Художники и Египетский поход

Художники и Египетский поход

 

Кампания, изображенная художниками, сопровождавшими генерала Бонапарта, вдохновила и живописцев, оставшихся во Франции, которые своими произведениями приумножали славу Консулата и империи.

 

Задача флота генерала Бонапарта, отплывшего в Египет в мае 1798 года, состояла в том, чтобы отрезать англичанам путь в Индию. Поскольку военная экспедиция обернется неудачей, ее успех в области науки и искусства будет впоследствии преувеличен. Войско, высадившееся в Александрии в июле, насчитывало сотни судов, 16 000 матросов, 38 000 солдат и 167 ученых и художников. Кстати, ученых от художников в этом случае отделить сложно, поскольку все здесь были немного живописцами, немного инженерами, немного географами и немного акварелистами. В то время сложилась мода на древность, и Египет, как источник наследия прошлого, был образцом для всех людей искусства. Экспедиция обретет романтический ореол благодаря художникам Бонапарта и тем, кто, оставшись во Франции, прославит наполеоновскую эпопею в период Консулата и империи.

 

Повседневная жизнь художников

 

Итак, первого июля французское войско высадилось в Александрии, и операция началась. Как на улицах Каира, так и в Александрии, художников и ученых легко было отличить от солдат по зеленым головным уборам и одежде. Знатный каирец Абдаррахман аль-Джабарти, очевидец событий французской кампании, описал повседневную жизнь в эти годы в своем произведении «Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий». Он рассказывает о солдатах на улицах, о волнениях...

 

При каждом удобном случае художники зарисовывали в альбомах растения, животных, необычные памятники - словом, все, что они никогда не видели во Франции. В Каире Николя Конте изобразил форт, над которым развевается французский флаг, а рисовальщик Андре Дютертр - виды площади Румейле с цитаделью, забор воды в канале и праздник по случаю открытия дамбы.

 

«Описание Египта»

 

Это грандиозный труд ученых экспедиции, первое издание которого было выпущено между 1809 и 1828 годами. Оно состояло из двадцати томов и включало в себя девятьсот вкладных листов и три тысячи гравюр. Невозможно остаться равнодушным перед проделанной работой, особенно если вспомнить об условиях, в которых приходилось трудиться художникам и ученым: сражения, эпидемии, знойный климат, скудное снаряжение...

 

Портреты

 

Сидящие на корточках мусульмане в тюрбанах, кочевники на спинах верблюдов... Художники поддались тяге ко всему необычному. Дютертр писал портреты военных и ученых, участвовавших в экспедиции, в частности, он сделал эскизы портретов хирурга Ларре, художника Редуте, натуралиста Жоффруа Сент-Илер. Другие, например, Франсуа-Шарль Сесиль и Шарль-Луи Бальзак, путешествовали по стране, рисуя батальные сцены, а также акварельные виды руин Карнакского храма в Фивах.

 

Военная эпопея

 

Историческая живопись рассказывает нам свою историю Египетской кампании. Достаточно рано, в апреле 1799 года, произошло событие, проливающее свет на роль художников в экспедиции. Дело было в Сирии. Генерал Жан-Андош Дюно совершил настоящий подвиг: выступив на противника с отрядом из 500 человек, он сумел обратить в бегство 3000 наблусских кавалеристов. И Бонапарт немедленно объявил конкурс, пообещав щедро вознаградить художника, который лучше всех изобразит эту победу. Приз достался Антуану-Жану Гро, написавшему грандиозное полотно.

 

Во Франции Египетский поход вдохновил многих художников: Жироде, Лежена, Аннекена, Герена, Кольсона, Бартелеми... Но никто из них никогда не был в Египте. Одна и та же тема, одна и та же битва могла изображаться совершенно по-разному. Некоторые художники работали, основываясь не на собственной фантазии, а на рассказах очевидцев, как, например, Антуан-Жан Гро. Он вошел в историю благодаря своим картинам подвигов Египетской кампании. Этот художник уделял внимание успехам. Именно по рассказам очевидцев он написал «Битву при Назарете», полотно, вызвавшее восхищение Делакруа и Жерико. В 1804 году Гро создал одно из самых своих знаменитых произведений, «Наполеон возле больных чумой в Яффе». Это прославление власти Бонапарта. Мы видим генерала в царственной позе, исцеляющего язвы. В1808 году Гро запечатлел битву при Абукире, а в 1810 году - битву при пирамидах, вдохновившую и других не менее знаменитых художников. Это событие (ведь французы одержали победу над 15 000 мамелюков, потеряв меньше ста человек!) изобразили также Франсуа Ватто и Луи-Жозеф Ватто, отец Франсуа Ватто.

 

Влияние на французскую живопись

 

Постепенно художникам, создававшим произведения в «египетском стиле», для вдохновения стало недостаточно рассказов о подвигах и воображения. В начале XIX века все больше и больше людей решались пуститься в опасное путешествие. В их впечатлениях фантазиям XVIII века не оставалось места. И сами художники тоже начали путешествовать, подражая участникам знаменитой экспедиции. Так в начале XIX века родился новый стиль. Со временем он изменится... Прощай, Наполеон, да здравствует ориентализм.



Еще материал по данной теме


Светлана Орлова

НИКОГДА НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ!

 

ВСЕГДА МОЖНО НАЙТИ ВЫХОД!

 

Тел. 89219583337

← все статьи