Он не знал, что нашел Эльдорадо




Он не знал, что нашел Эльдорадо

 

Первая и главная страница в бесконечную летопись поисков золотой страны вписана испанцем Гонсало Хименесом де Кесадой. Главная - потому что де Кесада был первым, кто действительно обнаружил земли, ставшие источником многочисленных легенд об Эльдорадо, золотом человеке.

 

На поиски этой страны испанцы впервые отправляются в 1536 г.: в феврале этого года на карибском побережье Южной Америки высаживается экспедиция, возглавляемая тремя братьями де Кесада - Гонсало, Эрнандо и Франсиско. Тысяча двести человек прибыли сюда ради вылазки в дебри материка на поиски богатых земель и золота. Испания XVI столетия почти опустела - на поиски богатой и сытной жизни во вновь открытых землях устремились все, кто мог держать оружие в руках. По рассказам местных жителей, страна Эльдорадо лежала к югу от городка Санта-Марта, основанного испанцами около устья реки Магдалена.

 

Экспедицию возглавил двадцатисемилетний Гонсало Хименес де Кесада, юрист из Гранады; он мог увлекать за собой людей, был дальновиден и предприимчив, да и сам горел желанием разбогатеть. Получив прекрасное образование в лучшем учебном заведении тогдашней Европы - в Саламанкском университете, Гонсало Кесада был королевским юристом в Гранаде. Он обладал многими талантами, необходимыми для успешной карьеры: красноречием, способностями к языкам, острым умом. Он выигрывал одно дело за другим, приобретая доверие знатных и богатых клиентов. Но Фортуна оказалась к нему не слишком благосклонной: он проиграл дело, возбужденное против его отца, торговца тканями, властями Гранады по обвинению в использовании недоброкачественных красителей при покраске тканей. Семья Кесадо, некогда весьма преуспевающая, разорилась, и старший сын - Гонсало Хименес - вынужден был отправиться в путь через океан, чтобы поправить дела отца и поддержать младших братьев.

 

Он разделил свой огромный отряд на две части: на нескольких утлых суденышках небольшая часть воинов отправлялась в глубь страны по реке Магдалена. Остальные (875 человек) должны были идти пешком. Испанцы радостно отправлялись в путь за богатствами: 5 апреля 1536 г. пешую экспедицию провожало все немногочисленное население городка под пушечный салют и звуки торжественной мессы. Провизию несли на себе индейцы-пленники, рядом с пехотинцами-аркебузирами весело гарцевали всадники, состязаясь в быстроте и умении управлять лошадью.

 

И уже вскоре после выхода в путь начались проблемы: среди испанцев было довольно мало профессиональных воинов, умеющих справляться с любыми трудностями похода. Стояла страшная жара, и испанское воинство мучилось от нестерпимой жажды, которую нечем было утолить: первый этап экспедиции проходил по берегу Карибского моря. Постоянные набеги индейцев изматывали столь же сильно, как жажда и трудный путь по каменистому берегу от небольшого селения Рамада, где экспедиция слегка отдохнула и пополнила свои запасы пищи и питья, испанцы взяли южнее, надеясь скоро отыскать Эльдорадо.

 

Как пишут древние хроники, «стойкость и терпение вождя и воинов были весьма похвальны». И правда, как предводитель де Кесада заслужил любовь и преданность своих людей: он многого требовал от них, но и сам всегда шел первым, не боясь ни опасностей, ни тягот пути. Им приходилось буквально прорубать себе дорогу в чаще тропических джунглей. Солдаты заболевали лихорадкой, мучились от голода, поскольку взятый с собой провиант закончился. На берегу Магдалены, куда отряд де Кесады вышел 26 июля, испанцев настиг страшный удар: здесь их должны были ждать суда, нагруженные снаряжением и припасами для дальнейшей экспедиции, но никого не было... Корабли пришли лишь два месяца спустя: предыдущий флот был уничтожен страшным штормом, и потребовалось время, чтобы отрядить новые суда на помощь де Кесаде.

 

Экспедиция возобновилась лишь в сентябре, в период дождей и затем тропической зимы. Но испанский отряд медленно продвигался к Эльдорадо. Зазимовать пришлось в небольшом индейском селении: жители покинули его, завидев испанские корабли, а запасов уже собранных маисовых початков в деревне вполне хватило испанцам, чтобы переждать несколько месяцев бесконечных дождей.

 

Но еда закончилась, и вновь начался голод: в испанский лагерь пришла смерть. Солдаты умирали по несколько человек в день; их уже трудно было взбодрить рассказами об ожидающем их где-то в джунглях золоте... И де Кесада принял решение оставить поиски Эльдорадо, попытавшись найти какое-либо богатое индейское племя. Разведка доложила, что в горах за тропическим лесом живет племя, добывающее соль; соль ценилась индейцами на вес золота, а значит, ее добытчики были очень богаты. Всего нескольких слов предводителя было достаточно, чтобы прекратить начавшийся среди испанцев бунт. «Нужно идти вперед, поскольку назад дороги нет - бригантины не смогут взять на борт всех, чтобы отвезти в Санта-Марту. До спасения осталось немного, но на это немного потребуется все имеющееся мужество», - примерно так говорил Гонсало Хименес де Кесада. Испанцы, число которых сократилось до двухсот человек, отправились в путь, который пролегал по землям современной Колумбии.

 

Через несколько дней пути они встретили индейцев, добывающих соль. Это были индейцы чибчамуиски; они атаковали пришельцев, но не сумели противостоять огнестрельному оружию испанцев. Де Кесаде повезло - в руки его отряда попался пленник, который согласился стать проводником к богатой стране. Дорога длиной, по словам пленного индейца, в несколько дней растянулась на недели, но шла она теперь не по вечно сырым и темным лесам, а по предгорьям Восточных Кордильер, поэтому, даже несмотря на сокращение ежедневного рациона до 40 зерен маиса, идти стало легче. Настало мгновение, ко] да взглядам испанцев, измученных голодом, болезнями, тяготами пути, предстало зрелище населенного горного плато, где дымились костры, горели огни, были видны дороги...

 

Этой страной правил вождь Тискесуса. И хотя сначала испанцев приняли довольно мирно, вскоре Тискесуса понял, что видит перед собой завоевателей, а не друзей, пришедших с миром и дружбой к его народу. Началась война, в которой индейцы не сумели одержать победу, несмотря на опыт и умение своего вождя-полководца: слишком большое преимущество давали немногочисленным испанцам аркебузы. Да и помощь пришельцам оказывали те племена, которые были порабощены народом Тискесусы. 21 апреля 1537 г. де Кесада с остатками своего огромного воинства вошел в Боготу, столицу муисков. Это был прекрасный красочный город, дома которого были украшены снаружи разноцветными циновками, сплетенными из осоки. Правда, золота здесь не было - Тискесуса успел вывезти богатства из столицы, ожидая прихода испанцев.

 

И вновь де Кесада отправился на поиски. Однажды навстречу испанцам вышла торжественная и богатая процессия: на украшенных золотом носилках восседал человек. Он обратился к де Кесаде с речью, рассказав о давней вражде, царившей между ним, вождем Гуатавитой, и родом Тискесусы, который получил власть в стране муисков незаконно. Зная, что испанцы - враги Тискесусы, Гуатавита предлагал им свое гостеприимство и поддержку. В землях, где Гуатавита не утратил своего могущества, испанцев дружелюбно встретили, богато одарив золотом и изумрудами (изумрудные копи также относились к богатствам страны муисков). Пришельцев даже пригласили поучаствовать в празднике благодарения, который проходил на берегу священного озера, носившего такое же имя, как и династия древних вождей, - Гуатавита.

 

И что удивительно, испанцы пировали, сидя на берегу «золотого озера» рядом с человеком, которого легенда и назвала «позолоченным». Но - и в этом состоит парадокс истории - они не догадались о том, что их путь завершен и цель найдена, и продолжили поиски: сам Гонсало Хименес де Кесада, который стал маршалом открытых им земель, названных Новой Гранадой, не знал, что он нашел страну золотого человека - Эльдорадо.

 

Последователями этого конквистадора-гуманиста неоднократно предпринимались попытки осушить озеро Гуатавита, чтобы поднять с его дна лежащие там сокровища. Так, купец Антонио Сепульведра в 1562 г. приобрел у испанской Короны право на осушение озера муисков. Его план спустить воду через специально вырытый канал увенчался частичным успехом: вода упала, и Сепульведра собрал из донного ила лежащие там драгоценности. Но канал разрушился, и все рабочие, нанятые купцом из Лимы, погибли. Более того, вода в озере стала подниматься, затапливая берега. Сепульведра умер, заболев лихорадкой, так и не увидев глубин Гуатавита, покрытых, по легенде, золотой плиткой...

 

Озеро не отдавало испанцам своих тайн и сокровищ: хотя попытки добраться до лежащего на дне золота предпринимались неоднократно, все они заканчивались обвалами, гибелью рабочих и неудачей.



Еще материал по данной теме


Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

Карты таро в мешочке (Четки в комплекте)

В набор также входят четки, которые дополнят образ. Отлично подойдут в качестве подарка.

← все статьи