«Люй Ши Чунь цю»




«Люй Ши Чунь цю»

 («Весны и осени господина Люя»)

 

И этот памятник поименован известной персоной, но, в отличие от учителя Гуаня, господин Люй непосредственно участвовал в создании памятника своего имени в качестве инициатора, вдохновителя и мецената. Люй Бу-вэй - первый министр и всесильный регент при будущем императоре - был первым из когорты исторических деятелей, которые завоевали и бросили Поднебесную к ногам Цинь Ши-хуан-ди, и с ним тот расправился в первую очередь. Люй Бу-вэй был казнен в 235 г. до н.э. сразу по достижении будущим императором совершеннолетия, а меж тем нелицеприятная молва связала Цинь Ши-хуан-ди с казненным регентом сыновними узами...

 

Отдыхая от государственных дел, канцлер проводил время в кругу мудрецов, ученых, искусников со всех сторон Поднебесной: в его доме обретались и кормились более трех тысяч «гостей». Их совместными усилиями и была в 241 г. до н.э. создана книга, «объявшая небо, землю и десять тысяч (все многообразие) вещей». Появление «Весен и осеней» в названии памятника рождено амбициями господина Люя, вознамерившегося стать вровень с самим Конфуцием, к летописи которого, как известно, не смогли добавить ни единого иероглифа его ученики. Всесильный регент приказал вывесить собственные «Весны и осени» у ворот столицы с прилагаемой к ним тысячей золотых монет - всяк, кто добавит или изменит хотя бы иероглиф в рукописи, будет их обладателем. По понятной причине претендентов на золото не нашлось, и памятник с полным основанием сохранил за собой первоначальное название.

 

Книга господина Люя представляет собой обширнейший свод накопленных к тому времени знаний всех школ и направлений в любой из существующих областей: мифология, история, философия, этика, политика, социальное устройство, экономика, астрономия/астрология, календарь, медицина, сельское хозяйство, обычаи, ритуалы ит. д. Свод включает три раздела: Двенадцать описаний, Восемь обозрений, Шесть рассуждений. Разделы поделены на главы, а те, в свою очередь, - на части.

 

Наиболее интересна для нас глава, предъявляющая высокий уровень теоретизирования и рационализации архаических представлений школы иньянцзя, или натуралистов (в переводе автора). Первая ее часть содержит краткую экспликацию принципа единения микро/макрокосма; вторая - подходы к теории «призыва - отклика» по признаку; сходства. Пять элементов, отождествляемые с субстанциями ци, приобретают в воззрениях натуралистов поистине универсальное и даже доминирующее значение.



Еще материал по данной теме


← все статьи