Атрибуты власти фараона




Атрибуты власти фараона

           

Безграничная власть фараона определяется не только его полномочиями, но также и особыми атрибутами, символами его избранности. Эти древние предметы - жезлы, головные уборы и короны - утверждают его власть над страной и народом и напоминают о ее божественной природе.

 

В  Древнем Египте фараон был абсолютным монархом. Народ верил, что он - прямой потомок бога Гора, т. е. не просто царь, а больше - самый настоящий бог. Власть фараона передавалась по наследству, как правило, от отца к сыну: здесь исключением были несколько женщин, в частности, царица Хатшепсут. Если же фараон умирал, не оставив наследника, к власти приходило другое семейство. Каждое семейство, правившее Египтом, называется династией. За три тысячи лет - именно столько существовал Египет фараонов - на троне сменилось не меньше тридцати двух династий. Фараон следил за порядком в стране, вершил правосудие и был одновременно политическим и духовным вождем своего народа. Как потомок богов он отвечал и за природные явления: именно благодаря ему солнце каждый день поднималось над горизонтом, а Нил щедро разливал свои живительные воды по полям. Фараон был свят, никто не имел права оспаривать его власть, касаться его и даже смотреть на него. Все египтяне простирались перед ним ниц, и каждое его движение и действие, даже самое обыденное, было священно.

 

Титулы царя

 

Божественное происхождение царя было основой его власти, и во время коронации он получал не меньше пяти имен, которые напоминали о его сущности.

 

Слово «фараон» означает «большой дом», т. е. тут наблюдается не что иное, как метонимический перенос.

 

Кроме того, фараона называли «владыкой», «его величеством» и «царем».

 

В Древнем Египте правителя можно было именовать множеством разных способов. Основные имена назывались царскими титулами. Титул фараона состоял из пяти таких имен, которые вписывались в его картуш и указывали на божественное происхождение владыки Египта. Эти имена отсылают нас, в большинстве случаев, к трем верховным богам пантеона: Гору («победоносный бык, возлюбленный Ра, тот, кого он назвал царем, поручив ему объединить Обе Земли»), золотому Гору («могущественный доблестью, побивший Девять Луков, великий победой во всех землях») и Ра, царю Верхнего и Нижнего Египта («светло грядущее Ра, избранник Ра»).

 

Имя по Небти, «Обе Владычицы», или «Две Госпожи» тоже нередко появляется в картушах; оно помещает царя под покровительство двух богинь, о которых идет речь в этом титуле: белого грифа Верхнего Египта Нехбет и кобры Нижнего Египта Уаджит. Так, например, картуш фараона Тутанхамона начинается с иероглифа «Небти, чьи законы совершенны, тот, что умиротворяет Обе Земли и услаждает всех богов». Имя Несут-Бит, буквально «тот, что принадлежит тростнику и пчеле» - это еще один распространенный титул фараона. Египтологи полагают, что его следует расшифровывать как «владыка Верхнего и Нижнего Египта». Это символическое отождествление фараона с флорой и фауной и, следовательно, с двумя частями его царства.

 

Имя «Са-Ра», которое помещается непосредственно перед картушем, использовалось со времен правления фараона Хефрена. Оно связывает царя Египта с космической мощью вселенной. Этот титул начинается с иероглифов утки (са) и солнца (Ра), за которыми следует имя, данное фараону при рождении и заключенное в картуш.

 

Таким образом, первый элемент царского титула - Гор, второй - две богини, третий - Золотой Гор, четвертый - личное имя, которому предшествует выражение «царь Верхнего и Нижнего Египта», а пятый - имя, данное при рождении, которому предшествует выражение «сын Ра».

 

Имена гора и золотого гора

 

Имя Гора обеспечивает фараону покровительство священной птицы Гора, сына и наследника солнечного бога Ра и владыки Иераконполя, родного города Нармера - первого владыки Египта. Это самый древний титул. Он неизменно начинается с иероглифа сокола Гора (Гер), как в картуше Тутанхамона: «Герка нахт тут месут» (Гор, могущественный Бык, прекрасный своим рождением).

 

Другой знаменитый фараон, Аменхотеп III, носил следующий титул: «Гор, могущественный бык, появляющийся в сиянии с Маат». Некоторые фараоны, особенно самые древние, известны нам только по имени Гора, без прочих эпитетов или метафор. Имя Золотого Гора используется со времен правления фараона Хеопса. Оно отождествляет царя с солнечным и небесным Гором.

 

Короны владыки

 

Корон, символизирующих власть фараона, тоже было немало. Самая известная из них - пасехемти («две сильных») или, в древнегреческой транскрипции, пшент, - представляет собой объединенную двойную корону: красную и белую. Она напоминает о союзе Верхнего и Нижнего Египта. Белая корона символизирует власть фараона над Верхним Египтом, которому покровительствует богиня-гриф по имени Нехбет из города Нехеб.

 

Красная корона символизирует власть над Нижним Египтом, которому покровительствует богиня-кобра Уаджит, родом из города Буто, расположенного в западной дельте Нила на самой кромке болот. Фараоны надевали пшент на церемонию коронации или на торжества по случаю своего юбилея. Но особенно велико было символическое значение третьей короны фараонов, поскольку ее надевали перед сражениями. Мы говорим о хепреше, или голубой короне Египта. Долгое время исследователи считали эту корону обычным шлемом, потому что она часто появляется на изображениях военных сцен с участием фараона. На самом же деле она символизирует победу владыки Египта над врагами; ее надевали не только в военных походах, но и во дворце. Это самая известная корона эпохи Нового царства: ею многократно венчал себя фараон Рамсес II. Существовали и другие короны, но их надевали только для религиозных обрядов. Среди них отметим корону антеф с двумя страусиными перьями, которую носили Осирис, Амон и фараон, - это символ справедливости, истины и совершенства.

 

Картуш

 

Картуш - один из главных царскик символов Древнего Египта. В этот контур с закругленными краями и застежкой в виде горизонтальной линии внизу вписывались иероглифы, из которых состояло имя фараона. Только царь имел право использовать его. Предшественником картуша был так называемый серек. Как мы помним, у фараона было пять имен, пять составляющих титула, которые давались ему в день восхождения на трон, однако в картуш обычно заключались только два первых. Начиная с Хефрена, два последних имени, тронное и личное, вписывались в картуш под названием «шен» (обводить, окружать) - завязанную кольцом веревку, которая символизировала вселенную.

 

Головные уборы и жезлы

 

В короне или без короны, фараон всегда носил головной убор. Самый известный из них называется немес - это платок из полосатой ткани, прикрывающий лоб, завязанный сзади и спускающийся вдоль лица двумя полотнищами. Именно немес чаще всего изображался в первых книгах о Древнем Египте, написанных  в XIX веке. Удивительно, но на некоторых фресках и барельефах платок немес можно увидеть на голове знатных особ и людей из простонародья. Однако это ошибочные изображения, потому что только фараон имел право носить немес, который был исключительно царским атрибутом и мог надеваться как под корону, так и без нее.

Что же до царских жезлов, то они чаще всего изображались вместе: посох и плеть, скрещенные на груди фараона. Как правило, посох владыка держит в левой руке, а плеть - в правой, но возможно также и обратное, а иногда даже оба предмета помещаются в одной руке. Жезл хека символизирует пастушеский посох, которым фараон, как пастырь, направляет свой народ. Этот атрибут переживет Египет фараонов, и в Средние века его будут носить католические епископы Европы. Плеть нехех, или флагеллум, - это атрибут, которым фараон защищает египтян. Ее называют также «опахалом от мух». Она состоит из трех «хвостов». Еще один жезл, сашем, который представляет собой прямой посох с толстым цилиндрическим набалдашником, использовался в обрядах жертвоприношений богам.

 

Еще один символ власти – пирамида

 

Пирамидальная форма - мощный символ. На древнеегипетском языке этот иероглиф читался как «мер». Пирамида - это не что иное, как воплощенные в камне солнечные лучи. Вертикальная ось связывает землю с небесами, а фараона - с его божественным отцом Ра, к которому возносится он после смерти. Горизонтальная ось север-юг (земная ось) параллельна Нилу, текущему из Верхнего Египта в Нижний и ассоциирующемуся с царской властью. Ось восток-запад (небесная ось) параллельна солнечной оси и связана с идеей воскресения, ведь фараон, подобно солнцу, в своей вечной обители рождается, умирает и возрождается бесконечно, день за днем.

 

В ступенчатых пирамидах ступени символизируют путь, по которому должен пройти фараон, чтобы присоединиться к богам в загробном царстве.

 

Прочие атрибуты

 

Узкая накладная бородка - символ бессмертия и божественной сущности фара- она. Кстати, этот чисто мужской атрибут носила и царица Хатшепсут, обманув тем самым многих египтологов, прежде чем Шампольон не обнаружил наконец, что под накладной бородкой фараона на самом деле скрывается женщина.

 

Египетские правители часто украшали себя всевозможными символами разных богов; так, например, не имеющее ни начала, ни конца кольцо шен символизировало вечность. Кроме того, оно связывалось с солнечным диском, со змеем, вцепившимся в собственный хвост, и небесными птицами, которые нередко изображались с этим символом в когтях.

 

Корону фараона часто венчал урей - божественная кобра. Эта змея была связана с солнечным богом, царством Нижнего Египта, с царями и их семьей, а также со многими божествами. Урей был охранным амулетом и стерег врата в подземный мир, отпугивая врагов царской семьи и сопровождая умерших фараонов в их путешествии во владения Осириса. И наконец, гриф был символом Верхнего Египта. Фараоны носили на лбу урей (кобру) и голову грифа в знак того, что они защищают свой народ. 



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро

Колода этих карт подойдёт и для тех, кто только постигает тайны таро, и тем, кто уже знаком с гаданиями на таких картах.

← все статьи