Бог Египта Уто (Уаджит)




Уто (Уаджит) - богиня в образе кобры

 

Уто (Уаджит) - богиня в образе кобры. Вместе с Нехбет - богиней в образе коршуна - охраняла фараона. Изображения Уто и Небхет в качестве символов власти украшали венец фараона.

 

Богиня Уаджит

 

Несмотря на внешность рептилии, Уаджит считается богиней. Действительно, чаще всего ее изображают в виде кобры. Однако она может принимать и человеческое обличье. Грозная наружность Уаджит оправдана: она - божество- покровитель. Она защищает Нижний Египет и красную корону. Уаджит - приближенная к фараону персона.

 

Уаджит - скромная богиня, она очень редко упоминается в текстах. Тем не менее она была очень важной персоной. На значимость Уаджит в Древнем Египте указывает тот факт, что ее имя вместе с именем богини-грифа Нехбет образовывало вторую часть полного титула фараона («Две Госпожи»).

 

Ее изображения

 

Уаджит, богиня-покровительница Нижнего Египта, могла изображаться как в виде женщины, так и в виде рептилии, но в обоих случаях ее голову обязательно венчала красная корона дешрет. Кроме того, цветом богини часто считался зеленый.

 

Древнеегипетское название папируса, которое также использовалось для обозначения зеленого цвета, звучало как «уаджит». В египетской культуре этот цвет символизировал силу. Вот почему богиню Уаджит называли «зеленая» или «сильная». Этот цвет отличает ее от Урея, другой змеи - создания бога Ра, рожденного из его сияния.

 

Однако не следует путать Уаджит с Уреем или другими божествами! Например, порой она очень похожа на Сехмет, грозную богиню-львицу, потому что принимает то же обличье. Встречаются - хотя это скорее исключение - изображения Уаджит в виде самки сокола или мангуста. Но все же самым знаменитым и распространенным воплощением этой богини остается ядовитая кобра, грозно поднявшаяся в корзине из ивовых прутьев и увенчанная короной дешрет. Интересно, что на некоторых изображениях корзина стоит на стеблях папируса, которые с одного конца погружены в воды Нила. Это отсылка к пейзажам Дельты, откуда родом Уаджит.

 

Мифы об Уаджит

 

Уаджит больше, чем миф - она прежде всего оберегающая сущность. Она защищает как бога Гора, так и фараонов, причем начиная с самых первых египетских династий. Кроме того, Уаджит особо приближена к Ра.

 

В случае Уаджит мифы тесно переплетаются с реальностью. Ведь в Древнем Египте заря истории неотделима от сумерек богов. Из-за этого смешения эпического и исторического жанров очень непросто определить, когда именно появилась Уаджит. Похоже, что богиня-кобра существовала всегда, о чем свидетельствует опасливое почтение, с которым к ней относились.

 

Сложные отношения Уаджит и Ра

 

Мы не можем судить о том, связывали ли Уаджит какие-то родственные узы с другими богами древнеегипетского пантеона. Однако в отдельных случаях тексты называют Уаджит «дочерью Ра». В этом эпитете нет ничего удивительного, ведь все сущее было создано Ра, по крайней мере, если верить теологии, сложившейся в Гелиополе, городе бога солнца.

 

Образ Уаджит менялся в соответствии с принципом отождествления, базовым для религии Египта. Так, ее сблизили с богиней Хатор, но еще больше - с богиней Сехмет, грозной и неукротимой львицей. У Уаджит не только почти не было родственников: у нее также было мало спутников жизни. Однако жители города Имет дали ей сразу двоих супругов: Гора и Мина, бога плодородия и продолжения рода. Мин считался одной из ипостасей, то есть воплощением, бога Амона. И если вспомнить, что Амон отождествлялся с Ра в двуедином божестве Амон-Ра, мы поймем, что Уаджит действительно неразрывно связана с богом солнца, кем бы он ни был - отцом или спутником богини-кобры. В древнеегипетской мифологии все тесно переплетено.

 

Уаджит на севере, Нехбет на юге

 

В Нижнем Египте Уаджит играла в точности ту же роль, что и Нехбет в Верхнем: она была богиней- Покровительницей, воплощением короны страны. Как Уаджит принимала обличье ядовитой змеи, так и богиня Нехбет превращалась в грифа. Родным городом Нехбет был Нехеб в Верхнем Египте, и египтяне называли ее «белой», в честь короны Верхнего Египта. Подобно Уаджит, ее защитное присутствие подразумевается в имени фараона, означавшего «Две Госпожи». Вот почему эти две богини часто изображались рядом. Один из примеров такого изображения - барельеф из пирамиды Усеркафа (первого фараона V династии).

 

Уаджит и первые фараоны

 

Один из мифов, и довольно известных, упоминает об Уаджит: это сказание о детстве Гора. Мы помним, что юный бог-сокол, будущий владыка Египта, чье право на власть оспаривал Сет, долгое время был вынужден скрываться, чтобы спастись от ярости своего коварного дяди, снедаемого завистью. Именно милосердная Уаджит спрятала Гора в болотах Хеммиса. Кстати, традиционно считается, что эти болота были расположены близ Буто, родного города богини-кобры. Защищая Гора, Уаджит тем самым защищала бога, от которого ведут род все династии фараонов. Она охраняла его и в дальнейшем, недаром тексты называют ее «пылающим оком Гора».

 

Также стоит отметить, что в этой части мифа Уаджит отождествляется с богиней Исидой, матерью Гора и правнучкой Ра. Ра, с которым Уаджит была связана так тесно, что ее нередко путали с Уреем, другой змеей, венчающей чело великого бога. В этом случае тексты именуют Уаджит «оком Ра».

 

Уаджит, защитница Гора... и Ра

 

Мифы об Уаджит восходят к самым истокам цивилизации Древнего Египта. В «Текстах пирамид» говорится, что богиня-кобра была не только защитницей красной короны, но также и ее персонификацией, воплощением. То есть получается, что Уаджит и есть красная корона Нижнего Египта!

Важно, что Уаджит связана с легендарной историей фараонов, и в частности, самых первых из них. Она защищает «души Буто», то есть души полумифических правителей Нижнего Египта. Все эти цари были «Горами», как по функции (наследники Осириса, отца Гора), так и по имени: и Гор Мени (Менес), первый «смертный» фараон Египта, и Гор Джосер, первый фараон третьей династии.

 

Уаджит в Египте, лето в Греции

 

Уаджит, как защитницу Гора, спасшую сокола от мести его дяди Сета, можно сравнить с другой богиней, почитавшейся в Древней Греции, — Лето. Мифы гласят, что эта богиня зачала от Зевса близнецов, Артемиду и Аполлона, но вскоре была вынуждена бежать от гнева ревнивой Геры, царственной супруги Зевса. Вместе с новорожденными Лето спряталась на «плавучем острове» Ортигия, известном нам как Делос. Сходство этих историй не могло остаться незамеченным.

 

Культ Уаджит

 

Культ Уаджит ограничивался преимущественно территорией Нижнего Египта, родного края богини, с короной которого она была связана. Места культа Уаджит сосредоточены в дельте Нила. Как и ее «коллега» с юга, богиня Нехбет, Уаджит прежде всего была защитницей фараона, его имени и его корон.

Неудивительно, что большая часть культовых практик в честь богини-кобры была так или иначе связана с царской персоной. История древнего культа Уаджит восходит к началам Древнего царства. Об этом свидетельствует барельеф, найденный в руинах пирамиды Усеркафа, первого фараона V династии. Несмотря на древность изображения, на нем отчетливо видна Уаджит, охраняющая имя правителя. Внизу фараон приказал сделать следующую надпись: «Она приносит жизнь, стабильность, власть, здоровье и радость во все времена». Прекрасный знак признательности правителя своей хранительнице! Ту же благодарность наверняка испытывали все жители дельты Нила.

 

«Крыса Фараона»

 

Египтяне называли мангуста ихневмоном, что переводится как «крыса фараона». Но мы знаем, что этот маленький зверек, который был посвящен богине Уаджит, - отважный убийца змей! Парадокс?

 

Вовсе нет. На самом деле это противоречие лишь на первый взгляд, ведь Уаджит считалась покровительницей фараона, сына Ра. А Ра каждую ночь подвергался нападениям Апопа, змея куда более страшного, нежели богиня-кобра. То есть мангуст символически отождествлялся с бойцом, защищающим солнце.

 

Дельта поклоняется Уаджит

 

Храмы, посвященные Уаджит, были сосредоточены в самой северной части страны. Главное ее святилище располагалось в Буто. Кстати, изначально на месте этого города стояли целых два поселения: Пе и Деп!

 

В Пе жрецы поклонялись Уаджит, тогда как в Депе чествовали Гора, который считался паредром богини-кобры. Глубоко почитали Уаджит и в городе Пи- Рамсесе. Кроме того, Уаджит, судя по всему, играла определенную роль в погребальном культе египтян. И действительно, обитатели Нижнего Египта верили, что Уаджит скрепляет шею умершего. Немаловажная роль, если помнить о том, что для египтян физическая целостность тела после смерти имела огромное значение!

 
На протяжении долгих веков культ Уаджит ограничивался территорией Нижнего Египта, лишь в конце Нового царства и в поздний период богине- кобре стала поклоняться вся страна, включая Верхний Египет.

 

Уаджит и праздники

 

Редкий праздник обходился без этой богини. И самым крупным из всех торжеств в Древнем Египте была, разумеется, коронация фараона. Присутствие Уаджит на церемонии было обязательным. Ведь она - защитница красной короны Нижнего Египта, которой в это мгновение венчает себя будущий правитель! Ей молились, когда великий жрец впервые произносил полное имя нового владыки. Уаджит считалась одной из хранительниц титула «Две Госпожи» (другой была Нехбет), второй части имени царя, так называемого «великого имени». 

 

Уаджит были посвящены и другие праздники, совсем иной природы. Большая часть из них приурочивалась к наводнению. В этих случаях Уаджит отождествляли с Хатор. Паводок Нила символизировал возвращение доброй богини-кормилицы на землю. Все полевые работы прекращались на то время, пока воды реки, несущей драгоценное удобрение, ил, разливались по окрестностям к великому благу следующих урожаев.

 

Уаджит: корона и магия!

 

Обожествление корон фараона (белой и красной) - еще одно, и немаловажное, доказательство могущества, которое египтяне древности приписывали своему правителю. Их чтили, им поклонялись, их берегли! О них ревностно заботился специальный слуга, «страж венца, украшающего царя». Эту должность стремились получить самые знатные придворные вельможи! Она имела и другое название: «личный советник царских уборов», как будто короны и в самом деле были живыми существами.

 

Но еще удивительнее титул «ремесленник двух великих волшебниц». Это выражение напоминает нам о божественных воплощениях царских регалий, го есть о богине Уаджит, красной короне, и о Нехбет, белой. У них было собственное духовенство. Гимны воспевали величие и могущество корон, причем до такой степени, что им даже приписывались победы в некоторых сражениях! Красная корона, несомненно, приносила победу, но лишь благодаря магии Уаджит. По крайней мере, в это верили во времена фараонов.

 

«Две госпожи»

 

Полный титул царя, или «великое имя», как его называли египтяне, с конца Древнего царства состоял из пяти частей, которые не менялись от одного фараона к другому и которые дополнялись пятью именами, выбиравшимися Для каждого правителя во время коронации.

 

«Две Госпожи» это вторая часть титула, которая помещала фараона под покровительство Уаджит и Нехбет, двух богинь и двух госпож.

 

Приведем в качестве примера имя Себекхотепа (в переводе «Себек доволен»), малоизвестного фараона из XIII династии. Его полный титул звучал так: «Гор, Объединивший две земли, Две Госпожи, Вечный славой, Золотой Гор, Души богов, Царь Верхнего и Нижнего Египта, Ра, блистательный жизнью, Сын Ра, Себек доволен».



Еще материал по данной теме


← все статьи