Александрийский маяк




Александрийский маяк

 

Седьмое чудо света, Александрийский маяк был символом строительного гения греческой цивилизации, укоренившейся в Египте. Его история, в которой переплелись реальность и вымысел, с давних пор очаровывает сердца. Руины этого величественного сооружения покоятся на морском дне. Лишь несколько недавних находок позволили отчасти раскрыть его тайну.

 

В 332 году до н. э. Александр Македонский освободил египтян от персидского ига и основал в устье Нила богатейший город Александрию. Но строительство Александрийского маяка было начато несколько позднее, по-видимому, только в 297 году, и завершено в 283 году до н. э. в начале правления Птолемея II. Таким образом, работы заняли всего пятнадцать лет - очень небольшой срок для столь грандиозного предприятия. Такая скорость свидетельствует об эффективности инженерных решений и величине денежных средств, вложенных в сооружение. Чтобы построить это огромное здание, египетским ремесленникам, за мастерством которых стоял опыт трех тысячелетий, судя по всему, помогали греческие архитекторы.

 

Эта колоссальная башня строилась, как и другие памятники, например, Александрийская библиотека, чтобы поражать воображение своей монументальностью и способствовать росту престижа нового города. Но кроме того, у маяка была жизненно важная функция: указывать дорогу мореплавателям и предупреждать их об опасном побережье и многочисленных рифах. Действительно, в то время морская торговля активно развивалась, и, судя по обломкам греческих и римских судов, недавно обнаруженным на дне, о грозные скалы, тянувшиеся вдоль берега, разбивалось немало кораблей.

          

Рождение легенды

 

В Средние века многочисленные описания маяка способствовали его мифологизации. Из рассказа в рассказ его облик обрастал все более и более фантастическими чертами, а статуя на вершине, по легендам, оживала и внушала ужас врагам, простирая руку к морю и испуская страшный крик, который разносился на три километра. Другая удивительная история рассказывает, что в Средние века александрийцы, встревоженные нашествием крестоносцев, поймали одного франка, обратившегося в ислам и ставшего другом султана, в тот самый момент, когда он собирался похитить сокровища Александра, зарытые под маяком. В сознании европейцев маяк был своего рода Вавилонской башней, возвышающейся на вершине скалы, дым от костра на которой смешивался с облаками.

        
Где стоял Александрийский маяк?

 

Согласно древним источникам, знаменитый маяк был построен на восточной оконечности острова Фарос близ берегов Александрии, который был связан с материком длинным молом. Современному человеку очень сложно представить, как выглядела эта местность в те далекие времена, так как с античных времен почва в Александрии опустилась на несколько метров. Кроме того, с IV по XIV века н. э. здесь не раз случались страшные землетрясения. Самые значительные разрушения были отмечены в 1303 году, когда сильное землетрясение, за которым последовало цунами, смело половину зданий города. Затем, в конце XV века, на том же самом месте султан-мамелюк Кайт-Бей построил крепость из камней маяка.

   

Как выглядел маяк?

   

Александрийский маяк был, скорее всего, сложен из белого камня - причем блоки были высечены из местного известняка, а не из мрамора, как писали некоторые переводчики античных текстов. Этот камень, добывавшийся на северном побережье, использовался при строительстве не только древнего города, но и крепости Кайт-Бей и современной Александрии. Белый цвет, усиленный шлифовкой, придавал маяку особый блеск. Однако недавно под водой обнаружили руины маяка: некоторые блоки оказались слишком велики для известняковой породы.

 

Они были, судя по всему, изготовлены из асуанского гранита, как и декоративные детали постройки, и блоки, использовавшиеся для обрамления дверей и окон. Сравнивая все письменные источники и изображения маяка, исследователи сумели приблизительно реконструировать облик здания. Башня маяка достигала 135 метров в высоту.

Она состояла из трех уровней: первый был квадратным, второй - восьмиугольным, а третий, самый верхний - цилиндрическим. На первый уровень вел пандус, который поддерживали шестнадцать арок. Основанием маяка служила квадратная в основании, слегка пирамидальная платформа высотой около десяти метров. Согласно описаниям знаменитого арабского путешественника XII века Абу-Хаггага Аль-Андалуси, высота первого уровня составляла 71 метр, а ширина - около 30 метров; на следующий уровень вел наружный пандус. Его ширина свидетельствует о том, что наверх поднимались вьючные животные, груженые горючими материалами, необходимыми для поддержания огня на вершине.

 

Высота второго уровня составляла, по-видимому, 34 метра. На самый верх вела лестница из тридцати двух ступеней. Последний, цилиндрический уровень, был, несомненно, самым невысоким из трех - всего девять метров.

 

Вершину маяка венчала маленькая башенка, на которой, в свою очередь, возвышалась статуя, изображавшая, по разным источникам, то ли Зевса, то ли Посейдона. Она обвалилась во время землетрясения в X веке и при султане Ахмеде ибн Тулуне была перестроена в молельню. Так маяк стал самой высокой в мире мечетью.

            
Описания Александрийского маяка в разные века

 

Александрия, которая была в древности греческим городом, а после 391 года н. э. стала византийским и христианским, в 640 году перешла во владение арабов. Процветание и слава этого важнейшего центра культуры и торговли не угасали вплоть до XIV века. Многочисленные путешественники и ученые, останавливавшиеся здесь в разные века, оставили бесценные описания маяка. Так, в 670 году французский епископ Арульф писал о назначении башни Фароса: «Она отмечает узкий морской проход, направление волн и повороты от входа [...]. Подход к порту в этом месте на правом берегу очень узок, но на левом берегу порт широк». Якуби, египетский чиновник родом из Багдада, в 870 году отметил: «Это мощная, крепко построенная башня высотой 175 локтей, на вершине которой находится очаг, где зажигаются огни, когда смотрители замечают в море суда». И наконец, Идриси, потомок африканских правителей, в 1154 году написал: «Это необычайно примечательное здание, как по высоте, так и по монументальности; люди на кораблях замечают его огни и меняют курс в соответствии с ними, так как они видны на расстоянии одного дня пути по морю (100 миль)».

 

Статуя на вершине

 

Предполагают, что как минимум до I века н. э. вершину маяка венчала статуя Зевса. По бокам от нее стояли статуи Исиды Фаросской и Посейдона, двух божеств, которым был посвящен храм на острове Фарос. Однако стеклянный кубок, найденный к северу от Кабула и датирующийся II веком до н. э., изображает статую с корабельным веслом в руке, и это заставляет предполагать, что речь шла вовсе не о Зевсе, а о Посейдоне, боге моря. Эту же теорию подтверждает текст, датирующийся V веком н. э. и упоминающий о ремонте башни неким Аммонием. А если верите мозаике 539 года н. э., обнаруженной в Каср-Ливии, маяк был увенчан статуей бога солнца, Гелиоса. Возможно, эти несоответствия объясняются на самом деле очень просто: в разные эпохи Александрийский маяк украшали разные статуи. Сначала, при династии Птолемеев, наверху был водружен Зевс, затем, когда Египет стал римской провинцией (I в. до н. э.), - Посейдон, и наконец, маяк увенчало изваяние Гелиоса -лучезарного бога поздней античности.

 

Подводные раскопки

 

В 1962 году египетский ныряльщик Камаль Абу Эль-Саадат убедил военно-морские силы Египта поднять огромную статую Исиды, лежавшую на дне неподалеку от маяка. Однако эта находка не повлекла за собой других исследований. И лишь в 1994 году египетская Археологическая служба поручила Центру исследования Александрии провести подводные раскопки затопленных руин крепости Кайт-Бей. Этому решению немало способствовала информационная кампания, организованная выдающимся египетским кинорежиссером Асмой Эль-Бакри. О существовании древних руин в этой местности было известно по меньшей мере с XVIII века, однако из-за стремительного расширения города в следующем столетии археологи предпочли ему захоронения фараонов.

 

Раскопками руководил французский археолог Жан-Ив Эмперер, а финансировали их меценаты, нефтегазовая компания Франции «Elf-Aquitaine» и электрическая компания EDF. В результате со дна моря было поднято около 2000 изделий разных эпох (фараоновской, эллинистической и римской), а также около трех тысяч каменных блоков. Некоторые из них были намеренно сброшены в воду в конце римского периода, во времена мамелюков, чтобы защитить порт Александрии от вражеских судов. Бюст Птолемея, изображенного в образе фараона, постаменты колонн и сфинксов были массивными, весом до 70 тонн, и поднимались при помощи системы наполненных воздухом баллонов. Некоторые находки оказались даже древнее, чем сама Александрия, и были датированы эпохой правления фараона Рамсеса II. В настоящее время результаты раскопок еще не позволяют полностью реконструировать первоначальный облик маяка. Архитектурное исследование каменных блоков, из которых было сложено здание - очень долгая и сложная работа. Вероятно, пройдет еще немало лет, прежде чем тайна седьмого чуда света будет раскрыта.

            
Другие маяки греческой цивилизации

 

Греческое слово «фарос» - маяк - произошло от названия острова Фарос, в латинском языке превратившегося в «Фарус». Его переняли языки романской группы, в которых так стали называться все навигационные башни, своими огнями указывающие морякам дорогу в порт. До возведения Александрийского маяка греки построили немало подобных сооружений; огни на маяках горели всю ночь, сообщая капитанам об опасном береге. Так, в порту Афин, Пирее, со времен оратора и полководца Перикла (V в. до н. э.), было построено несколько маяков, а на острове Тасос археологи обнаружили руины маяка Фанани, башни диаметром 3,5 метра и высотой 2,54 метра, датирующиеся VI веком до н. э.



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

← все статьи