Суббота ее религиозное значение




Суббота в Ветхом Завете и ее религиозное значение

 

В Ветхом Завете мы находим упоминание о субботе как о еженедельном празднике, который отмечался после шести рабочих дней. Проведя этимологический анализ слова «шаббат», мы сможем понять, что означает этот праздник. Это слово мы находим у древних народов Востока, причем с разными значениями.

 

В Ветхом Завете это слово означало, во-первых, «закончить», то есть оставить любую работу, а во-вторых - «покоиться». Для древних евреев каждый праздник являлся шаббатом, ибо в такие дни люди не работали и были освящены Богом.

 

В еврейском слове «шаббат» мы не должны видеть только значение «остановиться» или «покоиться» . Ибо слово «шаббат» может иметь начальное значение: день, который определяет рубеж, разделяющий недели. Это значение исходит из обычной этимологии. Значит, в нашем случае «шаббат» является днем, разделяющим время на недели.

 

Соблюдать субботу следовало следующим образом:

 

Не делать в субботу никаких дел (Исх. 20:10).

Не зажигать огонь в жилищах (Исх. 35:3).

Не приготовлять пищу на огне (Исх. 16:23).

Не выходить из своего места (Исх. 16:29).

Не вносить и не выносить никаких нош из домов (Иер. 17:21-22).

Совершать особую субботнюю жертву (Чис. 28:9-10).

 

Таков был устав субботы. Если человек выполнял эти шесть требований, считалось, что он сохранил субботу от осквернения и чист пред Богом. В наше время никто из тех, кто пытается соблюдать субботу, не в состоянии выполнить все эти требования, и люди ограничиваются только первым правилом - не заниматься каким-либо трудом. Однако не заниматься никаким трудом еще не значит исполнять субботу по закону. Ибо Бог никому не позволил изменять Свой закон, опуская из него некоторые правила. Тот, кто желает блюсти субботу, должен поступать так, как повелел Бог.

 

В отношении происхождения этого праздника также допускаются разные теории, посредством которых хотят показать, что «шаббат» является праздником, заимствованным евреями у вавилонских народов, с которыми они контактировали. Одни исследователи считают, что евреи переняли его от древних племен Востока, другие же утверждают, что лишь после вавилонского плена пророк Езекия ввел празднование субботы.

 

Р. Ди Бокс в своей книге «Установления Ветхого Завета» после рассмотрения в отдельности каждой теории о происхождении субботы приходит к выводу, что шаббат является праздником, древнееврейским по происхождению. Еврейская суббота не связана с вавилонским календарем. Конечно, некоторые древневавилонские тексты рассматривают седьмой, четырнадцатый, двадцать первый и двадцать восьмой день как неблагоприятные по энергетике дни в месяце. Но в общем может и не существовать никакого сходства между еврейской субботой и неблагоприятными вавилонскими днями, ибо суббота была праздником отдыха у евреев. Это дар и повеление богов.

 

Р. Ди Бокс описывает в своей работе неблагоприятные дни, поскольку о них упоминается в вавилонских текстах. В такие дни царь не должен был есть мясо, надевать чистую одежду или менять ее, приносить жертвы богам и пользоваться своей властью.

 

Священник не должен был консультироваться с оракулом, врач не должен был прикасаться к больному; это были дни, когда не исполнялось ни одно желание. Из этого мы можем сделать вывод о том, насколько глубоко различие между неблагоприятным днем и субботой, которая для евреев была днем отдыха, днем поклонения Иегове, а потому днем радости. Также не существует никакой связи между субботой и днем «sappatu» akadian, ибо слово «sappatu» обозначает день в середине месяца - день полнолуния, который считался днем удовлетворения сердец и наиболее благоприятным днем.

Но «sappatu» akadian ничем не показывал, что он является днем отдыха, когда прекращается любая работа. Наоборот, в этот день заключалось много коммерческих контрактов. А в Библии суббота не имеет ничего общего с полнолунием.

 

Еврейская суббота не является шумерской или персидской, поскольку семидневная неделя была чужда этим народам. Вавилонская неделя состояла из пяти дней. Существует также немало археологических материалов, подтверждающих тот факт, что суббота не была известна Древней Персии, Египту или Индии.

 

При ознакомлении с табличками контрактов становится понятно, что дни, называемые «sabbatum», не являлись днями прекращения работы. Контракты, заключенные в Мари (Tel al Harari), показывают, что существовал определенный период работ, которые не прекращались и в седьмой день. Почитание Бога и работа были едины в одном целостном течении жизни, они были освящены религией. Жизнь человека должна была соответствовать воле Божией и быть освященной ею. В основе Закона лежало то, что Господь является Богом этой страны и поэтому жизнь его народа должна определяться Его заветами и святостью.

 

Чтобы понять четвертую заповедь, данную Богом на Синае, мы должны знать, что слово «суббота» происходит от еврейского «шаббат», что означает «покой». На еврейском языке четвертая заповедь звучит так: «Помни день покоя... шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой - день покоя - Господу Богу твоему...» (Исх. 20:8-10).

 

Четвертая заповедь - заповедь труда и отдыха. Она напоминает нам о том, что надо шесть дней работать, а также иметь один день отдыха в неделю. Эта заповедь дана на благо человека, его семьи и всего человеческого общества. Отдых нужен не только телу рабочего человека, но и скоту после шести дней работы. Эта заповедь обязывает каждого трудоспособного человека трудиться, не быть тунеядцем. Но человеку нужен не только труд, но и отдых для тела и души, и потому Бог устанавливает шесть дней труда и один день отдыха. Но этот день принадлежит Ему, он посвящен именно Ему, а не безделью.

 

Еженедельная суббота, как день покоя, была обязательна не только для евреев, но и для всех людей, проживающих на территории, занятой народом израильским (Исх. 20:8-11). Ослушание каралось смертью (Исх. 31:13-15).

 

Кроме субботы, Господом для народа израильского были определены семь ежегодных праздников, также являющихся днями покоя:

 

2. Пасха;

3. Праздник опресноков;

4. Праздник первых плодов;

5. Праздник потрясания снопов;

6. Праздник труб;

7. День очищения (в который, подобно субботе, под страхом смерти запрещалось заниматься какими бы то ни было делами);

8. Праздник кущей (Исх. 23.14-17; Лев. 23).

9. Заметим, что праздники первых плодов, потрясания снопов и кущей были установлены в те времена, когда народ израильский начал оседлую жизнь (Лев. 23:10).

 

Заповедь Закона Божьего свято повелевает проводить праздничное время, не предаваясь греховным удовольствиям, но всецело посвящая свободное время служению Господу словом, делом, достойным поведением и всем существом. И в исполнении этого также проявляется доверие Господу. Многие люди посвящают все семь дней недели только себе, трудясь в поте лица, но не испытывая при этом никакого благоговения. Талмуд, подчеркивая экстраординарную важность этой заповеди, говорит о том, что исполняющий ее как бы исполняет весь Закон, а отвергающий ее весь Закон тем самым отрицает, отрицает факт сотворения мира, власть Творца над всем, само существование Бога.

 

То же можно сказать и в отношении праздников. Их соблюдение было свидетельством памяти народа Израиля об истории спасения, в ходе которой Господь призвал его как Свой народ, и принятием того факта, что от Него зависит само существование Израиля; тем самым Израиль посвящал всю свою общественную жизнь Богу.

 

Праздники и были установлены Богом, а не людьми, покоились на Его авторитете. Любой священник будет утверждать, что только Господь обладает могуществом вводить и учреждать праздники. Ни в Ветхом, ни в Новом Завете нет упоминаний о том, что Бог давал когда-либо людям полномочия определять и вводить праздники. И поэтому праздники предназначались для прославления Господа и закрепления веры.

 

В книге «Левит» мы читаем: «И объявил Моисей сынам Израилевым о праздниках Господних» (Лев. 23:44). Таков был первоначальный истинный характер этих праздников. Но в Евангелии от Иоанна (7:2) они названы «праздниками Иудейскими». Эти праздники давно уже перестали быть праздниками Иеговы, и в этом заключается серьезное поучение для нас. Правила седьмого года распространялись на рабов из числа евреев (Исх. 21:1-11; Лев. 25; Втор. 15:12-18). По Закону, рабом становился еврей за неуплату долга (Лев. 25:39) и вор, который, будучи пойманным, был не в состоянии заплатить за похищенное (Исх. 22:3). В данном случае под седьмым понимался не субботний год, а седьмой с момента продажи. При отпущении раба на свободу хозяин должен был обеспечить его всем необходимым для свободной жизни (Втор. 15:13-14,18).

Если еврей попадал в рабство вместе с женою, то и освобождение распространялось на них обоих. В случае же, если жена была дарована ему господином уже во время рабства, то освобождение касалось лично его, а семья должна была остаться в собственности господина (Исх. 21:3-4). Раб имел право остаться у господина. В таком случае господин должен был в присутствии судей совершить особую процедуру, по совершении которой пожелавший остаться раб попадал в вечное рабство (там же, ст. 5-6). Это «вечное рабство» продолжалось до юбилейного пятидесятого года (Лев. 25:10, 40-41).

 

Суббота - день поклонения в иудаизме

 

Происхождение субботы мы должны искать только в легендах и религии израильского народа. Существует давний теологический спор о праздновании субботы во времена патриархов. Ответ мы можем найти в Быт. 2:3-4, где написано, что Бог, завершив свою работу, благословил седьмой день, потому что в этот день Он планировал отдохнуть. Однако нет четкого божественного указания того, что человеку необходимо праздновать этот день. Седьмой день в творении означает не что иное, как день, в который Бог приостановил дела Свои, отдохнул и полюбовался творением своих рук. Можно рассмотреть иной смысл слова «шаббат» - Бог перестал творить. Значит, день покоя Бога не обязательно должен следовать человеческому, но существует только некоторое сходство между ними.

 

В патриархальном периоде нет конкретных упоминаний о дне покоя - о субботе. Как термин семь дней упомянуты в Быт. 8:12, где Ной разделяет время на семь дней, чтобы отпустить голубя. Также неделя упомянута Лаваном в расчете времени Иакову, но ничего не говорится о дне отдыха в этой неделе.

 

Бог дал завет Аврааму, и знаком этого завета была вовсе не суббота, а обрезание, заслугой же Авраама перед Богом была его искренняя вера. В данном тексте можно заметить, что в этом периоде не упоминается о седьмом дне или о другом дне отдыха и поклонения. Также Иов не праздновал и субботу, однако существуют упоминания о том, что его дети отмечали свои праздники.

 

Значит, недельная суббота, являющаяся днем, заповеданным Богом в Законе, предназначается исключительно для народа израильского (Исх. 20:8; 31:13-17). В главе 31-й в Исходе говорится, что дети Израиля должны соблюдать субботу, и это является договором между ними и Богом.

 

Суббота имела и имеет огромное религиозное значение для израильтян, ибо этот день освящен в отношениях Бога с израильтянами. Суббота была частью Завета: это день, посвященный Иегове, дань времени, как и жертвы от скота и первые плоды. Также суббота играла и социальную роль в жизни израильского народа, с ней связан установленный день отдыха, что показано во Втор. 5:14. Здесь видна человеческая необходимость в выходном, а именно в субботе, которая признается и Господом Иисусом: суббота была создана для человека, а не человек для субботы.

 

Суббота стала национальным еврейским праздником, напоминая людям о рабстве, из которого они были освобождены (Втор. 5:15). Нарушение закона в отношении субботы каралось очень жестоко - смертным приговором.



Еще материал по данной теме


← все статьи