Мифические божества дней недели




Мифические божества дней недели

 

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

Иннокентий Анненский

 

Порядок планет в соответствии с днями недели вызывает живейший интерес у многих исследователей. Исторического объяснения многому люди пока не имеют, хотя оно было бы весьма интересным. Смущает и наводит на размышления порядок дней-планет, не соответствующий ни астрономии, ни астрологии. Однако имеется следующее объяснение. Если взять не одну неделю, а две, то есть 14 дней, то кое-что проясняется.

 

14 дней — это полный цикл увеличения Луны — от новолуния к полнолунию, а далее — 2 недели убывания. В этом двухнедельном цикле астрологией выстроена четкая последовательность планет, если считать не каждый день, но через день.

Получается: Луна-Меркурий-Венера-Солнце-Марс-Юпитер-Сатурн.

 

В астрологической картине мира Меркурий расположен ближе всех планет к Луне, поскольку периодичность его вращения интенсивнее, чем у Венеры, хотя в астрономической картине мира у них иные места.

 

Другие объяснения уходят корнями в древнюю языческую магию. Вспомним славянский православный культ святой Параскевы, или Параскевы Пятницы. Он имеет явные корни культа матриархата, культа Великих Лосих, праматерей, солнечного колеса и «цивилизации женщин-богинь» .

 

Приведем техническое описание не столько самой последовательности, о которой говорится только как о движении по эфиру, сколько описание названий дней недели. Вот свидетельство мудреца древнего Востока Бируни:

 

«Наши астрономы называют светила "владыками дней". Это пошло от обычая считать часы суток, начиная с владыки данного дня и продолжая книзу, по порядку расположения светил на небосводе. Например, Солнце является владыкой воскресенья, будучи в то же время влады­кой первого часа этого дня. Следующий, второй час, принадлежит светилу, сфера которого находится ниже сферы Солнца, то есть Венере. Третий час принадлежит Меркурию, четвертый — Луне. На этом спуск вниз по эфиру кончается, и с пятого часа в счете возвращаются к Сатурну. Согласно этому порядку двадцать пятый час принадлежит Луне; он же является первым часом понедельника, а Луна есть владыка этого часа и владыка этого дня понедельника».

 

Афродита (Венера)

Богиня любви, рожденная из морской пены.

Эта богиня была столь прекрасной, что немедленно была объявлена богиней любви. Хорошо известен людям и ее шаловливый сын Амур. Страстная и нежная, хорошая мать.

 

Зевс (Юпитер)

Бог богов, властелин грома и молний, повелитель и отец почти всех главных олимпийских богов. Юпитер является обладателем золотой колесницы, запряженной огненными драконами. Амбициозный и властный лидер.

 

Меркурий (Гермес)

Сын Юпитера и нимфы Майи. Юный бог однажды украл и съел коров своего брата Аполлона. Однако перед своим отцом, Юпитером, он настолько ловко врал и выкручивался, что был объявлен богом торговли и дипломатии. Меркурий ловко договаривался с богами и людьми, умел мастерски разрешать конфликты.

 

Арес (Марс)

Античный бог войны. Для победы в войне необ­ходимо было постоянно его задабривать. В его честь проводились гладиаторские бои, а также бои с быками. У этого олимпийца характер был крутой и упорный, он обладал умом и сильной волей. Этому богу присущи физическая сила и ловкость.

 

Сатурн (Кронос)

Повелитель времени. Он вышел из Хаоса и с него начался отсчет времени. От него зависит смена времен года, а значит, и природные циклы и урожаи, рождения и смерти. По легенде, у Сатурна родились дети-боги. Среди них был и Юпитер, который не был бессмертен, но обрел вечную жизнь, после того как был съеден своим отцом — богом времени. Именно в честь этого бога устраивались карнавалы-сатурналии, во время которых каждый притворялся не тем, кем он был на самом деле. Римляне верили, что у трона Кроноса всегда стоят две чаши — счастья и несчастья; из них он льет на головы людям и то, и другое.

 

Бог Солнца (Сан)

Этот языческий бог, представлявший дневное светило, был главным в пантеоне скандинавских и англосаксонских богов. Он изображался в виде мужчины, державшего на вытянутых руках горящий круг. В знак особого преклонения перед этим божеством древние саксонцы посвятили ему первый день недели, который они называли «Сан з дег». Отсюда и происходит современное названия воскресенья «санди».

 

Богиня Луны (Мун)

Эта богиня считалась второй по старшинству и силе после Сана. Она почиталась во второй день недели, называвшийся соответственно «Мун з дег», отсюда современное «манди». Изображалась одетой в короткое платье с капюшоном, у капюшона были длинные уши.

 

Бог Тьюско

Бог Тьюско поначалу считался праотцом и первым представителем тевтонской расы, однако позднее он приобрел статус сына Земли, и именно в таком качестве ему поклонялись люди. Его изображают почтенным мудрецом со скипетром в правой руке, одетым в шкуру какого-то животного. У саксонцев ему был посвящен третий день недели, называвшийся вначале «Тьюско'з дег», что в современном английском языке трансформировалось в «тьюзди».

 

Бог Воден (также Вотан, или Один)

Вотан, или Один, был высшим божеством у северных народов. Этот герой, по преданиям, пришел с Востока, но неизвестно, из какой конкретно страны, когда и почему. Этот бог — воин и герой. Его подвиги составляют большую часть мифологических сказаний древних скандинавов. Поскольку это бог-воин, все сказания о нем максимально невероятны. В честь этого божества назывался четвертый день недели — «Воуден'з дег», в современном произношении приблизительно «уэнзди».

 

Бог Тор

Тор — это самый старший и бесстрашный сын Одина и Фригг. У саксонцев и датчан этот бог стал самым почитаемым, разумеется, после его родителей. Ему посвящен пятый день недели — «Тор'з дег», в современном английском — «тьюзди». Он изображался в облике мужчины, сидящего на троне со скипетром в правой руке, с золотой короной на голове, украшенной кольцом из двенадцати блестящих звезд.

 

Богиня Фригг, или Фрейя

Фригг, или Фрейя, жена Одина, самая могущественная и уважаемая после Одина богиня у саксонцев, датчан и других народов Севера. В древнейшие времена ее называли Гертой и считали богиней Земли. Ей был посвящен шестой день недели, называвшийся у саксонцев «Фрига'з дег», что соответствует современному «фрайди». Фригг изображалась воительницей и охотницей с мечом в правой руке и луком в левой.

 

Бог Ситер

Ситер — это бог охоты, плодородия и вод. Он изображался с непокрытой головой, стоящим на острой колючей спине окуня, как на пьедестале. В левой руке он держал колесо, а в правой ведро с водой, в котором находились цветы и фрукты. Одет он в длинные одежды, подпоясанные веревкой. Название, данное его дню, «Ситер'з дег», в трансформированном виде сохранилось и до наших дней как «сатидей».

 

Святая Пятница

 

День недели, с которым христианство связывает воспоминания о мучениях и смерти Иисуса Христа. В мифологии восточных славян воспринимается как своеобразный праздник. Неизменным уважением пользовались так называемые 12 пятниц, а также обетные пятницы.

 

В России, на северо-востоке Подмосковья, существует культ Одиннадцатой и Тринадцатой Пятниц (в разных приходах). Эти пятницы отсчитывают от Пасхи. В некоторых местах есть еще приходы, где отмечают похожие праздники. Посвящено это празднование чудесам, исходившим от шапочки с мощей Параскевы Пятницы во время эпидемии чумы. Праздник имеет архаичный смысл и сценарий. Праздновать его сходятся старухи со всей округи.

 

Множественные поверья рассказывали о наказаниях людей, которые не почитали пятничных запретов. Это запреты на определенные виды работ (выпечка хлеба, прядение, ткачество, употребление в пищу мяса) или на работу вообще. На человека при несоблюдении пятниц обрушивались несчастья: случались пожары, слепли члены семьи, а особенно непослушных мифическая Святая Пятница карала смертью (сдирала кожу).

 

Одиннадцатая Пятница

 

Одиннадцатая пятница (не от Пасхи, а года) упоминается в «Хазарском словаре» Павича (статья Акшани):

« — Приятель, — отвечал ему Акшани, — я умер, и Аллах осудил меня на веки веков, и вот я здесь торгую, и у меня есть все, что положено. Только не ищи у меня весов, потому что взвешивать я больше не могу. Поэтому и торгую саблями, ножами, вилками и разными орудиями, которые идут на штуки, а не на вес. Я всегда здесь, но в одиннадцатую пятницу каждого года должен лежать в могиле. Знаешь, я дам тебе товара в долг сколько хочешь, ты только напиши бумагу, что вернешь, когда договоримся...

Неретлянин согласился, хотя был день, когда трубки пищат и не раскуриваются, они составили бумагу со сроком после одиннадцатой пятницы, которая приходилась на месяц реби-уль-эвел; неретлянин окинул взглядом всю лавку и вернулся домой, забрав товару столько, сколько хотелось. В пути возле самой Неретвы на него напал разъяренный кабан, которого он с трудом отогнал палкой. Однако зверю удалось отодрать у него конец пояса голубого цвета. Когда наступил месяц реби-уль-эвел, неретлянин накануне одиннадцатой пятницы взял пистолет и ту самую вилку, которую он купил в Салониках, раскопал Шайтанову могилу и увидел там двоих. Один лежал на спине и курил трубку с длинным чубуком, а другой, в стороне от него, молчал. Когда он прицелился в них из пистолета, тот, что курил, выпустил ему в лицо дым и сказал:

— Меня зовут Никон Севаст, и со мной у тебя дел нет, потому что я похоронен на Дунае.

С этими словами он исчез, только трубка оста­лась в могиле. Тогда зашевелился второй, и неретлянин узнал в нем Акшани, который укоризненно сказал ему:

— Э-э, приятель, я ведь мог погубить тебя в Салониках, да не захотел и даже помог тебе. Что ж у тебя за вера, что ты так мне за это платишь...— При этих словах Акшани рассмеялся, и неретлянин увидел у него во рту обрывок своего голубого пояса... Тут он собрался с духом, перевернул пистолет вверх курком и выстрелил в Акшани. Тот попытался дотянуться до него, но только оцарапал — было уже поздно: грохнул выстрел, и пуля попала туда, куда он целился. Акшани взревел, как вол, и могила наполнилась кровью.

Придя домой, неретлянин положил оружие и хватился своей двузубой вилки, но ее нигде не было. Пока он стрелял в Акшани, тот ее украл...».

 

Титаны и титаниды

 

Титаны и титаниды имеют в древней вавилонской и палестинской астрологии аналоги в виде божеств, управляющих семью днями священной планетной недели. В Грецию они могли попасть через ханаанские или хеттские колонии, существовавшие на Коринфском перешейке в начале II тысячелетия до н. э., или даже через древних жителей Эллады. Когда же Греция отказалась от культа титанов и семидневная неделя перестала фигурировать в официальном календаре, число титанов, по свидетельству отдельных авторов, достигло двенадцати — возможно, по числу знаков зодиака. Гесиод, Аполлодор, Стефан Византийский, Павсаний и другие авторитетные авторы дают противоречивые списки имен титанов.

 

В вавилонской мифологии все планетарные правители недели, а именно: Шамаш, Син, Нергал, Бел, Белтида и Ниниб, были мужчинами; исключение составляет богиня любви Белтида.

 

Однако в германской неделе, которую кельты заимствовали в Восточном Средиземноморье, воскресенье, вторник и пятница находились в ведении женских божеств — титанид, а не титанов. На основе божественного статуса пар дочерей и сыновей Эола, а также мифа о Ниобе можно предположить, что когда эта система впервые стала известна древним грекам, титанид и титанов, по обычаю язычников, просто объединили в супружеские пары, чем защитили интересы богини. Однако скоро от четырнадцати титанов осталось всего семь, причем обоего пола.

 

Именно тогда мифология и космогония окончательно закрепили за богами следующие функции: Солнце — для освещения, Луна — для колдовства, Марс — для роста, Меркурий — для мудрости, Юпитер — для законов, Венера — для любви, Сатурн — для мира.

 

Астрологи Древней Греции, подобно вавилонянам, отдали управление движениями планет определенным богам: Гелиосу, Селене, Аресу, Гермесу, Зевсу, Афродите и Кроносу. Их латинские соответствия, приведенные выше, легли в основу названий дней недели во французском, итальянском и испанском языках.



Еще материал по данной теме


← все статьи