Дайте ци детям




Дайте ци детям

 

В древнем Китае даосы начинали обучать детей элементарным навыкам цигун с самого раннего возраста: уже трехлетние постепенно привыкали делать простейшие упражнения «гимнастики», не вникая, разумеется, в их смысл. Подрастая, параллельно с обучением письму и чтению ребенок начинал действовать всё более осмысленно.

 

Тем не менее в этом вопросе существует одно строжайшее ограничение, без соблюдения которого вы рискуете нанести формирующейся психике ребенка непоправимый вред: до окончания полового созревания недопустима никакая индивидуальная (без прямого участия опытного специалиста по цигун) работа медитативного характера. Кроме того, исключаются техники, связанные с непосредственным набором ци и ее перераспределением.

 

Вывод прост: целенаправленно получать извне энергию «тонкого плана», необходимую, например, для лечения, ребенок может только из одного источника - от взрослого. Таким взрослым может быть или квалифицированный специалист по цигун, или любящий родитель (в подавляющем большинстве случаев бывает последнее; надо только помнить, что больной взрослый не сумеет дать своему ребенку чистую ци, поэтому лучше не пытаться давать ее вовсе). Всякая же самодеятельность в этой области чревата болезнями, вплоть до тяжелых психических расстройств. Такие случаи, к сожалению, были. Дети намного восприимчивее и способнее взрослых во всем, что касается образного мышления, и соблазн научить их работе с энергией «на тонких уровнях» очень велик. (Часто подобные «педагогические» импульсы продиктованы элементарным родительским тщеславием.) Однако делать это, повторяю, нельзя ни в коем случае.

 

Что же касается кругового дыхания и очищения восьми каналов - такие техники детям только на пользу. Если ребенок достаточно осмысленно воспринимает технику защиты («кокон ци»), то и этому его можно и нужно научить.

 

Не в первый раз я обратился к теме общения взрослых и детей. Думаю, вы уже поняли: готовых рецептов в этой области нет и быть не может. Тем не менее некая общая философия того, что у нас принято называть воспитанием, у древних даосов была и приносила самые добрые плоды. (Приносит и по сей день - вспомните пример Сингапура.)

 

Главное, что, на мой взгляд, должен почувствовать и понять всякий, кто называет себя воспитателем (и в первую очередь, разумеется, родители юного человека), - это то, что в поисках счастья силой вообще немногого можно добиться, а уж в общении с ребенком и подавно. Лишь путь любви ведет к успеху. Счастливыми и успешными вырастают вовсе не те, кого с малолетства пытались насильно поставить на «путь дубины», сделав непримиримыми и твердыми борцами, а дети, выросшие в атмосфере правды, добра и взаимопонимания.

 

Но - довольно абстракций. Воистину даосская притча из книги «Золото и Работа» американского поэта прошлого века Эзры Паунда. А сам принцип, который притча описывает, - принцип Достоверного Восприятия Реальности - намного древнее.

 

«Обратив внимание на веселое настроение тамошних жителей, я расспрашивал их о причине такого их благодушия, и они рассказали мне, что это всё таково благодаря их законам и обучению, полученному ими с первых школьных дней... Чтобы научить совсем маленьких детей наблюдать малое, они занимаются своего рода игрой, в которой множество мелких предметов, например три зерна ячменя, маленькая монетка, синяя пуговка... прячутся в ладони. Ладонь на мгновение раскрывается, затем быстро закрывается, и ребёнка просят рассказать, что он увидел. Для детей постарше игра становится всё сложнее и сложнее, пока наконец все они не узнают, как делаются их шляпы и башмаки. Мне также сообщили, что, обучаясь давать точные определения словам, эти люди преуспели и в определении терминов, так что в итоге в стране полностью прекратились различные беззакония, поскольку никто не позволял себя дурачить...»



Еще материал по данной теме


← все статьи