские портреты




Файюмские портреты

 

Файюмские портреты - это большая серия древних картин, первые из которых были найдены в XIX веке. Сегодня их насчитывается около восьми сотен. Основой для этих портретов служило, как правило, дерево. Изображают они выходцев из высшего общества римской эпохи, свидетельствуя о погребальных обрядах, возникших под влиянием Египта фараонов.

 

Первые контакты Древнего Египта и с Римом отмечаются с III в. до н. э. Сначала отношения между этими государствами были исключительно торговыми. В то время Египтом правили Птолемеи, воцарившиеся на этой земле после того, как она была завоевана Александром Македонским. Протекторат, установленный римлянами в 80 г. до н. э., их военная оккупация и окончательная победа в 30 г. до н. э. довершили процесс укоренения греко-римской культуры в Египте. Отныне правящую элиту страны составляли эллины (греки), в то время как египетское население было обложено налогами и фактически отстранено от политической жизни.

 

Тем не менее местные церковные обряды не запрещались, если они не противоречили римской власти. Поэтому тысячелетние традиции египтян, к тому времени уже ассимилированных греками, не были утрачены, и новые храмы вместо имен фараонов теперь увековечивали имена обожествленных римских императоров. Иногда из отождествления греческих и египетских богов появлялись новые синкретические божества, которым позднее будет поклоняться вся Римская империя.

 

Несмотря на социальные неравенства, все обитатели Египта могли надеяться на вечную жизнь, которую обеспечивало бальзамирование тела.

 

Накопленные тысячелетиями знания переняли колонизаторы; искусство бальзамирования демократизировалось и стандартизировалось, что часто плохо сказывалось на качестве мумий. При этом в ритуалах погребения мумий появился целый ряд нововведений, в том числе, интересующие нас файюмские портреты и гипсовые маски.

 

Где находили портреты?

 

Поскольку покровительство божества имело огромное значение для умерших, некрополи, расположенные на священных землях, пользовались большой популярностью. Вот почему археологи часто находили по нескольку погребальных портретов в одном и том же месте. Наиболее известны раскопки Эль-Файюма в Среднем Египте. Они расположены у озера, в которое впадает один из рукавов Нила. Благодаря работам по осушению и орошению земель при Аменемхете III Файюмский оазис стал плодородным и процветающим краем. Фараон, почитавшийся подданными, как герой-основатель Файюма, решил создать свой некрополь в Хаваре. Во времена владычества Римской империи здесь, под покровительством обожествленного фараона, погребали представителей правящих элит из Антинополя, столицы соседнего региона. Именно на этом некрополе археолог Флиндерс Питри нашел первые портреты, названные файюмскими.

 

Город Антинополь был основан императором Адрианом и назван в честь его любовника Антиноя, погибшего на этом месте и впоследствии обожествленного.

 

Сделанные здесь открытия свидетельствуют о существовании тесной связи города с Файюмом. По- видимому, этот факт объясняется тем, что император Адриан активно поощрял переселение файюмцев в Антинополь. Лишь в Антинополе археологи обнаружили не только портреты на дереве, но и расписные саваны и маски из гипса и искусственного мрамора. Некоторые стилистические особенности, в частности, изображение рук на ряде портретов (под влиянием рисунков на саванах) и особый способ изготовления деревянной основы, отличают погребальное искусство Антинополя от собственно «файюмского».

 

Некрополь в Туна-эль-Гебель от-носился к Гермополю Великому. Этот древний город был посвящен Тоту, и здесь обнаружено немало его храмов и захоронений священных животных. В отличие от других мест, мумии здесь погребались в гипсовых масках с нагрудниками. Кстати, маски, найденные в Антинополе, были привезены туда из Туна-эль-Гебель.

 

Значение имени в загробном мире

 

В связи с формированием индивидуализма в римскую эпоху традиционные погребальные надписи были заменены одной-единственной и самой важной - именем умершего. Имя считалось живой сущностью и гарантировало, что в вечной жизни человек не будет забыт. Поэтому на многих мумиях, найденных археологами, были обнаружены деревянные дощечки с именами покойных. В тот период эти имена могли записываться, по традиции, как с использованием одной из древнеегипетских письменностей (иероглифической, иератической или демотической), так и на древнегреческом.

 

Погребальные портреты

 

В 1888 году британский археолог Флиндерс Питри обнаружил первый погребальный портрет. «Великолепное изображение девушки, выполненное в нежных серых тонах» закрывало лицо ее мумии.

 

Чаще всего файюмские портреты были плечевыми, и лица на них изображались в натуральную величину, в фас или же в три четверти. 

 

Многие из них очень выразительны, причем особое внимание художники уделяли взгляду. Молодость некоторых моделей, вероятно, говорит о том, что эти портреты часто создавались еще при жизни людей. Другие же портреты, напротив, подчеркивают, вплоть до карикатурности, осунувшиеся лица и морщины умерших.

 

Хотя специалисты отмечают определенную эволюцию стиля файюмских портретов, в целом эти произведения всегда оставались достаточно условными и стандартными, особенно в тех случаях, когда моделью был ребенок. Портреты, созданные в I и II веках, проникнуты реализмом, несколько смягченным плавностью линий, которую давала техника энкаустики. Позднее этот реализм приблизился к карикатуре; эти изображения очень графичны благодаря использованию темперы. Последние портреты, написанные на деревянной основе, датирующиеся IV веком, свидетельствуют об упадке этого искусства: они выполнены в восточных традициях - более застывшие и обезличенные.

 

Качество произведений зависело также и от мастерской и, несомненно, от оплаты, которую получали художники. Иногда они писали в наивном народном стиле, хотя были способны и на настоящие маленькие шедевры. Как и портретисты эпохи Возрождения, египетские художники создавали объем при помощи теней и мазками белой краски умело изображали блеск в глазах и на губах, чтобы передать характер и расположение духа своих моделей. Стоит отметить, что в работах художников Римского Египта искусствоведы усматривают сходство с зародившейся позднее иконописью.

 

Мода помогает датировке

 

Военного легко было опознать по его перевязи, однако большинство моделей были одеты в туники с клави (вертикальными полосами на плечах - признак благородного происхождения в Риме) и различались только цвета. Чтобы датировать произведения, необходимо внимательно изучить мужские и женские прически разных эпох. Скульптурные портреты римских императоров и их супруг - бесценный источник: объемная прическа с завивкой и короткая бородка характерны для портретов периода правления Марка Аврелия и Коммода; тюрбан с диадемой и завитками накладных волос характерен для моды времен императора Флавия... И наконец, датировке помогают украшения.

 

Техника файюмских портретов

 

Погребальные портреты Римского Египта писались на основах двух видов: на деревянной доске или же прямо на полотне, в которое была завернута мумия. В последнем случае персонаж часто изображался в полный рост в окружении традиционных мотивов, связанных с культом умерших. Однако портреты на деревянных досках все же куда более известны. Появились они в I в. до н. э. в Риме под влиянием греческой техники живописи, а затем быстро распространились по всей великой империи. К сожалению, до наших дней дошли только произведения, найденные в Египте. Действительно, из-за материала основы они были очень недолговечны, и лишь в Египте их сохранность обеспечивал жаркий и засушливый климат.

 

Портреты на деревянной основе могли закрепляться на мумии разными способами. Иногда они приматывались к ней повязками на уровне лица, иногда - «вправлялись» в бюст из позолоченного гипса, полотна или картонажа, который изображал покойного стоящим.

 

В качестве материала для этой тонкой доски чаще всего использовалась липа, но встречаются и портреты на буке, ели, кедре, фиговом дереве или дубе. Техника живописи могла различаться в зависимости от мастерской. Первым делом поверхность доски тщательно покрывали двумя слоями грунтовки, причем второй следовало наносить тоньше. Затем художник красной или черной краской делал по ней эскиз портрета. Сначала самой распространенной техникой, применявшейся при создании файюмских портретов, была энкаустика. Растительные или минеральные пигменты смешивали с растопленным воском. Живопись в технике энкаустики была достаточно долгой и кропотливой работой; краска наносилась мелкими мазками, и в результате лица приобретали мягкие черты.

 

Другая техника, ставшая особенно популярной в III веке, живопись темперой, отличалась от энкаустики тем, что в ней связующим веществом становился растительный водорастворимый клей. Это традиционная техника древних египтян; портрет, выполненный темперой, был более плоским и графичным. Иногда художники прибегали к смешанной технике: энкаустикой изображались самые важные части портрета (лицо и прическа), а темперой - туловище, одежда и фон картины.

 

Погребальные обычаи

 

Бальзамирование в Римском Египте было привилегией богатых слоев населения, а не только высших сановников, как во времена фараонов. Человек завещал, как с ним должны поступить после его смерти: по «обычаям происхождения» или по «египетскому обычаю». Все необходимое для бальзамирования должна была предоставить семья умершего; она же определяла, как будет украшена мумия: расписным саваном, картонажем, маской из гипса или искусственного мрамора, погребальным портретом на деревянной доске или листе папируса... Треть расходов на похороны составляли материалы для пеленания мумии. Непременными составляющими похоронного обряда был плач семьи и друзей по покойному, надгробное слово и поминальный пир.

 

Прочие способы изображения умерших

 

На некрополях Римского Египта было найдено множество масок, выполненных в самых разных техниках. Этот вид погребальных украшений использовался еще во времена фараонов, а в эпоху римского господства значительно эволюционировал. Однако при изготовлении масок добиться той же степени индивидуализации, что и в портрете, было невозможно: маски отливали в формах целыми сериями. Как правило, в результате получались бесполые лица, к которым затем добавлялись элементы, позволявшие определить, кем был умерший - мужчиной или женщиной.

 

Погребальные маски отливали из гипса или же изготавливали из картонажа. Этот материал представлял собой слои льна, промазанные штукатуркой и покрытые краской. Как только основа маски была готова, мастера добавляли последние штрихи. В маленьких формах из гипса отливали прически и головные уборы, украшения, бороды... Эти детали, как и роспись, создавали видимость индивидуальности. И наконец, чтобы сделать взгляд более живым, мастера часто изготавливали глаза маски из других материалов, например, из стекла.

 

Погребальные маски на лицах мумий могли быть полностью покрыты позолотой - золото было символом бессмертия. Иногда даже само лицо мумии закрывалось листовым золотом. Это отличает маски от портретов на деревянной основе, где позолоченным были только украшения или фон. Как и пропитанные штукатуркой расписные саваны, маски могли закрывать всю верхнюю часть туловища; такие изделия называют «масками- нагрудниками». Они образовывали своего рода крышку. Качество и детальность маски, как и в случае с портретами, зависели от мастерской и, конечно же, от суммы, потраченной на это украшение близкими умершего.



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи