Священный Абидос




Священный Абидос

 

Как писал Геродот, египтяне - самые религиозные из всех людей. Этот народ был убежден в том, что мир - доказательство существования богов, и потому возводил столько храмов, проводил многочисленные обряды и устраивал священные шествия...

 

Одним из самых торжественных событий религиозной жизни можно назвать паломничество в Абидос, где каждый египтянин встречался наконец со своим богом Абидос был, несомненно, одним из важнейших религиозных центров Древнего Египта. Но кроме того в начале III тысячелетия до н. э. этот город, который в то время назывался Тисом, стал владением правителей двух первых династий. Позднее, когда фараоны перенесли свою столицу в Мемфис, Тис переименовали в «Абджу», или, в древнегреческой транскрипции, Абидос. С этого момента религиозное и политическое влияние Абидоса не переставало расти, а в периоды смуты оно даже затмевало административные столицы. Ном (провинция) и город развивались; правители, заботившиеся о поддержании роли религии в повседневной жизни, возводили здесь все новые и новые храмы. Крупнейший из них был огромным комплексом, посвященным богу Осирису и построенным в начале XIX династии фараоном Сети I и его сыном, Рамсесом II. Этот памятник мы можем увидеть и сегодня.

 

Святилище под покровительством великого бога

 

Изначально местным богом, почитавшимся в Абидосе, был Хентаментиу (Хентиаменти), «первый из страны Запада» или «первый из умерших». Но в начале XI династии здесь начал развиваться культ Осириса, которого именовали Осирис-Хентаментиу: Осирис, владыка Запада. Это отождествление было неслучайно: оба божества выполняли сходные основные функции, в первую очередь, защищая всех умерших. Но Осирис к тому же считался и богом-объединителем. Согласно древнеегипетским верованиям, Осирис был родом из Бусириса, города в дельте Нила. Еще чаще египтяне называли этого бога «благим существом» (древнеегип. «унефер»). Правителя всего Египта, по легенде, коварно убил его родной брат Сет, который затем разбросал части его тела по свету. Исида, супруга Осириса, обошла всю страну, чтобы восстановить тело бога. Кстати, именно в Абидосе она нашла голову своего возлюбленного. Так появилось первое святилище города, возведенное на месте находки Исиды.

 

Фестиваль Осириса

 

Многие религиозные центры Древнего Египта были настоящими метроподиями, функция которых ограничивалась тем, что верующие могли останавливаться в них во время паломничеств, обеспечивая доход жрецам, своего рода работникам культуры. В отличие от других цивилизаций, где в центре города обычно возводился храм, посвященный божеству-покровителю, а верующий, покинув территорию святилища, мог вернуться к светской жизни, здесь все было иначе.

Храмом являлся сам город, точнее даже, религиозная функция была основной для всей местности, что часто и становилось причиной строительства святилища. Такова была история Карнака, города-храма Стовратных Фив, такова была история и Абидоса.

 

Египетские ритуалы совершались во время многочисленных праздников, устраивавшихся в честь богов. Каждый год святилище Осириса приходило в оживление. С приближением зимы, в месяц хояк (октябрь), ворота священного города широко открывались. По этому случаю толпы паломников сходились сюда со всего египетского царства, чтобы вновь пережить главные эпизоды мифа о боге возрождения. Церемония начиналась со спектакля, повествующего о смерти Осириса. Некоторые моменты этой истории разыгрывались под открытым небом. На импровизированной сцене актеры, исполнявшие главные роли, изображали ужасные страдания, которые пришлось претерпеть богу. А затем представляли поиски скорбящей Исиды и помогавших ей могучих богов - Тота, Анубиса и Гора. И наконец наступало время сцены воскресения, производившей сильнейшее впечатление на зрителей. После спектакля весь город бурно приветствовал Осириса. В торжественном шествии воскресшего бога проносили в его святилище. По завершении того, что сами египтяне называли «фестивалем Осириса», прежде, чем отправиться в обратный путь, паломники по традиции оставляли в городе свидетельство своей веры: это могло быть простое вотивное подношение - или же величественные храмы, построенные Сети I и его сыном Рамсесом II.

 

Паломничество в Абидос

 

Паломничество в Абидос было основным проявлением народной веры. И если уж говорить о существовании какого-то обязательного религиозного акта, помимо церемоний культа в собственном смысле этого слова, таковым следует считать именно паломничество в священный город Абидос.

 

Оно открывало человеку потусторонний мир Древнего Египта, давало ему возможность пообщаться со своими богами. Чтобы возродиться для новой жизни, подобно Осирису, каждый египтянин, неважно, богат или беден, велик или мал, должен был стать паломником. Интересно, что в Новом царстве это паломничество все чаще и чаще стало изображаться в гробницах. Таким образом, настоящее путешествие сделалось необязательным, ведь оно уже было символически совершено на стенах склепа. Египтяне верили, что вымышленная сцена может стать реальной благодаря магическим формулам и заклинаниям, и иметь то же значение, что и поступок, совершенный в действительности. Со временем культ Осириса проник в народ. Отныне каждый мог надеяться воскреснуть после смерти и стать Осирисом. Ритуальные слова передавались внутри семьи. Сын главы семейства играл роль жреца, супруга - Исиды; по тому же принципу друзья семьи становились Тотом и Анубисом. Праздник Осириса превратился, в конце концов в праздник поминовения всех мертвых, повергавший Древний Египет в национальный траур. Люди поминали своих умерших, как богов, так и царей или простых смертных.

 

Легенда об Осирисе

 

Легенды об Исиде и Осирисе дошли до нас в виде отрывков со множеством вариаций. Эта история была одной из самых популярных в Древнем Египте, и, поскольку ее знали все, считалось необязательным излагать ее целиком. Многие мифы рассказывают, что Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Этот добрый царь научил людей возделывать поля и правил страной в мире и согласии. Но его брат Сет, снедаемый завистью, убил его и разрубил на множество кусков, которые бросил в Нил. Исида, не без помощи своей сестры Нефтиды, терпеливо разыскала эти куски, рассеянные по всему Египту, восстановила тело своего супруга, забальзамировала его и, при помощи магии, вернула его к жизни на некоторое время, чтобы зачать Гора, посмертного сына Осириса. Позднее Гор отомстил за отца, одержав победу над своим дядей Сетом. Так он вернул египетский трон. А Осирис стал богом умерших, владыкой Аменти, загробного мира египтян.

 

Культ возвращения жизни

 

Ритуалы, связанные с культом Осириса, имели для египтян огромное значение. Ведь этот бог первым из живущих умер и первым был воскрешен другим богом. До него людей ждала своего рода «вечная старость», что, как мы понимаем, было неподобающим состоянием для божественного существа. Осирис освободился от всякой власти зла. Его ритуал гарантировал, что умерший обретет новую жизнь и станет бессмертным.

Каждый, будь то человек или бог, уподоблялся Осирису.

 

Похороны и бальзамирование изобрела Исида, чтобы вдохнуть в душу своего божественного супруга утраченную жизнь. Отныне эти обряды могли применяться к любому живому существу. Вот почему египтяне так часто бальзамировали животных! Их жизнь была не менее важна, чем жизнь людей.

 

За обрядами следили очень внимательно, так как они были проявлением магической силы воскресения. В храме Абидоса выставлялась символизировавшая Осириса статуя из земли, смешанной с зерном, ладаном и драгоценным камнями. Но каждая часть тела также помещалась отдельно, в разных святилищах, хранивших мощи Осириса. После того, как были произнесены ритуальные формулы, бога символически погребали. Это происходило в день сева. Несколько месяцев спустя, когда наступала весна, зерна в статуе прорастали и бог возвращался к жизни вместе с новыми зелеными ростками.


Осирейон

 

На территорий Абидоса располагалось немало памятников. Самым крупным из них был комплекс, построенный Сети I и включавший его личный храм и кенотаф (символическую гробницу): так называемый Осирейон. Строительство этого здания было завершено при Рамсесе II; сегодня от него остались лишь руины. Стена вокруг комплекса скрывала от глаз простых смертных божественную тайну. Переступив порог, посетитель проходил анфиладу гипостильных залов, а затем попадал в святилище, состоявшее из семи наосов, где поклонялись великому богу. Слева направо можно было увидеть изображения обожествленного Сети I, Птаха, Ра-Хармахиса, Амона-Ра, Осириса, Исиды и Гора. В центральную нишу вел пандус, ее занимал Амон.



Еще материал по данной теме


Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

Классические гадальные руны

В комплекте к набору вы найдёте полное толкование рун, а также различные способы раскладов этих уникальных знаков. 

← все статьи