Организации мистических традиций




Организации мистических традиций

 

Те, кто следует духовной тропой, обязательно кодифицируют свои учения в форме духовных традиций. Первые шаманы и ясновидящие отправлялись в путешествие по миру, а затем возвращались с бесконечными рассказами о своих приключениях, о божественных существах, которых они повстречали. Так создавались племенные мифологии, песни и обычаи. Мудрецы передавали свои знания и опыт ученикам. Взгляды этих людей формировали мировоззрение членов общины.

 

Когда человечество занялось земледелием, начало вести оседлый образ жизни, возводить города и изобрело письменность, традиции окрепли и оформились в виде различных учений. Некоторые учения стали мистическими направлениями, с их разнообразными ритуалами и техниками, целью которых было установить контакт с божественным. Другие превратились в институциональные религии. В истории цивилизации произошло разделение между эзотерическими, внутренними мистериями и экзотерическими, внешними религиями. Хотя среднестатистический представитель Древнего мира и был язычником, не каждого земледельца, воина или политика тех времен можно назвать мистиком. Во многих древних обществах существовала специальная каста людей, которые занимались мистикой и эзотерикой.

 

Религия и мистицизм не являются взаимоисключающими понятиями. Нередко они переплетаются, все зависит от того, что мы понимаем под словом «религия». Многие мистические традиции переросли в формальные институты, случается даже, что разные их формы сосуществуют. Наиболее известные из институциональных религий - иудаизм, христианство и ислам - также имеют скрытую мистическую подоплеку, однако не все о ней знают. В разные моменты истории подобные религиозные институты осуждали личный мистический опыт. Разница между мистическим учением и институциональной религией состоит в том, что мистики учатся вступать в непосредственный контакт с божественным. В этом состоит их главная цель. Институциональные религии основаны на пророчествах, откровениях того или иного уважаемого мистика, представителя данной традиции. Они скорее не побуждают к личным откровениям и собственному пониманию божественного, а создают свою теологию, базирующуюся на опыте известных и почитаемых пророков. Эти откровения и опыт записываются в священных книгах и становятся основой религиозного учения.

 

Иногда такого рода учения становились застывшей догмой, не менявшейся по мере того, как менялось сознание людей. То, что приемлемо для одной эпохи или группы людей, не обязательно приложимо к другим. Другая проблема, касающаяся Священных Писаний, возникает при переводе их текстов на другие языки, когда первоначальный смысл затушевывается, искажается, окрашивается культурными и личными предрассудками.

Независимо от вероисповедания, человек не может не признать Моисея, Авраама, Иисуса, его апостолов и пророка Мухаммеда настоящими мистиками, вступившими в непосредственный контакт с божественным. Однако вместо того, чтобы выбрать их жизнь в качестве образца для подражания, люди сделали их учение и слова, которые им были приписаны, основой религии. Этих мистиков глубоко почитают, ведь они стали свидетелями Божественного откровения, принесшего добро человечеству. Во многих отношениях опыт мистика - это основа метафизики, магии и религии. 



Еще материал по данной теме


← все статьи