Джайнизм




Джайнизм

 

Джайнизм - религия в Индии. Основателем считается Махавира Джина, Великий герой, последний из 24 вероучителей, живший в Индии в 599-527 годах до н. э. Слово «джина» произошло от одного из титулов, присваиваемых вероучителям, буквально означает «победитель».

 

Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст), но сохранил индуистское учение о перерождении душ и карме (законе воздаяния за поступки). Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизму, для аскета, соблюдающего строгие правила.

 

Центральные идеи джайнизма: непричинение вреда (ахимса), отказ от категоричных суждений и отказ от собственности. Первый принцип утверждает право на жизнь всех существ, второй - право каждого человека на самостоятельное суждение, третий - взаимозависимость всех форм жизни.

 

Основная космогоническая доктрина джайнизма делит Вселенную на мир и бесконечно большой немир, в котором нет ничего, кроме пространства - акаши, который недоступен для восприятия и проникновения. Мир от не-мира отделен своеобразной трехслойной бездной из чистой воды, густого ветра и тонкого ветра. Мир, согласно джайнизму, делится на две вечные категории: дживы (души, активные агенты восприятия и действия) и адживы (неживые, неодушевленные начала).

 

Символом джайнизма является похожий на свастику крест Джайна, четыре ветви которого символизируют четыре плана существования, где может обитать душа: небеса, мир людей, мир животных и ад.

 

Другими символами джайнизма являются кисть из шерсти или павлиньих перьев и посуда для подаяний. Посуда для подаяний напоминает о покорности и смирении основателя религии Махавиры. Кисть символизирует призыв к ненасилию: помня о том, что после перерождения человек может превратиться в любое существо, наиболее истовые приверженцы джайнизма метут перед собой дорожку, чтобы не раздавить даже самое маленькое насекомое.

 

Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщической деятельностью, занятие земледелием для них исключено, согласно ахимсе. Несмотря на аскетическую этику джайнизма в наши дни светские адепты учения нередко становятся преуспевающими дельцами. У мирян элемент непривязанности к земным благам принимает форму благотворительности. Так, состоятельные последователи традиции финансируют строительство храмов и материально поддерживают монашеские общины. Щедрость богатых приравнивается к добродетелям.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи