-
31.07.2018
Под склоном Кленовой горы разлилось большое озеро с прозрачной и холодной водой. Здешние места необычайно красивы и безлюдны, ведь озеро Конан-Ер местные жители предпочитают обходить стороной.
-
20.04.2017
"Экстрасенс увидел марсиан" из материалов ЦРУ
На сайте ЦРУ среди рассекреченных в последние годы материалов есть один загадочный документ. Он представлен под странным заголовком «Исследование Марса: 22 мая 1984 года».
-
19.04.2017
Предсказавший победу Трампа экстрасенс сообщил, когда начнется Третья мировая
По его мнению, «крайне взрывоопасный» период продержится до октября 2017 года
-
23.01.2017
Ученые открыли новый способ лечения аутизма
Ученые предупреждают, что самовольная пересадка бактерий может привести к нежелательным последствиям.
-
12.01.2017
Каким будет 2017-й для представителей разных знаков зодиака
Каким будет 2017-й для представителей разных знаков зодиака.
- архив новостей →
Стимул-реакция
Стимул-реакция
По законам эзотерического знания мы приберегли напоследок самую сокровенную тайну китайского оккультизма. Но прежде обратимся к древним китайским памятникам:
Инь Чжун-кань однажды спросил монаха Ши Хуэй- юаня: «Что есть сущность Книги Перемен?» Хуэй-юань ответил: «Сущность Книги Перемен есть стимул-реакция».
«Когда на западе Бронзовые горы рушатся (стимул), - продолжил Инь, - а священный колокол (бронзовый) откликается (реакция), не есть ли это согласно принципам Книги Перемен?» Хуэй-юань улыбнулся, ничего не ответив.
«Новое изложение рассказанного в миру».
Гл. IV. №61
Буддийский мэтр и знаток даосизма Ши Хуэй- юань (334-416) сообща с Инь Чжун-канем (ум. 400), правителем области и приверженцем влиятельной даосской секты Небесных наставников, обозначил некий принцип (стимул-реакция) взаимодействия сходных объектов (Бронзовая гора и бронзовый колокол), освященный авторитетом «И цзина».
Механизм этого взаимодействия уточняет следующий краткий эпизод, переносящий нас в сферу музыки:
...Лу Цзюй настроил пару гуслей-сэ: одни положил в главной зале, другие - в боковой. Тронул струну, настроенную на высоту тона гун одних гуслей, и откликнулся гун других, тронул тон цзюэ одних, и откликнулся цзюэ других.
«Чжуан-цзы». Гл. 23
Несколько пояснений по поводу приведенного сюжета. Гун и цзюэ - два из пяти тонов музыкальной пентатонической системы Китая. Гусли сэ - древний и наиболее популярный инструмент из категории щипковых. Найденные в Мавандуе гусли представляют собой прямоугольную доску-резонатор размером 116 х 40 см, слегка выпуклую. 25 шелковых струн закреплены на разделительной планке в верхней части доски; внизу доски находятся одна планка с отверстиями для 7 и две планки с отверстиями для 9 струн каждая, а также четыре колка для подтягивания струн. Как и любой музыкальный инструмент, гусли сэ в представлении китайцев являются органическим элементом наподобие Неба, Земли, звезд, Солнца, Луны, воды и т.д. единого микро/макрокосма, или Миробытия. Кстати, колокол из предыдущего эпизода в системе китайских представлений соотносится с Землей (дополнительный коррелят: металл - земля) и служит превосходным резонатором земных процессов.
Вообще говоря, в китайском древнем понимании музыка - чрезвычайно широкое синкретическое многозначное понятие: это собственно музыка, а также танец, поэзия и другие виды искусства; это и эстетическая составляющая социального миропорядка, концентрированно выраженного в конфуцианском ритуале ли; это и магическое средство воздействия на мировые силы и божества; это и гармонизирующий принцип микро/макрокосма, организованного по законам звукоряда, созвучия, резонанса. Неудивительно, что сам принцип принято в современной синологии называть резонанс, акустический или космический резонанс.
Впрочем, нет недостатка и в вариантах: стимул - реакция, призыв - отклик и т.д. Производный от этого принципа способ мышления обычно именуют координирующим, ассоциативным, коррелятивным или ассоциативно-коррелятивным; со своей стороны присоединим еще одно определение - симпатический. Собственно китайская традиция относительно позднего времени отчетливо рефлектирует на этот способ мышления, но мы обратимся к древней магии, мерцающей неярким, но негасимым светом из глубины веков и определяющей исходные параметры китайской цивилизации.
Суть состоит в том, что китайские традиционные науки и практики, или оккультизм, подчиняются иной логике и законам, нежели современная наука, сформировавшаяся в Европе в результате научной революции XV-XVII вв. Взамен концепции причинности мир магии устроен по принципу подобия. В магическом восприятии микро/макро- косм пронизан связями по признаку сходства, идентичности, а сам магический акт по закону симпатии, выведенному сэром Джеймсом Фрэзером, предполагает воздействие подобного на подобное (гомеопатическая, контактная и другие виды магии). Фигура мага-медиума, впадающего в экстатическое состояние ради вживания, воплощения в объект магического акта (будь то люди, звери-тотемы, природные или нуминозные силы, души умерших и т. д.), по сути персонифицирует, олицетворяет все тот же закон уподобления в предельном его выражении. Безусловно, мы имеем дело с наиболее примитивной, протологической, внеказуальной (вне причинно-следственных связей) формой сознания, но не будем спешить с окончательным категорическим выводом: мышление по подобию не только не преодолено, но едва ли не преобладает в обыденном сознании современника, даже, казалось бы, далекого от магии («Мир держится на подобии».- В. Пелевин. Generation «П».).
Однако вернемся на два тысячелетия в прошлое Китая. В процессе рационализации примитивных представлений к началу нашей эры сложилась универсальная теория ассоциативно-коррелятивных связей, или - в китайской терминологии - гань-ин, т.е. стимул - реакция. В каноническом памятнике китайской алхимии «Цань тун ли» («О единении триады»), приписываемом Вэй Бо-яну и датируемом II в. н. э. (или многим позже), эта теория изложена наиболее образно и доходчиво:
...Если ты хочешь, приняв снадобье, стать бессмертным, будь согласен с учением о сродстве видов. Ростки проса непременно дадут просо, а чтобы подманить курицу, используют цыплят. Используя принцип видов, можно помочь природе, а когда вещи готовы, то по их образцам легко лепить и выплавлять. Но разве получится жемчужина из рыбьего глаза? Ведь из полыни не вырастет крапивное дерево. Близкие роды следуют друг за другом, а из разнородных вещей не выйдет сокровища. Вот почему у ласточек и воробьев не рождаются фениксы, а у лис и зайцев не бывает жеребят. Вода не устремляется вверх, а огонь не стекает вниз.
Перевод Е. А. Торчинова
Отрывок содержит краткую, но четкую экспликацию ассоциативно-коррелятивной теории, включающей представление о резонирующем воздействии подобного на подобное, подходы и обоснование классификации бесконечного многообразия микро/макрокосма по принципу подобия на «сродственные виды» - тун лэй и, наконец, легкую аллюзию на Пять периодических элементов как основной классификатор, своими свойствами конструирующий коррелятивные ряды всей системы. В результате смутные интуитивные предвидения приобрели вид строгой упорядоченной теории в статусе окончательной непререкаемой истины.
В коррелятивных рядах, ведущих отсчет от Пяти периодических элементов, насчитывается более ста позиций, но мы приводим только те, которые в наибольшей степени причастны к традиционным наукам и практикам (см. табл. Система корреляций 1,2,3).
* * *
Обратим особое внимание на позицию чисел в коррелятивных рядах. Собственно, число как универсальный классификатор первично по отношению к периодическим элементам, а их сакрально-магическая функция восходит к истокам китайской цивилизации и все еще определяет роль числовой символики в мышлении китайцев. Помимо пятерицы (и, судя по всему, прежде нее) универсальным классификатором служат двоичная (Небо-Ян-Земля-Инь), троичная (Небо- Земля-Человек) и производные от них матрицы. Особое значение числа в китайской культуре и, разумеется, в традиционных науках и практиках происходит от ассоциативно-коррелятивного мышления, помноженного на китайскую страсть к классификациям, оно усилено участием в мантических процедурах «И цзина» (сплошная линия Ян обозначена цифрой 9, а прерывистая Инь - 6) и, наконец, окончательно оформлено и закреплено в тщательно разработанной и детализированной нумерологии эпохи Сун (960 -1279).
Система корреляций 1
Элементы | Стороны света | Сезоны | Музыкальные ноты | Ветви (двенадцатеричные циклические знаки) и животные соответствия | Числа | Духи-хранители сторон света | Созвездия |
Дерево | Восток | Весна | Цзяо | Инь мао (тигр, заяц) | 8 | Зеленый дракон | 1-7 |
Огонь | Юг | Лето | Чжи | У сы (лошадь, заяц) | 7 | Красная птица | 22-28 |
Земля | Центр | (иногда 6-й месяц) | Гун | Сюй чоу (собака, бык), вэй чэнь (баран, дракон) | 5 | Желтый дракон | - |
Металл | Запад | Осень | Шан | У шэнь (петух и обезьяна) | 9 | Белый тигр | 15-21 |
Вода | Север | Зима | Юй | Хай цзы (кабан и крыса) | 6 | Черный воин | 8-14 |
Система корреляций 2
Элементы | Инь-Ян | Разделы традиционной медицины | Классы животного мира | Человеческие психофизические функции | Внутренности |
Дерево | Меньший Ян | Фармакотерапия | Чешуйчатые (рыбы) | Поведение | Селезенка |
Огонь | Больший Ян | Прижигание | Покрытые перьями (птицы) | Зрение | Легкие |
Земля | Полный баланс | Укалывание каменными иглами (сколами камней) | Голые (люди) | Мысль | Сердце |
Металл | Больший Инь | Акупунктура | Покрытые шерстью (млекопитающие) | Речь | Почки |
Вода | Меньший Инь | Психофизические практики (предшественники цигун и ушу) | Панцирные (беспозвоночные) | Слух | Печенка |
Система корреляций 3
Элементы | Инь-Ян | Разделы традиционной медицины | Классы животного мира | Человеческие психофизические функции | Внутренности |
Дерево | Меньший Ян | Фармакотерапия | Чешуйчатые (рыбы) | Поведение | Селезенка |
Огонь | Больший Ян | Прижигание | Покрытые перьями (птицы) | Зрение | Легкие |
Земля | Полный баланс | Укалывание каменными иглами (сколами камней) | Голые (люди) | Мысль | Сердце |
Металл | Больший Инь | Акупунктура | Покрытые шерстью (млекопитающие) | Речь | Почки |
Вода | Меньший Инь | Психофизические практики (предшественники цигун и ушу) | Панцирные (беспозвоночные) | Слух | Печенка |
Еще материал по данной теме