Битва при Кадете




Битва при Кадете

 

Сам Рамсес II считал битву при Кадеше одним из самых славных эпизодов своего правления. Действительно, это событие, в большей степени политическое, нежели военное, стало прообразом победы Египта над другими царствами и символом мирового господства фараона.

 

Перенесемся в 1294 год до н. э. - момент апогея египетского могущества, как в пределах страны, так и на международной арене. Именно в эту эпоху на Среднем Востоке образова-лись большие колониальные империи. Соперничество между государствами было так же сильно, как и сегодня, осо-бенно в те моменты, когда интересы одного из них пересекались с интере-сами второго, еще более могущественного. И результатом этого соперничества чаще всего становилась военная кампания, проводившаяся по всем правилам. Одна из них началась на пятом году правления Рамсеса II. Сражение при Кадеше, многократно упоминающееся на стенах храмов и государственных зданий, стало самым известным событием в истории Древнего Египта. Кроме того, именно об этом конфликте нам известно больше всего подробностей благодаря многочисленным археоло-гическим и литературным источникам, потому что фараон Рамсес II постоянно обращался к нему для утверждения своей власти и личной силы.

 

Почему Кадеш?

 

Эта местность была словно создана для противостояний народов Среднего Востока. К югу от высоких плоскогорий Анатолии начинался проход, ограниченный горами Ливана и реками Месопотамии - Тигром и Евфратом. Через эту широкую холмистую равнину, приводившую к истокам Иордана, обяза-тельно должны были пройти войска, собирающиеся осадить город. Так что эта местность с точки зрения страте-гии имела целых два преимущества: ее легко контролировать и легко оборонять. Но прежде всего, нужно успеть опередить врага...

 

Причины конфликта

 

В то время Палестина была оккупирована Египтом. Фараон Тутмос III, настоящий египетский Наполеон, контролировал территории до самого Евфрата; в 1474 году до н. э. он взял Кадеш. Но политические дрязги конца завершающегося времени правления династии ослабили позиции Египта, и севером Сирии завладели хетты. Затем кампании под предводительством Сети I несколько укрепили влияние фараона, и многие ханаанские царьки, в большинстве своем поклявшиеся в верности Хатти, внезапно сменили суверена. Это не могло не разгневать царя хеттов Муваталли, который, чтобы восстановить власть над территориями, собрал вокруг Кадеша военную коалицию из двадцати народов. В результате в его распоряжении оказалась огромная армия, в составе которой было трид-цать пять тысяч человек и около трех тысяч пятисот боевых колесниц. Рам-сес II, узнавший об этой подготовке, был вынужден немедленно отреагировать. Его войско - всего двадцать тысяч человек - вышло из Мемфиса, в казармах которого оно размещалось в обычное время, и двинулось на север вдоль побережья Средиземного моря.

 

Объявление войны строго по протоколу

 

По древнему обычаю, полководцы враждующих сторон договаривались между собой об условиях боя, когда две армии сближались и были готовы к сразиться.

 

В обоих лагерях предлагали день и место для сражения, а затем начинались долгие переговоры. Более того, если кто-то из союзников одной или другой стороны еще не присоединился к войску, как правило, военные действия откладывались до тех пор, пока он не прибывал на место.

 

В то время процедура объявления войны всегда подчинялась строгому протоколу, и любое отклонение от военных обычаев эпохи противник мог счесть нарушением законов войны, или, что еще хуже, недостойной хитростью и бесчестным поступком со стороны врага.

 

Внезапная атака хеттских войск была как раз подобным нарушением. И действительно, египтяне еще не успели приготовиться к сражению: войско Рамсеса II, растянутое более чем на тридцать километров, не заняло боевой порядок, и что самое главное, фараон и его генералы не получили никакого предварительного послания.

 

Рассказ о военных действиях

 

О ходе битвы рассказывает дошедшая до нас «Поэма Пентаура», написанная на папирусе и названная по имени придворного писца - автора текста. Вот что в ней говорится:

 

«Достиг Его Величество города Кадеш. Жалкий враг Хатти собрал под своим началом все чужеземные страны вплоть до моря, удивительное множество, не знающее равных. Они покрыли холмы и долины и были похожи на саранчу, потому что не было им числа».

 

«А Его Величество был совершенно один со своим окружением; никто другой не пришел с ним. Войско Амона шло позади него; войско Ра переправилось через реку Оронт близ города Шабтуны, на расстоянии одного итру от того места, где стоял Его Величество; армия Птаха была к югу от города Иронамы; а войско Сутеха шло еще по дороге; оно было на берегах государства Имор». «Я взываю к тебе, о отец мой Амон! Я окружен бесчисленными врагами, о которых неведал все чужеземные страны ополчились против меня, и я остался один, и нету никого со мной. Я кричал им, но не слышал меня ни один, когда я взывал им».

 

«И постиг я, что Амон пришел на мой зов; он простер десницу свою ко мне, и я возрадовался; позади меня он воскликнул: "Я с тобою, Рамсес, возлюбленный сын Амона! Я с тобою, это я, отец твой, моя десница с твоей. Я стою больше, чем тысячи воинов, я, владыка победы, любящий доблесть!"».

 

План битвы

 

Благодаря обилию информации, собранной египтянами об этой битве, современные исследователи могут даже составить карту военных дей-ствий. Стратегия хеттского царя была элементарна: окружить и изолировать корпуса армии Рамсеса II. Чтобы обмануть египетских разведчиков, он послал двух «дезертиров», которые быстро признались, что хеттское войско рас-положилось неподалеку от Алеппо. Однако, разумеется, на самом деле его там не было. Хетты, устроившие засаду за городом Кадеш, пропустили правителя и его стражу вперед и дождались, чтобы первая дивизия заняла позицию перед городом, а потом внезапно атаковала вторую, отрезав авангард от оставшейся части армии, чтобы ему никто не мог прийти на помощь. Два других корпуса Рамсеса II еще не перебрались через Оронт.

 

Всего за несколько минут большая часть египетских войск была сметена. Как же поступили египтяне? Внезапно атакованный Рамсес II бросился в бой, ведь иного выбора у него не оставалось. Но ситуация кардинально переменилась с появлением специального подразделения неарин, создавшего «второй фронт», который спас армию от полного уничтожения. В резуль-тате фараон сумел выиграть немного времени и организовать контратаку силами оставшихся войск.

 

Рамсес II: победитель или побежденный при Кадеше?

 

На самом деле, совсем немного отделяло египетскую армию от настоящей катастрофы. Хетты были хозяевами положения, а египетские корпуса оказались слишком далеко друг от друга, чтобы действовать достаточно эффективно, слаженно и быстро.

 

Судя по всему, фараону ничего не оставалось, кроме как перегруппировать свои войска и попытаться сдержать врага. Сра-жение продлилось всего несколько часов, и Рамсесу II не удалось ни взять Кадеш, ни уничтожить хеттскую армию.

 

В битве при Кадеше воины Муваталли уничтожили почти пятьдесят процентов египетской армии, и царь хеттов мог быть уверен в полном контроле над территориями, так как он посадил на трон всецело преданных ему князей. Ситуация складывалась определенно не в пользу Египта. Можно предположить, что отрицательные стороны битвы были намеренно скрыты Рамсесом II, который предпочел поместить на первый план тему божественной помощи в тот час, когда спасение кажется невозможным.

 

Мирный договор между Рамсесом II и Муваталли

 

Конфликт продлился семнадцать лет. По завершению битвы правители заключили перемирие, которым и закончилось это противостояние, начавшееся из-за территориальных споров. Это соглашение обязывало Рамсеса II и Муваталли, равно как и их преемников, никогда больше не вступать в войну друг с другом. Оно стало первым документом, который бы свидетельствовал о наличии между двумя царствами договора о ненападении. Текст соглашения был записан на серебряной табличке на египетском и хеттском языках. По обычаям той эпохи, бывшие противники обменялись текстами и поклялись во имя своих богов соблюдать все условия договора.

 

Интерпретации битвы

 

Удивительно, что обе армии были твердо убеждены в своем успехе: и египтяне, и хетты интерпретировали исход битвы противоположным образом - каждая сторона в свою пользу. Для народа Рамсеса II сомнений быть не могло: фараон одержал при Кадеше блестящую победу, о которой он охотно распро-странялся ради увеличения соб-ственной славы. Так, «Поэма Пентаура», написанная главным писарем правителя - это рассказ о конфликте глазами египтян.

 

Однако если верить хеттским источникам, эта битва завершилась совсем иначе, вовсе не столь благоприятно для египетского царя. Архивы Муваталли, обнаруженные в Богазкале, столице хеттов, рассказывают нам о том, что же про-изошло на самом деле. В наступлении участвовали одни только колесницы, тогда как пехота осталась на другом берегу Оронта, за Кадешем. Начавшаяся паника позволила хеттам прорвать египетский фронт, и они принялись грабить лагерь. Когда же неарины наконец присоединились к войску Рамсеса II, они, в свою очередь, попали в окружение и были отброшены далеко назад, к самой реке. 



Еще материал по данной теме


Энергетические вампиры. Методика распознавания и защиты

Книга построена по схеме: диагностика - анализ - лечение.

Классические гадальные руны

В комплекте к набору вы найдёте полное толкование рун, а также различные способы раскладов этих уникальных знаков. 

← все статьи