Джосер - каменный фараон




Джосер - каменный фараон

 

Владыку, основавшего III династию, по праву можно назвать одной из самых выдающихся личностей эпохи Древнего царства и одним из самых блистательных фараонов Египта. Он правил в мире и благоденствии вместе со своим верховным сановником Имхотепом, знаменитым врачевателем и гениальным архитектором погребального комплекса Саккары.

 

В Египетском музее Каира на посетителей бесстрастным и в то же время удивительно осмысленным взглядом взирает потрясающая каменная статуя. На лице с накладной бородкой застыло торжественное выражение. Поза величественная: одна рука свободно свисает вдоль бедра, вторая сжата в кулак у груди. В суровой царственности, исходящей от этого изваяния, есть что-то подавляющее. Это статуя Джосера - самого выдающегося фараона самой блистательной в Древнем царстве III династии.

 

Для своего народа он был Джосером Великолепным

 

Древнеегипетское слово джосер можно перевести как «исключительный, достойный восхищения, незаурядный». Джосер, великий правитель из III династии, именно таким и был. Это имя настолько ему подходило, что, намного позже, в эпоху Среднего царства, последующие поколения будут называть его Джосером Великолепным. Еще более показателен тот факт, что в знаменитом туринском списке царей, в котором перечисляются все фараоны Египта, только имя Джосера записано красными чернилами.

 

Понятно, что эту особенность нельзя считать ошибкой или вольностью писаря, составлявшего список. Она явно свидетельствует о том, что тот, кого египетский историк Манетон называет «Тосорфросом», занимал совершенно особое место среди равных ему. Кстати, Манетон, разделивший фараонов на тридцать династий, уточняет, что именно Джосер-Тосорфрос был основателем третьей из них.

 

Это было время мира, справедливости и гармонии. Период правления Джосера, примерно датирующийся 2690-2625 годами до н.э., вошел в историю как одна из эпох, в которые древнеегипетская цивилизация достигла высочайшего уровня развития в сфере искусства и религии. Эти безупречность и гармония запечатлелись в монументальной архитектуре погребального комплекса Саккары. Впервые в истории Египетского царства в качестве строительного материала были использованы каменные блоки.

 

Всесторонний талант Имхотепа

 

Инициатором этого нововведения был гениальный архитектор Джосера, исполнявший также обязанности главного советника фараона (термин «визирь» в то время еще не употреблялся). Его звали Имхотеп. В то время Имхотеп был вторым по влиятельности человеком после самого Джосера и немало способствовал славе страны. Близкий друг правителя, врачеватель, архитектор, маг, астролог, философ, писатель... И это еще далеко не все титулы и области знания, в которых проявил свои таланты Имхотеп, самый выдающийся вельможа Египетского царства.

 

К этим титулам следует добавить должность «управляющего работами в странах Юга и Севера» - интересный титул, дающий точное указание на политическую обстановку в Египте в этот период Древнего царства: фараон правил уже объединенной страной. Верхний и Нижний Египет стали частями двойной короны. Это объединение, гарантия внутреннего мира, было также залогом стабильности и процветания всей страны.

 

Стоит добавить, что археологи обнаружили в Саккаре развалины некого сооружения, которое, по-видимому, использовалось для демонстрации двойной власти фараона. Оно представляло собой высокий подиум с двумя лестницами. Каждый год на этом возвышении торжественно отмечался праздник сед. Во время церемонии вокруг правителя собирались все боги, давая ему силы, необходимые для очередного года на египетском престоле.

 

Царь поднимался сначала по одной, а затем по другой лестнице, представая перед подданными сначала в белой короне Верхнего Египта, а затем в красной короне Нижнего Египта. Эта церемония символизировала его полную и неоспоримую власть над обеими частями государства.

 

Правление джосера в хронологии египта

 

Третья династия, самым знаменитым представителем которой был фараон Джосер, правила на заре Древнего царства, предположительно с 2690-х гг. до н. э. К этой династии принадлежали следующие цари (в хронологическом порядке): Небка (Санахт), Джосер, Тети, Ба, Хаба, Небкара (Неферка), Кахеджет и Хуни.

 

Период III династии завершился около 2625 г. до н. э. Он продлился, таким образом, шестьдесят пять лет, из которых от двадцати до тридцати лет (согласно разным источникам) процарствовал Джосер. 

 

Гранитные блоки на Ниле

 

Вернемся к Имхотепу. До него камень уже использовался при сооружении царских гробниц, однако он не был основным строительным материалом, и к тому же египетские мастера недостаточно хорошо умели его использовать, не знали о его качествах, прочности, возможностях, которые он открывал в области архитектуры, и не владели искусством его обработки.

 

Для воплощения в жизнь грандиозного проекта, которому посвятил себя Имхотеп, требовалось подготовить огромное количество каменных блоков. Однако в Мемфисе и его окрестностях не было гранитных карьеров. Подходящие месторождения этого камня были расположены намного южнее, в районе Первого нильского порога, более чем в восьмистах километрах от места строительства саккарской пирамиды. Однако это не стало помехой для реализации проекта. Огромные каменные блоки, добытые в карьерах, доставлялись к месту строительства на кораблях, которые спускались по течению Нила. Работы шли на территории площадью около пятнадцати гектаров. Главным сооружением погребального комплекса Саккары была, несомненно, первая в истории Древнего Египта ступенчатая пирамида, задуманная как усыпальница фараона Джосера.

 

Эта пирамида представляет собой огромную гробницу, которая возводилась постепенно, уровень за уровнем, до тех пор, пока не достигла шестидесяти метров в высоту. В результате шесть мастаб, построенных одна на другой, образовали своего рода гигантскую каменную лестницу, по которой усопший фараон мог подняться на небеса, чтобы присоединиться к сонму богов. Во всяком случае, такова одна из самых распространенных гипотез, объясняющих необычную форму пирамиды Джосера. Выдвигались и другие гипотезы, согласно которым Имхотеп действовал не методом проб и ошибок, но, напротив, с самого начала хорошо представлял себе, как должно выглядеть его произведение, и строил пирамиду без пауз и проволочек.

 

Еще поразительнее - если, конечно, такое возможно - сооружение стены, опоясывающей всю территорию погребального комплекса. Гигантскую ограду длиной более тысячи пятисот метров и высотой одиннадцать метров украшали башни, образовывавшие выступы через каждые четыре метра. В каждой из таких башен имелось по две декоративные двери, выполненные в технике тромплей. Эта стена, напоминающая военное сооружение, массивная и строгая, как крепость, была, несомненно, каменной копией знаменитой «белой стены», построенной при фараоне Менесе для защиты Мемфиса.

 

Удивительно, но Имхотеп, гениальный архитектор, предусмотрел всего один вход в эту обитель усопших. В те времена, когда ограда была еще цела, эту потайную дверь, должно быть, приходилось долго искать среди башен и бастионов стены...

 

Этот вход - проем высотой шесть метров и шириной всего метр - был расположен в одном из углов стены. Столь узкая дверь сама по себе являлась самой надежной защитой священной территории саккарского некрополя.

 

Магические силы Имхотепа

 

Искусство исцеления, которым владел Имхотеп, было столь велико, что он стал прообразом древнегреческого бога врачевания, Асклепия, которого римляне называли Эскулапом. Одна греческая легенда рассказывает нам о приписывавшихся ему магических садах. Некому афинскому писателю поручили перевести с древнеегипетского книгу, повествующую о чудесах, совершенных Имхотепом. Но писатель был занят другими делами, и работа продвигалась недостаточно быстро. Он не успел закончить перевод вовремя. Вскоре грек тяжело заболел, и ему явился Имхотеп с книгой в руках. Писатель правильно понял значение этого видения и, несмотря на болезнь, решительно взялся за дело. Через некоторое время перевод был готов, и тогда Имхотеп снова явился писателю и мгновенно исцелил его от болезни.

 

Джосер - победитель голода

 

По правде говоря, нам мало что известно о событиях, произошедших в период правления фараона Джосера. Только одна стела, высеченная в эпоху Птолемеев в скале неподалеку от Элефантины, сообщает нам, что в то время Египетское царство постиг страшный голод, вызванный сильнейшей засухой. На протяжении семи лет Нил ни разу не выходил из берегов, и его разливы не оставляли, как обычно, плодородный ил на египетских полях.

 

Эта стела рассказывает, будто Джосер в конце концов пришел к заключению, что причиной бедствия стал гнев Хнума, грозного бога с головой барана. Тот, сочтя, что египтяне оказывают ему недостаточно почестей, опустил свои сандалии в воды Нила, перекрыв течение и не давая благотворным паводкам возможности начаться.

 

Посоветовавшись со жрецами и разобравшись с причинами божественного гнева, Джосер немедленно предпринял все возможные меры, чтобы умилостивить Хнума. По всей стране были организованы торжественные шествия; жертвенные приношения совершались во всех городах от Асуана до Такомпсо. Более того, фараон даровал этот обширный край разгневанному Хнуму. Тогда удовлетворенный бог все же согласился убрать свои сандалии. Воды Нила вновь потекли свободно, и впервые за семь лет река вышла из русла, затопив земли долины и вернув им плодородие.

 

Благодаря своей проницательности, вере и умению толковать волю богов, фараон Джосер спас египетский народ от голода, а страну - от гибели. Так он занял первое место в славном списке величайших правителей Древнего Египта. 

 

С моралью не шутят

 

Правление Джосера характеризуется большой строгостью общественных нравов. Семейная верность была в то время одной из основных ценностей, на которые опиралось египетское общество. Это наглядно иллюстрирует одна история. Некий великий жрец собрался в путешествие, и его жена решила воспользоваться отлучкой мужа: она встречалась с любовником и резвилась с ним в бассейне, расположенном в саду. Садовник, возмущенный столь безнравственным поведением, все рассказал жрецу. Тот, будучи магом, вылепил из воска крокодила и бросил его в воду. Во время очередного отъезда хозяина дома, любовники снова предались радостям совместного купания. И тогда восковой крокодил превратился в настоящего и сожрал незваного гостя. Снисходительный жрец решил, что его соперник получил достаточный урок и оживил его. Однако фараон, узнав о случившемся, приказал снова бросить неудачливого любовника на растерзание крокодилам, а неверную жену - сжечь на костре.



Еще материал по данной теме


← все статьи