Боль и наслаждение




Боль и наслаждение

 

Нередко удовольствию противопоставляют боль: однако это недоразумение, которое в последнее время было выяснено психологами. Боль является не чувством, а ощущением; она - реакция на физический раздражитель, реакция того же рода, что и ощущение тепла или прикосновения. Она имеет свои рецепторы, подобные рецепторам осязания. Если бы боль была только чувством, окрашивающим ощущения, например осязательные, то она могла бы возникать только одновременно с ними - между тем это не так. Можно в определенных условиях не испытывать осязательных ощущений, но чувствовать боль, с ними якобы связанную; так бывает после заживания раны. Анестезия наступает без аналгезии, точно так же, как аналгезия без анестезии.

 

Однако из всех ощущений болевые особенно тесно связаны с чувствами, а именно с чувством неудовольствия. Они не являются чувствами, но постоянно с ними связаны (поэтому К. Штумпф и назвал боль «чувственным» ощущением). Эта связь не обязательна; есть боли, которые человек переносит без чувства неудовольствия, а в исключительных случаях даже с удовольствием. Однако это исключительные случаи, и в них приятное чувство связано не с самой болью, а с мыслями, которые она вызвала.

 

Из множества проблем, касающихся боли, которые решали философы, психологи и врачи, четыре кажутся самыми важными для наших рассуждений о счастье.

 

1. Органы тела реагируют болью на повреждение или раздражение, но почти каждый орган реагирует болью по-разному, то есть как на иной вид повреждения или раздражения. Давление на поверхность тела, которое мы ощущаем только как прикосновение, на брюшной диафрагме ощущается как сильная боль. Поверхность тела реагирует на порезы, давление, уколы, ожоги, в то время как внутренние органы на все это вообще не реагируют. Уколы, порезы или прижигание мозга не ощущаются как боли. Вместе с тем внутренние органы реагируют болью на гиперемию (переполнение кровью), изменение положения тела, нарушения в обмене веществ.

 

Этим различиям в причинах боли в целом соответствуют также различия в качестве самой боли. На разные повреждения организм реагирует разной болью. Существует много качественных видов боли: одна боль не похожа на другую и отличается от нее не только силой. Почти каждый орган тела болит иначе. Самое большое различие имеется между болями на поверхности тела и внутри организма. Первые - это, можно сказать, типичные боли, но вторые гораздо больше беспокоят людей; глухие и тупые, менее выраженные, менее определенные, эти боли какие-то другие качественно, чем зубная боль или боль порезанного пальца, и больной, сомневаясь, можно ли их вообще назвать болями, скорее говорит, что ему что-то мешает, угнетает его, тяготит.

 

Боли различаются также тем, до какой степени они захватывают и пронизывают сознание страдающего человека; одни пронизывают его целиком, другие «остаются на поверхности». Подобно чувствам, они бывают более или менее экстенсивными. Зубная боль, даже очень сильная, не вызывает такой депрессии, как некоторые страдания, которые, как нам кажется, глубоко пронизывают нас, уничтожают наши жизненные центры; зубная боль, как правильно замечает известный немецкий хирург Ф. Зауэрбрух, порождает скорее злость, мы ведем себя так, как будто понимаем несоразмерность силы боли и степени заболевания организма, сердимся, что столь пустяковое заболевание вызывает такую мучительную боль.

 

2. Хотя источником боли является физический раздражитель, однако сила ее не зависит исключительно от него. Один и тот же источник воздействует иногда сильнее, иногда слабее в зависимости от общего эмоционального состояния человека. Боль, возникающая неожиданно, ощущается сильнее, чем когда она связана с другой. Вместе с тем боль, наслаиваясь на другую, даже если сама она не столь сильна, может превзойти границу выносливости данного человека и в таком случае будет ощущаться уже как боль непереносимая. Тот же самый источник воздействует по-разному и в зависимости от того, ожидаем ли мы увеличения или прекращения боли.

 

Сила боли зависит как от физического, так и от психического состояния человека, то есть от его чувствительности и возбудимости, и в первую очередь от степени чувствительности к боли, вытекающей из общего физического состояния человека. Чувствительность эта является результатом обмена веществ, кровообращения и давления крови, напряженности тканей и т.д. При усталости и истощении боль снижается, несмотря на плохое состояние организма. Если же при уменьшившейся таким образом чувствительности боль все-таки усиливается, то происходит это потому, что человек становится психически возбудимым. Возбудимость же - результат общего психического состояния человека. Иной раз, несмотря на увеличение психической возбудимости, боль ослабевает благодаря телесной чувствительности человека.

 

Эти случаи из обычной, повседневной жизни. Наряду с ними наблюдается иногда необычное, сверхнормальное снижение или усиление боли по физическим или психическим  причинам. Прежде всего уменьшение или полное исчезновение боли; это происходит в особенно тяжелых случаях, при тяжелых ранениях, когда организм человека получил значительные повреждения: анатомически оно обусловлено повреждением нервов. Но подобное может произойти и по психическим причинам. И причем в двух прямо противоположных случаях. Или в случае притупления чувствительности, ставшей такой же особенностью человека, как близорукость или глухота (как одни теряют зрение или слух, так другие - способность чувствовать боль); на войне это явление встречается довольно часто. Или же в случаях сильнейшего напряжения. Из времен первой мировой войны известен случай с офицером, который, возвратившись из разведки, с таким воодушевлением рассказывал о ней, что не почувствовал, что у него нет руки. Это крайне редкий случай, однако часто встречается если не полное притупление, то ослабление боли благодаря сосредоточению мысли на других делах.

 

 Противоположны случаи сверхнормального усиления боли под воздействием психических причин, например в результате страха перед повторяющимися приступами боли, особенно если вначале помогали лекарства. Врачи утверждают, что «нервное напряжение и неспособность переносить новые страдания могут при этом стать более опасными, чем сама болезнь. И случается, что больные невралгией самого тяжелого вида совершают самоубийство, и их решение, насколько об этом можно судить со стороны, принято не в результате помрачения сознания и не в критическом положении, а как трезвый акт воли».

 

3. Случаи наивысшего напряжения боли редки. Редки случаи, когда боль пронизывает сознание, вытесняя все другие мысли. Л. Ф. Ричардсон описывает это явление как наступающее в исключительных случаях (во время хирургических операций) и только на несколько секунд. Обезболивающие средства многочисленны и в целом эффективны, но организм сам борется с болью. Ницше, который досконально знал физические страдания, писал в «Веселой науке»: «Мне нравится, что о боли и страдании всегда говорят чрезмерно много... и замалчивают напротив умышленно о том, что против боли существует бесчисленное количество разных смягчающих средств, как усыпление или лихорадочная поспешность мысли, или какое-нибудь покойное положение, или добрые и дурные воспоминания, планы, надежды и многие роды гордости и сочувствия, которые имеют действие почти анестезирующих средств, а при сильных степенях боли само собою наступает беспамятство».

 

Боль, хотя и является врагом человеческого счастья, не бывает постоянной и всеобъемлющей, и борьба против нее в целом успешна. Особенно если речь идет о боли stricto sensu острой, внешней, локальной. Но иначе обстоит дело, если имеется в виду боль в широком смысле слова, включая различные неопределенные, мало локализованные физические состояния, неприятные и мучительные. «Плохое самочувствие», недомогание и депрессия не относятся к острой боли, но они встречаются чаще, труднее преодолеваются и составляют, быть может, более тяжкое бедствие человечества, чем боль в узком смысле слова.

 

4. Приступам боли, или ощущениям, связанным чаще всего с отрицательным самочувствием, в нашем сознании соответствуют, с другой стороны, ощущения, связанные с положительным самочувствием. В языке этому ощущению соответствует слово «наслаждение». Как и боль, наслаждение является ощущением, а не чувством, но ощущением эмоциональным. Следовательно, существует и симметрия положительных и отрицательных переживаний.

 

Однако симметрия нарушается, когда речь идет о количестве боли и наслаждения. Положительных ощущений, несомненно, меньше, чем отрицательных; мы чаще испытываем боль, чем наслаждение. Если даже наслаждение и имеет большую интенсивность, то наступает оно намного реже, чем боль. У него значительно меньше физиологических центров, сосредоточенных только в некоторых точках организма. Не вся поверхность человеческого тела является рецептором наслаждения, в то время как вся она является рецептором боли. Спорным можно считать вопрос, чего больше в жизни человека - удовольствий или огорчений. Но бесспорно то, что боль преобладает над наслаждением. И если удовольствий люди испытывают не меньше, чем огорчений, то это значит, что наслаждение уравнивается с болью с помощью других раздражителей.

 

Радость и страдание, веселье и грусть. Как простому удовольствию противостоит в нашей психике огорчение, так и сложным состояниям удовольствия противостоят состояния огорчения. И как интенсивность состояний удовольствия усиливается благодаря аффектам или благодаря размышлениям, так по этим же причинам  усиливается и интенсивность состояний огорчения. В разговорной речи негативное состояние, противоположное радости, называется страданием, а противоположное удовольствию - огорчением. В страдании переживания усиливает заключенный в нем аффект, а в огорчении - интеллектуальный фактор, размышления, рефлексия, оценка ситуации.

 

Страдание и огорчение противоположны радости и удовольствию; одни всегда содержат минус там, где другие содержат плюс. Соответствие между ними достигается на наивысших стадиях усиления. Как и радость, страдание также имеет свою максимальную форму. Мы называем ее отчаянием (у радости - это упоение и блаженство). Все они, как радость и удовольствие, так и страдание и огорчение, могут переходить в постоянное настроение. Настроение печали является негативным аналогом состояния веселья.

 

И грусть, и веселье имеют свои внешние проявления, и по этим проявлениям мы узнаем о настроении людей. Одна ко по внешним проявлениям не всегда можно безошибочно определить состояние человека. Ибо одни и те же состояния могут проявляться и без обычного эмоционального источника: некоторые веселятся, хотя у них скверно на душе, а другие грустят, хотя их ничто не беспокоит. Такое поведение объясняется или силой привычки, или желанием скрыть свои истинные чувства. Таким образом, не существует полного соответствия настроений их проявлениям. И если судить по внешним проявлениям настроения, то легко можно переоценить чужие огорчения или радости.

 

Настроения бывают как поверхностные, так и глубоко проникающие в сознание. Поверхностная грусть не всегда является неприятным переживанием и даже может быть приятной. И точно так же существует поверхностная радость, которая, несмотря на внешние проявления - шутки, смех, веселье,- не волнует по-настоящему и глубоко. 

 

Взаимоотношение веселья и грусти со счастьем и. несчастьем не столь уж просто. Шопенгауэр, правда, считал, что только веселость способна дать счастье в наличном виде, все остальное - всего лишь вексель на счастье, но наличность эта может быть меньше того, что получают по векселю. В целом необязательно, чтобы счастливый человек был веселым. «Поверь мне,- писал Сенека в одном из писем к Луцилию,- настоящая  радость - вещь  серьезная».

 

Серьезным состоянием называла счастье писательница де Сталь. Ж- Ж. Руссо не относил удовольствие ни к веселому, ни к грустному состоянию. К. Вежинский сравнивал счастье c открытой раной.

 

В еще большей степени, чем веселость, способствует счастью чувство юмора, понимаемого не как склонность к шуткам и розыгрышам, а как отношение к жизни, позиция тех, кто воспринимает жизнь с «юмором», в противоположность тем, кто воспринимает ее трагически. Проявлять чувство юмора нужно, правда, по отношению не к чужим несчастьям, а к своим. Юмор - это способность не огорчаться даже неудачам и обращать их в шутку. Тот, кто обладает такой способностью, имеет больше, по сравнению с другими, шансов быть счастливым.                              



Еще материал по данной теме


Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи