Стимул-реакция




Стимул-реакция

 

По законам эзотерического знания мы приберегли напоследок самую сокровенную тайну китайского оккультизма. Но прежде обратимся к древним китайским памятникам:

 

Инь Чжун-кань однажды спросил монаха Ши Хуэй- юаня: «Что есть сущность Книги Перемен?» Хуэй-юань ответил: «Сущность Книги Перемен есть стимул-реакция».

 

«Когда на западе Бронзовые горы рушатся (стимул), - продолжил Инь, - а священный колокол (бронзовый) откликается (реакция), не есть ли это согласно принципам Книги Перемен?» Хуэй-юань улыбнулся, ничего не ответив.

 

«Новое изложение рассказанного в миру».

Гл. IV. №61

 

Буддийский мэтр и знаток даосизма Ши Хуэй- юань (334-416) сообща с Инь Чжун-канем (ум. 400), правителем области и приверженцем влиятельной даосской секты Небесных наставников, обозначил некий принцип (стимул-реакция) взаимодействия сходных объектов (Бронзовая гора и бронзовый колокол), освященный авторитетом «И цзина».

 

Механизм этого взаимодействия уточняет следующий краткий эпизод, переносящий нас в сферу музыки:

 

...Лу Цзюй настроил пару гуслей-сэ: одни положил в главной зале, другие - в боковой. Тронул струну, настроенную на высоту тона гун одних гуслей, и откликнулся гун других, тронул тон цзюэ одних, и откликнулся цзюэ других.

«Чжуан-цзы». Гл. 23

 

Несколько пояснений по поводу приведенного сюжета. Гун и цзюэ - два из пяти тонов музыкальной пентатонической системы Китая. Гусли сэ - древний и наиболее популярный инструмент из категории щипковых. Найденные в Мавандуе гусли представляют собой прямоугольную доску-резонатор размером 116 х 40 см, слегка выпуклую. 25 шелковых струн закреплены на разделительной планке в верхней части доски; внизу доски находятся одна планка с отверстиями для 7 и две планки с отверстиями для 9 струн каждая, а также четыре колка для подтягивания струн. Как и любой музыкальный инструмент, гусли сэ в представлении китайцев являются органическим элементом наподобие Неба, Земли, звезд, Солнца, Луны, воды и т.д. единого микро/макрокосма, или Миробытия. Кстати, колокол из предыдущего эпизода в системе китайских представлений соотносится с Землей (дополнительный коррелят: металл - земля) и служит превосходным резонатором земных процессов.

 

Вообще говоря, в китайском древнем понимании музыка - чрезвычайно широкое синкретическое многозначное понятие: это собственно музыка, а также танец, поэзия и другие виды искусства; это и эстетическая составляющая социального миропорядка, концентрированно выраженного в конфуцианском ритуале ли; это и магическое средство воздействия на мировые силы и божества; это и гармонизирующий принцип микро/макрокосма, организованного по законам звукоряда, созвучия, резонанса. Неудивительно, что сам принцип принято в современной синологии называть резонанс, акустический или космический резонанс.

 

Впрочем, нет недостатка и в вариантах: стимул - реакция, призыв - отклик и т.д. Производный от этого принципа способ мышления обычно именуют координирующим, ассоциативным, коррелятивным или ассоциативно-коррелятивным; со своей стороны присоединим еще одно определение - симпатический. Собственно китайская традиция относительно позднего времени отчетливо рефлектирует на этот способ мышления, но мы обратимся к древней магии, мерцающей неярким, но негасимым светом из глубины веков и определяющей исходные параметры китайской цивилизации.

 

Суть состоит в том, что китайские традиционные науки и практики, или оккультизм, подчиняются иной логике и законам, нежели современная наука, сформировавшаяся в Европе в результате научной революции XV-XVII вв. Взамен концепции причинности мир магии устроен по принципу подобия. В магическом восприятии микро/макро- косм пронизан связями по признаку сходства, идентичности, а сам магический акт по закону симпатии, выведенному сэром Джеймсом Фрэзером, предполагает воздействие подобного на подобное (гомеопатическая, контактная и другие виды магии). Фигура мага-медиума, впадающего в экстатическое состояние ради вживания, воплощения в объект магического акта (будь то люди, звери-тотемы, природные или нуминозные силы, души умерших и т. д.), по сути персонифицирует, олицетворяет все тот же закон уподобления в предельном его выражении. Безусловно, мы имеем дело с наиболее примитивной, протологической, внеказуальной (вне причинно-следственных связей) формой сознания, но не будем спешить с окончательным категорическим выводом: мышление по подобию не только не преодолено, но едва ли не преобладает в обыденном сознании современника, даже, казалось бы, далекого от магии («Мир держится на подобии».- В. Пелевин. Generation «П».).

 

Однако вернемся на два тысячелетия в прошлое Китая. В процессе рационализации примитивных представлений к началу нашей эры сложилась универсальная теория ассоциативно-коррелятивных связей, или - в китайской терминологии - гань-ин, т.е. стимул - реакция. В каноническом памятнике китайской алхимии «Цань тун ли» («О единении триады»), приписываемом Вэй Бо-яну и датируемом II в. н. э. (или многим позже), эта теория изложена наиболее образно и доходчиво:

 

...Если ты хочешь, приняв снадобье, стать бессмертным, будь согласен с учением о сродстве видов. Ростки проса непременно дадут просо, а чтобы подманить курицу, используют цыплят. Используя принцип видов, можно помочь природе, а когда вещи готовы, то по их образцам легко лепить и выплавлять. Но разве получится жемчужина из рыбьего глаза? Ведь из полыни не вырастет крапивное дерево. Близкие роды следуют друг за другом, а из разнородных вещей не выйдет сокровища. Вот почему у ласточек и воробьев не рождаются фениксы, а у лис и зайцев не бывает жеребят. Вода не устремляется вверх, а огонь не стекает вниз.

Перевод Е. А. Торчинова

 

Отрывок содержит краткую, но четкую экспликацию ассоциативно-коррелятивной теории, включающей представление о резонирующем воздействии подобного на подобное, подходы и обоснование классификации бесконечного многообразия микро/макрокосма по принципу подобия на «сродственные виды» - тун лэй и, наконец, легкую аллюзию на Пять периодических элементов как основной классификатор, своими свойствами конструирующий коррелятивные ряды всей системы. В результате смутные интуитивные предвидения приобрели вид строгой упорядоченной теории в статусе окончательной непререкаемой истины.

 

В коррелятивных рядах, ведущих отсчет от Пяти периодических элементов, насчитывается более ста позиций, но мы приводим только те, которые в наибольшей степени причастны к традиционным наукам и практикам (см. табл. Система корреляций 1,2,3).

 

* * *

Обратим особое внимание на позицию чисел в коррелятивных рядах. Собственно, число как универсальный классификатор первично по отношению к периодическим элементам, а их сакрально-магическая функция восходит к истокам китайской цивилизации и все еще определяет роль числовой символики в мышлении китайцев. Помимо пятерицы (и, судя по всему, прежде нее) универсальным классификатором служат двоичная (Небо-Ян-Земля-Инь), троичная (Небо- Земля-Человек) и производные от них матрицы. Особое значение числа в китайской культуре и, разумеется, в традиционных науках и практиках происходит от ассоциативно-коррелятивного мышления, помноженного на китайскую страсть к классификациям, оно усилено участием в мантических процедурах «И цзина» (сплошная линия Ян обозначена цифрой 9, а прерывистая Инь - 6) и, наконец, окончательно оформлено и закреплено в тщательно разработанной и детализированной нумерологии эпохи Сун (960 -1279).

Система корреляций 1

   


Элементы


Стороны света


Сезоны 


Музыкальные ноты

 Ветви (двенадцатеричные циклические знаки) и животные соответствия 


Числа

Духи-хранители сторон света  


Созвездия

Дерево Восток ВеснаЦзяоИнь мао (тигр, заяц) 8Зеленый дракон   1-7
Огонь ЮгЛетоЧжи  У сы (лошадь, заяц)       7Красная птица22-28
ЗемляЦентр(иногда 6-й месяц)  Гун  

Сюй чоу (собака, бык),

вэй чэнь (баран, дракон)  

5Желтый дракон    

-

Металл Запад Осень ШанУ шэнь (петух и обезьяна)  9Белый тигр  15-21
Вода Север Зима ЮйХай цзы (кабан и крыса)   6Черный воин  8-14

                       

Система корреляций 2

   


Элементы   


Инь-Ян

Разделы

традиционной

медицины   

Классы

животного мира 

Человеческие

психофизические

функции 


Внутренности

ДеревоМеньший Ян Фармакотерапия Чешуйчатые (рыбы)Поведение Селезенка


Огонь 


Больший Ян


Прижигание 


Покрытые перьями

(птицы)     



Зрение


Легкие


Земля


Полный баланс

Укалывание

каменными иглами

(сколами камней)


Голые (люди)


Мысль 


Сердце


Металл


Больший Инь


Акупунктура


Покрытые шерстью

(млекопитающие)



Речь 


Почки


Вода 


Меньший Инь

Психофизические

практики

(предшественники

цигун и ушу)   


Панцирные

(беспозвоночные)  


Слух


Печенка


Система корреляций 3

 


Элементы


Инь-Ян

Разделы

традиционной

медицины

Классы

животного мира

Человеческие

психофизические

функции 


Внутренности

ДеревоМеньший ЯнФармакотерапияЧешуйчатые (рыбы)Поведение Селезенка


Огонь


Больший Ян 


Прижигание


Покрытые перьями

(птицы)



Зрение


Легкие


Земля 


Полный баланс

Укалывание

каменными иглами

(сколами камней)  

Голые (люди)Мысль Сердце


Металл 


Больший Инь 


Акупунктура


Покрытые шерстью

(млекопитающие)



Речь


Почки


Вода


Меньший Инь

Психофизические

практики

(предшественники

цигун и ушу)


Панцирные

(беспозвоночные) 


Слух


Печенка

  



Еще материал по данной теме


← все статьи