Египетский музей в Турине




Египетский музей в Турине

 

Необычайно богатый туринский музей (Италия) - один из крупнейших египетских музеев мира. Он появился благодаря дальновидности блестящих деятелей того времени и непростительной ошибке французов! Перенесемся в начало XIX века. Египтология в ту пору еще делала первые робкие шаги.

   

Некоторые называют Египетский музей Турина вторым в мире по значению после каирского. Однако коллекции Лувра и Британского музея не менее обширны, так что, по правде говоря, не стоит отдавать лавры первенства какому-то одному из этих четырех музеев. Тем не менее можно с полным правом утверждать, что в Турине хранится одна из крупнейших западных коллекций, посвященных блестящей цивилизации долины Нила. И к тому же это самая старая коллекция, ведь история этого Египетского музея начинается в 1824 году. Именно тогда состоялось официальное его основание.

 

Коллекция Дроветти и основание музея

 

Хотя первые предметы, созданные в Древнем Египте, по-видимому, попали в столицу Пьемонта еще XVII веке, идея открытия большого музея, посвященного этой цивилизации, родилась только в 1824 году, когда король Сардинии Карл Феликс приобрел коллекцию Бернардино Дроветти. А Франция осталась с носом... Действительно, незадолго до этого французское правительство опрометчиво отказалось приобрести уникальную коллекцию собственного консула! Непоправимая ошибка! Это огромное собрание всевозможных египетских диковин (статуй, стел, барельефов, саркофагов, мумий, амулетов и бесчисленных  предметов повседневной жизни) было немедленно выставлено во дворце Академии наук, где оно находится и по сей день. Сам Шампольон приехал, чтобы лично составить первый его каталог. Именно он организовал первую экспозицию, предназначенную для показа публике.

 

Неполная панорама первой коллекции

 

Чтобы дать как можно более полную панораму египетской цивилизации, музей должен располагать экспонатами, охватывающими все периоды, от Додинастического до Римской эпохи. Но, к сожалению, это был не тот случай. Коллекция Дроветти состояла из находок, обнаруженных преимущественно в окрестностях Фив, и охватывала главным образом Новое царство и позднейшие эпохи. Более древние периоды в ней практически не были представлены. В этом отношении туринский музей серьезно отставал от «конкурентов»: Лувра и музеев Лондона, Берлина, Вены, а также Санкт-Петербурга и Лейдена. Однако после 1894 года под влиянием нового директора музея, египтолога Эрнесто Скьяпарелли, положение дел изменилось, причем кардинально.

 

Эрнесто Скьяпарелли - директор и исследователь

 

Эрнесто Скьяпарелли прекрасно осознавал имевшуюся проблему. Едва заступив на должность директора музея, ученый, получивший образование в школе крупнейшего французского египтолога Гастона Масперо, взялся за дело, собираясь дополнить коллекции. Прежде всего он разработал продуманную стратегию приобретений. Наибольшее количество новых экспонатов могли дать раскопки в местах, где представлялось вероятным обнаружить археологические слои Додинастического периода, а также Древнего и Среднего царства. Так, он руководил раскопками в Гелиополе (духовной столице, посвященной Ра), в Гизе (где он исследовал все окрестности Великой пирамиды), в Долине Цариц (здесь Скьяпарелли обнаружил гробницу Нефертари, супруги Рамсеса II), а также в Гебелене (крепости, расположенной в 50 км к югу от Фив). Его преемник Фарина трудился с тем же энтузиазмом. Благодаря усилиям двух ученых коллекции музея заметно расширились.

 

Замедление пополнения коллекций

 

С тех пор пополнение туринских коллекций происходит лишь эпизодически, как, впрочем, и в других египетских музеях или отделах, рассеянных по всему миру. Последним серьезным приобретением стал высеченный в скале храм (так называемый спеос) Эль-Лессия, подаренный Италии Египтом в знак благодарности за работы по спасению храмов Нубии, которые итальянцы провели во время заполнения гигантского Асуанского водохранилища.

 

Уникальная коллекция скульптур

 

«Чудесное собрание царей и божеств»! Именно так в еще XIX веке были охарактеризованы залы первого этажа дворца Академии, где выставлялись большие статуи фараонов и божеств из туринской коллекции. Впечатление не стало менее сильным, несмотря на то, что с тех пор эти залы обветшали. Большинство экспонатов были привезены из Фив, где агенты Дроветти спорили за обладание ими с представителями других консулов. Об этом свидетельствуют надписи на них. Так, например, на статуе Амона и Тутанхамона мы можем прочесть: «Обнаружено Ж. Ж. Рифо, скульптором на службе у господина Дроветти в Фивах». В этой коллекции есть статуя принцессы Редит из III династии - действительно уникальный экспонат. Ведь мы знаем, как редки египетские скульптуры, датирующиеся древнейшими эпохами, и как мало их в туринском музее!

 

Среди прочих фараонов в залах музея можно увидеть Тутмоса III (в обличье сфинкса), Аменхотепа II (коленопреклоненная статуя), Аменхотепа IV (голова) и Тутанхамона. Монументальная статуя Сети II (1214-1204 гг. до н. э.) сама по себе заслуживает похода в музей. Высота этой скульптуры, высеченной из песчаника и обнаруженной в первом дворе Карнакского храма, - статуя более пяти метров. Парная статуя тоже покинула Египет и сегодня выставляется в парижском Лувре.

 

Сети II недоволен обращением!

  

После долгого и полного опасностей путешествия колоссальная статуя Сети II, обнаруженная в одном из дворов Карнакского храма, наконец прибыла в Турин. Чтобы «порадовать» фараона если не идентичным, то по крайней мере похожим расположением, работники музея поместили эту статую снаружи, во дворе дворца Академии. Жан-Франсуа Шампольон выступил против этого решения, сочтя его необдуманным. Действительно, резкий климат Пьемонта существенно отличается от мягкого климата берегов Нила. В связи с этим французский египтолог разразился едкой сатирой. В письме, написанном от лица самого фараона, он обращается к своему «коллеге» из Савойи, жалуясь на оскорбление, нанесенное статуе! Ведь чтобы защитить скульптуру от губительного воздействия холодной пьемонтской зимы, ее укутали в солому. «Облаченный» таким образом, фараон и в самом деле отчасти утратил свое величие.

 

Знаменитая статуя Рамсеса II

 

Среди бесчисленных скульптур туринского музея выделяется один из шедевров египетского искусства: статуя фараона Рамсеса II. Знаменитый правитель восседает на троне, облаченный в тунику и плиссированный плащ и обутый в сандалии. На голове у него воинский шлем, более известный как голубая корона, поскольку вся ее поверхность была украшена маленькими голубыми фаянсовыми вкраплениями. У его ног мы видим врагов Египта: нубийцев и азиатов. Шампольон был одним из больших поклонников этой скульптуры: «На про-тяжении целых шести месяцев я видел ее каждый день, и каждый раз как будто впервые». Его восхищение было таково, что он прозвал статую «египетским Аполлоном Бельведерским», ссылаясь на знаменитый греко-римский шедевр.

 

Мир погребального искусства...

 

Старые, обветшалые, но все же по-своему привлекательные залы второго этажа того и гляди обвалятся под тяжестью витрин, которые буквально ломятся от всевозможных экспонатов. Кажется, что развернутым на стенах свиткам папируса нет числа. Среди них встречаются великолепные экземпляры с текстами знаменитой «Книги мертвых», «Книги Амдуат» или «Книги врат».

 

Целые гробницы были реконструированы благодаря предметам погребальной обстановки, найденным в Египте и привезенным в Турин неразделенными. Так, здесь мы можем увидеть обстановку из гробницы Хата и его жены Мерит, открытой в 1906 году в Дейр-эль-Медине: здесь есть предметы исключительно погребального назначения (саркофаги, ушебти и т. п.), а также самые простые и самые изысканные предметы повседневной жизни (одежда, сандалии, пища, кровати, круглые столики и кресла).

 

...и повседневность

 

Туринский музей дает полное представление о повседневной жизни обитателей долины Нила, как мужчин, так и женщин. Здесь выставлены украшения, мебель, одежда и даже съестные припасы, обнаруженные в некоторых гробницах. Кто останется равнодушным перед витринами, заполненными хлебом, финиками, орехами, соленым и вяленым мясом, вареньями и мармеладом! Все эти продукты кажутся нам такими знакомыми, несмотря на то что им уже больше 3000 лет.

 

Прославившиеся на весь мир экспонаты

 

Фотографии этих экспонатов обошли весь мир, и нет египтолога, который бы их не знал. Один из таких шедевров - «Жертвоприношение быка». Эту роспись темперой по штукатурке из ила и соломы обнаружил в Гебелене Эрнесто Скьяпарелли во время раскопок гробницы Ити, датирующейся XI династией. Папирусы, хранящиеся в Турине, производят не такое сильное впечатление, но они являются уникальным источником сведений о египетской цивилизации. Среди них есть так называемый «Туринский царский канон ». Этот бесценный документ, написанный иератическим письмом и датирующийся Новым царством, приводит хронологию правлений фараонов с мифических (Доди-настических) и до 1500 г. до н. э.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро (Скатерть в комплекте)

Вы найдёте не только классические карты Таро, но и особую скатерть для гадания.

Энергетические вампиры. Методика распознавания и защиты

Книга построена по схеме: диагностика - анализ - лечение.

← все статьи