Старшие арканы таро




Старшие арканы таро

 

Внимание любителей тайных знаний всегда привлекал Старший Аркан. В оккультном смысле он воплощал схему отношений Вселенной, Бога и человека, или схему ментального, астрального и физического плана бытия. Очевидно, какими-то древними мудрецами делалась попытка представить картину мира в развитии и изменении, не в статичном, а в динамичном виде.

 

Что касается человека, то тройственная структура Старшего Аркана пытается охватить всю его индивидуальность. Рассмотрим, как понималась личность в древние времена.

 

Первые семь карт относятся к интеллекту:

 

I - маг (воля),

II - жрица (знание),

III - императрица (инициатива),

IV - император (авторитет),

V - иерофант (вдохновение),  

VI - влюбленные (выбор),

VII - колесница (победа).

 

Вторые семь характеризуют нравственность:

 

VIII - сила (нравственная сила),

IX - отшельник (благоразумие),

X - колесо Фортуны (удача),

XI - правосудие (справедливость),

XII - повешенный (жертвенность),

XIII - смерть (смерть),

XIV - время (умеренность).

 

А третьи семь определяют события жизни:

 

XV - дьявол (фатум, рок),

XVI - башня (богадельня, разрушение),

XVII - звезда (надежда),

XVIII - луна (неудача),

XIX - солнце (благополучие),

XX - cтрашный суд (возрождение),

XXI - мир (награда).

 

Нулевая карта - сумасшедший - означает просто человека со всеми его слабостями и недостатками.

 

Авторство Таро традиционно приписывается полумифическому основоположнику оккультных наук Гермесу Трисмегисту (титул его означает Трижды Величайший, а имя заимствовано у греческого бога Гермеса, аналогом которого считается древнеегипетский Тот - покровитель тайных знаний).

 

Считается, что Таро (одни из вариантов происхождения названия - египетское «Та - га - h» - «Дорога Королей») изначально представлял собой иероглифическую Книгу Тота. Сохранилось предание, что во времена Рамзеса II символы Таро были представлены на золотых пластинах. Высказывалось предположение, что глиняные варианты этой древней книги вместе с другими сокровищами могли погибнуть при пожаре Александрийской библиотеки. Так оно и могло быть, ведь при археологических раскопках нередко находили кожаные карты. С XIV века картонная колода Таро уже широко известна под названием «Цыганское Таро».

 

Итак, игра, гадательная система или система таинственных знаний и представлений древности? Вероятнее всего, и то, и другое, и третье. Современный Таро явно синтетичен, что особенно видно по картам Старшего Аркана. Правда, надо учитывать, что исследователи рассматривают варианты колоды Таро, изготовленные уже в Европе XVII века и позже. И хотя при этом использовались, очевидно, какие-то образцы, описания, все же следует допустить, что каких-то искажений по сравнению с древнейшими избежать не удалось.

 

Синтетичность современного Таро (особенно XIX и XX веков) проявляется в сочетании символики различных мифологий (а значит, и времен) - египетской, античной, библейской. Так, у «жрицы» (другое название «палесса») головной убор богини Изиды - рога и луна между ними, но в руках у нее свиток Торы, в котором изложено древнеиудейское учение, и сидит она между колоннами I (Jakin - солнце) и В (Bohaz - луна). Колесница, запряженная черным и белым сфинксами, явно принадлежит периодически воскресающему богу Озирису. Трон «императрицы» украшен символом Венеры. «Правосудие» - это известная и поныне Фемида. «Дьявол» раннего варианта назывался «Тифоном» (сын Земли и Тартара). «Башня», разрушенная молнией (другое название «богадельня»), видимо, намек на Вавилон. «Суд» изображен в христианской традиции Страшного суда - с трубящим ангелом и мертвыми, восставшими из гробниц. Туз кубков из Младшего Аркана - это потир, чаша для причащения, имеющая явную связь со средневековой Чашей Святого Грааля.

 

Таро - это как бы конспект, дающий на символическом языке ключ к «герметическим» наукам - магии, алхимии, астрологии и каббале.

 

Вот карта Старшего Аркана - «Колесо Фортуны». Колесо судьбы увлекает наверх собакоголового гения добра Германубиса и низвергает вниз змееподобного гения зла Тифона. На колесе четыре латинские буквы TARO и четыре древнееврейские - Йод, Тхей, Вау, Тхей - соответственно I, Н, V, Н. Так пишется имя Иеговы - краеугольный камень Каббалы. Главным тезисом этого учения является утверждение, что все в мире состоит из Божественного Имени, то есть из четырех начал: активного (I), пассивного (Н), уравновешенного (V) и результативного (Н). Это так называемая символическая тетрада. Указанные четыре начала изображены по углам карты в виде льва, человека, орла и быка. Кстати, в образе сфинкса, находящегося на колесе, соединяются львиные лапы, человеческая голова, орлиные крылья и туловище быка. В алхимии этим четырем началам соответствуют символы четырех веществ - ртути, серы, азота и соли (они тоже изображены внутри колеса). В магии - четыре класса элементарных духов: эльфы (саламандры) - духа огня; ундины (сирены, русалки) - духи воды; сильфы - духи воздуха; гномы - духи земли. Вспомним также астрологические четыре времени года, географические четыре стороны света, а также христианские четыре Евангелия, и наконец, четыре масти Младшего Аркана. Все это вместе наглядно иллюстрирует Великий метод аналогий Гермеса Трисмегиста: «То, что внизу, подобно тому, что наверху». Иными словами, согласно представлению древних о том, что все в мире аналогично, то есть подчинено единому закону.

 

Таро обобщает символическую систему герметизма. Как удачно выразился небезызвестный исследователь оккультизма П. Д. Успенский, «Таро по отношению к метафизике представляет то самое, чем являются счеты по отношению к арифметике».

 

Каждой карте соответствует цифра, буква еврейского (иногда и санкритского) алфавита, знак планеты, зодиакального созвездия, символ вещества.

 

Квадрат четырех мастей Младшего Аркана тоже представляет собой тетраду. Масти означают - предприятия (посохи), любовь (кубки), борьбу (мечи) и деньги (пентакли). Соответственно разделяются и фигурные карты: (король) - отец, королева (дама) - мать, (рыцарь) - посредник, паж (валет) - ребенок. Чистые карты можно геометрически представить цепочкой квадратов, в которых туз - активность, двойка - пассивность, тройка - равновесие, четверка - результат и одновременно новая активность, то есть начало нового квадрата с той же последовательностью характеристик.

 

Как видим, колода Таро в различных комбинациях символических значений карт является попыткой представить полную психологическую и событийную картину жизни человека. На этом и основывается ее применение для гадания.

 

С изобретением печатных станков Таро становится очень популярным. Особый интерес вызывают его прорицательные свойства.

 

О гадалках и гадателях существует масса легенд и сплетен. Например, говорят, что знаменитая Селина Ленорман как-то предсказала при помощи карт императорскую корону корсиканскому офицеру по фамилии Бонапарт. Придя к власти, Наполеон не забыл удачливую прорицательницу: он презентовал ей миллион франков, и она стала личной гадалкой императрицы Жозефины. И предсказала ей не только развод с Наполеоном, но даже поражение французской армии в России. Однако Наполеон вместо того, чтобы прислушаться к гаданию, изгнал мадемуазель Ленорман из Парижа. Чем, кстати, не изменил своей участи. Кстати сказать, гадала девица Ленорман при помощи самых заурядных карт, которые мы зовем игральными.

 

Есть несколько вариантов карт Таро, но способов гадания много больше. Так, французский оккультист XVIII века Эттейла разработал целую систему «прорицательных» значений карт (не всегда совпадающих с оккультивными), которой любители пользуются и по сей день. Его фантазии принадлежат и основные методы карточных гаданий, кстати, довольно сложные и громоздкие. Как правило, отдельно раскладываются карты Младшего Аркана, рассказывающие о предстоящих в жизни клиента событиях, а с помощью карт Старшего Аркана выясняются факторы, от которых проистекают предполагаемые события.

 

Таро изучали в XIX и XX веках десятки оккультистов. Многие тома, посвященные геометрическим наукам, строятся на анализе символов Старшего Аркана. В 1910 году д-р Артур Эдуард Уэйт издал в Англии книгу «Ключ к Таро», рисунки к ней выполнила художница Памела Колмен Смит. Это издание Таро стало очень популярным и даже получило название Дорожной колоды. Она отличается от других тем, что числовые карты (Младший Аркан) в них также рисованные.

 

Например, тройка мечей (несовместимость) изображается в виде сердца, пронзенного тремя мечами, восьмерка мечей (кризис) - женской фигуры, опутанной веревками, двойка кубков (любовь) - в виде мужчины и женщины с кубками в руках и осеняющим их крылатым львом, символом желания. Шестерка кубков (детство, прошлое) - это играющие дети, семерка кубков (мечты) - это облака, на которых расположены 7 кубков с символами: любви (женская голова), мудрости (змея), святости (фигура в светящемся покрывале), власти (замок), богатства (драгоценности), славы (лавровый венец) и зла (дракон). Десятка кубков (родина) представлена радугой, встающей над сельским пейзажем, десятка пентаклей (дом, семья) - группой людей разного возраста, двойка посохов (противоречие) - человеком с посохом в руке на крепкой стене, где прикован второй посох; символ дополняется крестом из двух лилий.

 

В фигурных картах художница использовала магическую символику: король и дама посохов - это эльфы, чья одежда и троны увиты цветами и украшены львами и саламандрами, а у короля и дамы мечей - сильфами и бабочками. Масть кубков символизируется морскими волнами и рыбами; масть пентаклей напоминает о мире гномов - хранителей сокровищ, искусных мастеров.

 

Мода на Таро не прошла. Колоды с различными современными модификациями древней книги выпускаются наряду с обычными игральными картами. Программы компьютерных игр, основанных на Таро, тоже очень популярны.

 

Знаменитый швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг первым попытался научно объяснить причины живучести гадательно-игральной колоды. Изучая сновидения и фантазии своих пациентов, анализируя известную повторяемость образов, мотивов и понятий, он разработал концепцию «коллективного бессознательного» - глубинного уровня подсознания, своеобразной наследственной памяти, «вместилища архетипов». Архетипы, или «прообразы», по К. Юнгу, - это некие изначальные схемы, формулы, выражающиеся как в поведении отдельных индивидов, так и в формировании первобытного мышления, фольклора и мифологии человечества в целом.

 

И вот что любопытно: основные юнговские архетипы совпали с герметическими символами, выраженными в Таро. Например, архетип Анимус - активное, мужское начало, - соответствует смыслу карты «маг», Анима - женское начало - «жрице» (паппесе); тень - злое, звериное начало - «дьяволу». Архетип «Самость», по мнению Юнга, «на языке общечеловеческой символики выражается фигурами круга, квадрата, креста», что дало ему основание связывать его как с древнеиндийской мандалой, так и с картой «Колесо Фортуны».

 

Что касается гадания как такового, то Юнг рассматривал его как форму медитации, самоанализа. (В этом смысле потребность в гадании у современного человека во многом восполняется популярными психологическими тестами.) Самость как центральный архетип, писал Юнг, «дает полное выражение той комбинации судеб, которая именуется индивидом».

 

К. Юнг совместил в своей концепции эмпирические наблюдения герметических наук и экспериментальные выводы современной ему психологии. Загадочная система Таро при этом оказалась не бессмысленным экзотическим атрибутом магов, а косвенным выражением реально существующей потребности человека в самопознании и познании окружающего мира в его целостности.

 

* * *

Мы не имеем возможности подробно рассмотреть здесь происхождение и мифологические истоки каждого козыря. Эта тема заслуживает отдельной книги. Если в гадании преобладают козыри, это означает, что гадающий не владеет ситуацией и иные силы руководят его действиями. Различные источники дают самые разные, даже противоположные значения козырей. Мы предлагаем вам вариант значений, выработанный английскими авторами XIX века по практике карт Таро.



Еще материал по данной теме


Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

Спиритическая доска

Вы сможете общаться с духами и получить ответы на все интересующие вопросы

← все статьи