Амарнский стиль




Амарнский стиль

 

Эпоха Нового царства в Древнем Египте была золотым веком живописи. К несчастью, лишь редкие фрески амарнского периода дошли до наших дней, но уцелевшие произведения так прекрасны, что нетрудно представить, каких вершин достигло это искусство. Уровень изобразительного искусства отражают также барельефы, которые сохранились намного лучше.

 

Термин «амарнский период» произошел от названия Тель-эль-Амарна, города, расположенного в Среднем Египте, который сами египтяне именовали Ахетатоном в честь бога солнечного диска Атона. Он был построен на незанятой прежде земле и стал новой столицей одного из фараонов. Этот правитель сменил имя, став Эхнатоном, то есть «Угодным Атону», или «Лучом солнца Атона». Однако, несмотря на то что искусство периода правления Эхнатона принято называть «амарнским», большая часть находок, датирующихся этими годами, была сделана не в Амарне, а в других местах, в частности, - в Карнаке.

 

Отход от прежнего пантеона богов обозначился еще при предыдущих фараонах.

 

Новая религия Атона неизбежно преобразила все сферы общественной жизни Древнего Египта. Более того, изменился даже статус самого фараона, который стал единственным посредником между людьми и новым богом: все должны были поклоняться Эхнатону, а тот поклонялся одному только солнцу. Чересчур навязчивое фиванское духовенство Амона было распущено, культ упразднен, а богатства, накопленные в храмах, украсили многочисленные святилища Атона. Вся власть была сосредоточена в руках самого фараона и его семьи.

 

Новое вероучение, насаждаемое фараоном, требовало обновления системы образов, мотивов и стиля в искусстве. Особенно заметны изменения, произошедшие в изобразительном искусстве - а именно в живописи и барельефах. К несчастью, образцов амарнской живописи сохранилось очень немного, так как стены большинства домов и дворцов, украшенные росписями, со временем обрушились. Тем не менее даже то, что уцелело, позволяет представить великолепие живописного стиля амарнской эпохи. Зато барельефы, мотивы которых во многом схожи с фресками, были обнаружены в большем количестве.

 

Известняковые блоки, основа барельефов, даже разобранные и использованные повторно в других сооружениях, смогли сохраниться намного лучше росписей.

 

Царская семья; излюбленный сюжет

 

После того как прежняя религия была упразднена в пользу единого бога Атона, пришлось искать новые темы взамен тех, что использовались в декоре храмов, дворцов и, разумеется, гробниц царей и простых египтян. Образы всех остальных богов должны были стереться из памяти и исчезнуть со стен. А кроме того, фараон запретил изображать солнечный диск согласно традициям прежней мифологии. Отныне Атона следовало изображать только в виде солнечного диска с уреем и направленными вниз лучами с руками на концах. При этом образ божества не мог использоваться сам по себе: он должен был непременно сопровождаться портретом царя.

 

В качестве живописного декора наиболее распространены были сцены, изображающие фараона, его великую супругу Нефертити и их дочерей (которых у правителей было шестеро). Типичный сюжет амарнского периода - это «окно явления», в котором царственную чету осеняют благодатные лучи Атона. Также археологи обнаружили немалое число барельефов, украшавших, чаще всего, домашние алтари: их мотивы совершенно явно скопированы с декора храмов Атона. Почти все эти храмы к настоящему времени разрушены. Царская чета с детьми изображается либо в момент жертвенного возлияния Атону, либо же в более интимной, домашней обстановке.

 

Последняя разновидность сюжета - это проникнутая теплом и нежностью бытовая сценка из жизни обычной египетской семьи - новый мотив в живописи, появившийся при Эхнатоне. Личность фараона приобретает универсальную ценность, а все, что он делает, - вселенский масштаб.

 

Порывая с древними канонами, мастера впервые изображают эмоциональную жизнь, бурные проявления чувств, такие моменты, которыми прежде царская семья не делилась с посторонними. Трогательные сцены - например, младенец, сосущий грудь, - соседствуют с более трагическими эпизодами. Так, на одной из росписей царской гробницы в Амарне мы видим, как фараон и его супруга оплакивают принцессу Мекетатон, умершую в родах. Другое нововведение - в амарнский период персонажи изображаются в часы досуга: родители, играющие с детьми, сидящие за пиршественным столом с едой и напитками... Сцены пиров с пьющими гостями и раньше были достаточно распространены, а вот людей, поедающих жаркое, до этого не рисовали.

 

Оригинальность амарнского искусства

 

Основная техника египетской живописи XVIII династии - нанесение рисунка на тонкий слой нильского ила и штукатурки - в амарнский период нисколько не изменилась. Но художники эпохи правления Эхнатона выиграли в свободе стиля и непосредственности. Если раньше каноны живописи требовали, чтобы каждое изображение обводилось контуром, то теперь мастера часто обходились без этого, благодаря чему их фрески лучше передавали объемы и переходы света, В ремесле рисовальщика объединились искусство «писаря контуров» и «мастера красок». Кроме того, художники решались на масштабные композиции, от которых, к несчастью, уцелели только отдельные фрагменты. В древнеегипетском искусстве живопись была неотделима от расписного рельефа. Однако нельзя не упомянуть изобретение скульпторов Эхнатона - технику углубленного рельефа. Она заключалась в нанесении глубоких контуров на изначально плоской поверхности с последующей проработкой деталей.

 

Эфемерное правление

 

Эхнатон процарствовал всего семнадцать лет, приблизительно с 1353 по 1335 г. до н. э. К концу его правления под влиянием Сменхкары, соправителя Египетского царства и, возможно, младшего брата Эхнатона, политика в отношении религии смягчилась. Отношения с фиванскими жрецами постепенно были налажены. После преждевременной кончины фараона египтяне быстро вернулись к древним верованиям. При Тутанхамоне новой столицей Египта стал Мемфис, храм Амона в Фивах был восстановлен, а амарнская ересь - навсегда предана забвению.

 

Новые каноны изображения человека

 

Несомненно, лучше всего характеризуют амарнское искусство изображения фараона Эхнатона. Действительно, его портреты, как скульптурные, так и живописные, неизменно зачаровывают зрителя. Соответствовали они действительности, или нет? Об этом мы до сих пор не можем судить с уверенностью. Тем не менее очевидно, что в начале правления Эхнатона черты его лица на портретах были очень карикатурны, но затем постепенно смягчились и стали гармоничнее.

 

Эхнатон, желавший порвать с древними верованиями, должен был чем-то выделяться среди обычных людей. Он стал не просто фараоном, узнаваемым по символам царской власти, но божеством - воплощением Солнца-Атона и его посланником. Выражение на лице правителя говорит о глубокой погруженности в себя. Глаза миндалевидной формы полузакрыты, веки тяжелые; нос длинный и тонкий, с широкими ноздрями; губы полные, подбородок сильно выдается вперед; лицо и шея узкие и длинные; череп деформирован.

 

Фараона часто изображали обнаженным, но без половых признаков. Его бедра округлые и полные, а живот выпуклый, как у женщины. Сочетание мужских и женских черт в портретах фараона обусловлено, главным образом, основами религии Атона. Эхнатон, как земное воплощение Атона, должен быть всемогущим существом, мужчиной и женщиной одновременно, то есть создателем жизни. Стоит отметить, что в этот период изменились не только каноны изображения фараона, но и каноны изображения человека вообще: если раньше женщин можно было отличить по более светлому оттенку кожи, теперь они раскрашивались красным, чтобы смягчить различия между полами. Кроме того, великая царская супруга Нефертити часто была равна по росту фараону, то есть иерархия не подчеркивалась.

 

Похоже, что сам фараон предложил придворным художникам эти нововведения, которые, возможно, отчасти действительно были продиктованы его необычной внешностью.

 

Любовь к природе

 

Совершенно очевидно, что на Эхнатона очень сильное впечатление произвели потрясающие росписи, которыми был украшен дворец его отца Аменхотепа III в Мальгатте, где он вырос. На стенах и даже на полу этого дворца мастера необычайно живо изобразили множество удивительно красивых растений и животных.

 

К тому же такую любовь к природе поддерживали и основные положения новой религии Атона, который считался создателем всего живого, в том числе растений и животных.

 

Цвета по-прежнему выбирались очень тщательно; предпочтение отдавалось монохромным изображениям с тональными градациями. Так, полы во дворце Эль-Хаваты были украшены фризами с болотными растениями и летящими птицами. Изображения очень детализированы: в этих картинах мира, созданного Атоном, у каждого растения тщательно прорисован стебелек, объекты расположены несимметрично, а оттенки удивительно разнообразны.

 

На одной из напольных фресок мы можем увидеть чудесного гуся на охряном фоне; его поза изящна и в то же время естественна, каждое перышко безупречно прорисовано с непринужденностью подлинного мастера. Многие из этих фресок не выдержали испытания временем и за период, прошедший с момента их открытия, были повреждены, но к счастью, с некоторых при раскопках сделали копии. Дворцы украшались и множеством других декоративных элементов, например, красочными расписными плитками из фаянса, на которых изображены преимущественно растительные и анималистические мотивы. Одна из таких плиток, «Бычок в камышах», хранится в коллекциях Лувра.

 

Любовью к природе проникнуто все искусство эпохи правления Эхнатона, в том числе и рельеф. Сюжетом произведения могли стать, например, тонкие пшеничные колосья, среди которых виднеются сорные травы. Мастера фараона сумели изобразить даже ветер, приподнимающий полы одежд и гнущий камыши.



Еще материал по данной теме


← все статьи