Колоссы Мемнона




Колоссы Мемнона

 

В древние времена Фивы были городом, в котором чаще всего строили святилища. Каждый фараон, вступая на престол, первым делом распоряжался возвести храм, посвященный одновременно его богу и собственному культу. И по сей день на краю этой широкой плодородной равнины, ниже по течению, чем Долина Царей, стоят «храмы миллионов лет» - неподвижные свидетели славного прошлого Египта.

 

Крепость миллионов лет Аменхотепа III Небмаатра на западе Фив - величайший погребальный храм, когда-либо построенный в Древнем Египте. Он был возведен не на краю пустыни - границе мира мертвых, - как храмы предшественников, а на западном берегу Нила, на пахотных землях. Строительные работы длились большую часть правления Аменхотепа и к моменту его смерти были еще далеки от завершения.

 

Величайший погребальный храм Египта

 

Это сооружение было посвящено Амону, верховному божеству Египта времен Нового царства, которого особенно почитали в Стовратных Фивах. Вокруг храма возвели стену толщиной около девяти метров. Она окружала территорию площадью около сорока гектаров! Для сравнения, даже территория великого Карнакского храма в эпоху Рамсесов составляла всего тринадцать с половиной гектаров. Однако точные границы этой территории нам, к сожалению, неизвестны, поскольку время не пощадило храм Аменхотепа III и он был разрушен до основания. Но в то время земля любого храма для египтян была священна, и они по древнему обычаю погребали у самой крепостной стены так называемые «стелы основания» с молитвами и восхвалениями богов, которым они посвящали храм. Вот текст одной из них: «Он построил ему храм на западном берегу Фив, крепость вечности... из песчаника, снизу доверху покрытого золотом. Пол был выложен плитами из серебра, а все двери были из электрума. Он был украшен множеством статуй властелина, изваянных из гранита и песчаника и отделанных всевозможными драгоценными камнями».

 

Вход на территорию храма, расположенный с восточной стороны, состоял из трех дворов, сообщавшихся друг с другом. В каждый вел огромный пилон (монументальные ворота), сложенный из необожженного кирпича. Перед этими пилонами два колосса из красного кварцита изображали фараона сидящим на троне. В высоту они достигали двадцати одного метра, а весили почти тысячу триста тонн! Увы, время, человек и землетрясения сильно повредили эти необычные статуи. Рядом с владыкой скульпторы изваяли его мать Мутемуйю и великую царскую супругу Тию, но их статуи значительно ниже фараона и не доходят даже до его коленей.

 

Пройдя через эти дворы, посетитель попадал в четвертый, большей площади, окруженный тремя рядами колонн в виде стеблей папируса и частично крытый. В дальнем конце за колоннами виднелись статуи Аменхотепа III и Осириса высотой четырнадцать метров. Миновав их, можно было попасть в погребальный храм фараона.

 

На столь обширной территории, задуманной и обустроенной при одном правителе, имелось, разумеется, немало других сооружений помимо собственно погребального храма. Действительно, на одной из стел, обнаруженных в подземелье соседнего храма, мы можем увидеть выгравированное изображение всех расположенных здесь строений: храм, посвященный культу царя; храм Птаха-Сокара; в северной части территории - склады, дома, в которых жили жрецы и другие служители, конюшни, казармы, пруды и сады...

 

Два колосса, но только один - поющий...

 

В 27 году до н. э. сильное землетрясение уничтожило многие здания в окрестностях Фив. Одинокие колоссы уцелели в этой катастрофе, однако в том из них, что стоял севернее, появилась небольшая трещина на уровне груди. В предрассветных сумерках ветер задувал в щель в камне, издавая похожие на свист или стон звуки. Вот почему в начале нашей эры греки окрестили этот памятник колоссом сына утренней зари Мемнона. По легенде, рассказанной Гомером, Мемнон был героем, погибшим на Троянской войне. Каждый день на заре он оживал и заводил печальную песню. Вскоре к колоссу стали совершать паломничество и греки, и римляне. Но в III веке римский император Септимий Север приказал отреставрировать статую, и с тех пор она больше не пела!

 

Храм как символ божественной сущности царя

 

Построив этот храм, фараон заявлял о своей божественной сущности. Каждый правитель Древнего Египта после смерти становился объектом настоящего культа, но мало кто удостаивался подобной чести еще при жизни. Чтобы никто не усомнился в его богоизбранности, царь распространял миф о своем рождении, как в свое время сделала царица Хатшепсут. Так, стены Луксорского храма, перестраивавшегося при Аменхотепе III, фараон приказал украсить фресками, на которых его мать царица Мутемуйя сочеталась с богом Амоном, чтобы произвести его на свет. Истинное значение этой сцены становится понятным, если рассматривать ее в контексте эпохи Древнего царства, когда фараоны называли себя прямыми потомками и наследниками богов, занявшими египетский престол по их воле.

 

Действительно, Аменхотеп III стремился вернуться к истокам египетской духовности. Он приказал собрать сведения об обрядах и таинствах Древнего царства и восстановить их. Чем дальше, тем чаще этот фараон отождествлял себя с Атоном, солнечным богом, символом которого был сияющий диск. В стенах своих дворцов царь, называвший себя «блистательным Атоном», вместе с ближайшим окружением втайне отправлял культ, в котором уже тогда ощущалась тенденция к монотеизму. Эти реформы были первыми предвестниками амарнского периода, хоть Аменхотеп III, в отличие от своего наследника Эхнатона, и не намеревался порвать с традиционной теологией. Доказательством его верности древней религии может послужить тот факт, что именно он приказал построить Серапеум - святилище, где египтяне поклонялись быку Апису и где жили земные воплощения этого бога.

 

Так что официальный культ вовсе не был забыт.

 

На тридцатый год своего правления фараон отмечал свой юбилей (так называемый праздник сед). Эта церемония имела огромное значение для каждого царя. Она существовала с Додинастической эпохи и включала в себя важнейшие магические ритуалы, которые символически восстанавливали связь правителя с его богом и тем самым приумножали его могущество и власть. Во время нее повторялись обряды коронации, но к ним добавлялись и всевозможные испытания на выносливость, например, бег и шествия. Они должны были показать народу, что за годы правления царя его силы ничуть не убыли. Таким образом, с течением времени праздник сед стал демонстрацией милости богов к государю.

 

Для возлюбленной царицы...

 

Из всех фараонов, правивших в эпоху Нового царства, только у Аменхотепа III к западу от Фив была резиденция, временное пристанище, которое соседствовало с вечными обителями многих знаменитых государей. Этот огромный и роскошный дворец он построил для себя в Мальгатте, неподалеку от своего погребального храма. Фараон назвал его Домом Радости и приказал разбить вокруг него большой сад с заморскими деревьями и цветами, который окрестил «обителью любви». Здесь был и большой искусственный водоем, вырытый для царицы Тии, любившей кататься по нему на чудесной украшенной золотом ладье.

 

Эта женщина, великая царская супруга Аменхотепа, пожалуй, впервые в истории Древнего Египта играла важную политическую роль наряду со своим мужем. Тия заказала изображения, на которых она была бы того же роста, что и ее супруг, желая подчеркнуть свою значимость в жизни страны. Исследователи полагают, что именно благодаря Тие в Древнем Египте зародился культ Атона, бога, который воссиял при дворе в последние годы правления Аменхотепа. Царица не была родственницей фараона, но, тем не менее, вся ее семья жила при дворе: отец и мать Тии занимали важные должности, более того, один из ее братьев, Аи (или Эйе), после смерти Тутанхамона несколько лет правил Египтом. Амбициозная царица вела дипломатическую переписку (из которой до нас дошло немало писем и документов) с могущественными соседями Египта, в частности, с хеттами и ассирийцами. Благодаря ее влиятельности и силе характера Египетское царство сохранило свое единство в первые годы после смерти Аменхотепа, которого она пережила почти на десять лет.

 

Царственная чета жила здесь, в Мальгатте, вместе с многочисленными придворными. Стены этого дворца видели три поколения царской семьи: помимо престарелого государя, в нем провел детство его наследник Аменхотеп IV, который в то время еще не был Эхнатоном. Именно отсюда он начал править Египтом. И здесь же появился на свет его преемник, Тутанхамон.

 

Правление деятельного фараона-строителя

 

Благодаря Аменхотепу III в Египте настал настоящий золотой век. Действительно, за те тридцать восемь лет, что он находился на троне, этот фараон построил по всей стране множество сооружений: государственных и частных, больших и маленьких... Однако правитель нередко без колебаний сносил памятники своих предшественников, чтобы повторно использовать строительные материалы. Так, например, Аменхотеп полностью перестроил некое святилище XII династии, которое стало «южным гаремом» великого бога Амона.

 

Но и погребальный храм Аменхотепа III тоже ненадолго пережил своего основателя. Сегодня это всего лишь призрак былой славы, как, впрочем, и все египетские храмы, руины которых дошли до наших дней. Храм существовал до тех пор, пока семейство фараона оставалось у власти. Но его наследник впал в ересь, открыто и резко порвав с традиционным культом. Вот почему следующие фараоны без зазрения совести использовали каменные блоки, из которых был сложен храм Аменхотепа. К примеру, часть материалов пошла на строительство храма Хонсу в Карнаке, начатое при царе-жреце Херихоре. Фараон Мернептах, правивший после Рамсеса II, снес его, чтобы построить на том же месте собственный храм из того же камня, как это было принято в те времена.

 

Награда Архитектору

 

Погребальный храм спроектировал некий Аменхотеп, сын Хапу. Он был архитектором царя и «надзирателем на всех работах фараона». Египтяне почитали этого гениального художника и мудреца, как некогда почитали Имхотепа, архитектора великих пирамид, жившего при III династии. Аменхотеп полностью взял на себя руководство строительством храма; множество ремесленников повиновались его приказам. В награду ему было предоставлено право подготовить для себя гробницу и отдельный погребальный храм неподалеку от последней обители царей, которым он служил. Надпись на одной из его статуй сообщает нам, что архитектор дожил до восьмидесяти лет. Этот пожилой человек, облаченный в длинную набедренную повязку, сидит в позе писаря.



Еще материал по данной теме


Универсальные карты таро (Скатерть в комплекте)

Вы найдёте не только классические карты Таро, но и особую скатерть для гадания.

Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

← все статьи