Восемь особых меридианов




Восемь особых меридианов


Уже в III-II столетиях до нашей эры «Книга о болезнях» («Нан-цзин») упоминает о существовании и роли особых меридианов; но их точное описание связывают с именем Ли Шичжэня (1518- 1593).


Но почему эти меридианы называются особыми меридианами? (Бахман даже именует их «чудесными меридианами».)

 

Каждый из двенадцати меридианов, описанных в предыдущей статье, охватывает, в частности, точки на поверхности тела, раздражение которых оказывает как стимулирующее, так и успокаивающее действие. Однако на особых меридианах этих точек нет.


В соответствии с традиционным искусством врачевания существует восемь таких особых меридианов:


1) меридиан ду-май («управляющий сосуд»);
2) меридиан жэнь-май («сосуд зачатия»);
3) меридиан чжун-май («сосуд освобождения»);
4) меридиан дай-май («сосуд пояса»);
5) меридиан инь-цзяо-май («сосуд ускоритель инь»);
6) меридиан ян-цзяо-май («сосуд ускоритель ян»);
7) меридиан инь-вэй-май («сосуд хранитель инь»);
8) меридиан ян-вэй-май («сосуд хранитель ян»).

 

Особый меридиан ду-майТаким образом, меридианы ду-май, дай-май, ян-цзяо-май и ян-вэй-май являются ян-сосудами; жэнь-май, чжун-май, инь-цзяо-май и инь-вэй-май - инь-меридианами. Старые врачи объясняли значение особых меридианов, указывая, что если двенадцать основных меридианов могут быть уподоблены рекам, то восемь особых меридианов можно сравнить с озерами или морями. Врачи, занимающиеся историческими исследованиями, также отмечали, что в старых книгах содержатся значительные расхождения мнений относительно значимости особых меридианов.


По Бахману, эти восемь особых «сосудов» выполняют функцию регуляторов в случае образования затора в основных меридианах. Они также играют особую роль при лечении хронических болезней, вегетативных нарушений при усталости, нарушений обменных процессов и снятии избыточного физического напряжения.


Со временем первые два из восьми особых меридианов, а именно думай и жэнь-май, стали причислять к двенадцати основным меридианам, увеличив, таким образом, их количество до четырнадцати. Теперь давайте подытожим, что характерно для этих двух особых меридианов.


Меридиан думай относится к ян-меридианам; он идет вдоль позвоночного столба, один конец его находится в области заднего прохода, другой подходит ко рту, упираясь в десны над верхними зубами. Этот меридиан связывает 28 точек поверхности тела.


Меридиан жэнь-май характеризуется как инь-меридиан; он проходит по центральной линии тела через грудь и живот и тянется от десен на верхней челюсти до области заднего прохода.


Если меридиан ду-май относится к ян-меридианам, то жэнь-май - иньский меридиан; оба они проходят по центру тела и подчиняются принципу инь-ян. Считается, что эти меридианы указывают на существенные изменения в случаях дистрофии и вегетативных расстройств.


Меридиан жэнь-май связывает 24 точки, включая некоторые важные точки му (сигнальные точки), которые влияют на меридианы мочевого пузыря, тонкого кишечника, желудка, сердца и легких. Других особых точек у него нет.


В чем ценность этих особых меридианов?

Особый меридиан жэнь-май

 


Мнения китайских авторов по этому вопросу отличаются друг от друга. В «Сборнике по традиционному китайскому искусству врачевания» («Чжун-и-сюэ Кай-лунь»), где лишь поверхностно рассматриваются восемь особых меридианов, отмечается, что переданные по наследству сведения отличаются. В других медицинских трудах меридианы ду-май и жэнь-май чаще не упоминаются, разве что после двенадцати основных меридианов, а об остальных шести особых меридианах либо не говорится вообще, либо их точки относят к «особым каналам вне меридианов».

Однако в работах Чжу Лянь и В.Г. Вогралика упоминаются меридианы ду-май и жэнь-май, но в них не говорится подробно о том, насколько они важны с медицинской точки зрения, и лишь указывается точное расположение этих точек на анатомическом атласе. Если говорить о европейских авторах, то Шамфро описывает особые меридианы на основе трактатов «Су-Вэнь» и «Лин-Шу», в то время как Суле де Моран не упоминает о них вовсе; Бахман, как было отмечено выше, уделяет внимание особым меридианам.


Чжу Лянь и Вогралик, может быть, правы в том, что лишь указывают расположение точек особых меридианов и эффект воздействия на них; однако нам кажется, не стоит упускать из виду, что научное исследование этих меридианов может привести к более значимым или по крайней мере отличным от привычных толкованиям.



Еще материал по данной теме


← все статьи