Китайская гадательная практика




Китайская гадательная практика

 

Мантику принято считать одной из многих оккультных дисциплин, но в китайской цивилизации и традиционных науках и практиках она приобретает исключительный статус и особое значение. Китайская гадательная практика имеет письменную историю в три с половиной тысячи лет и открывается Иньским Оракулом.

 

Когда в начале XX в. ученые только приступили к дешифровке гадательных надписей на бараньих лопаточных костях и черепашьих панцирях, раскопанных в самой сердцевине Китая, близ города Лоян (пров. Хэнань), вряд ли возможно было представить объем и сложность решаемой задачи: к концу XX в. иньский гадательный архив, или Иньский Оракул, насчитывал уже более 100 тысяч единиц, и он год от года пополняется, а меж тем прочитано менее половины. Дешифровка протоиероглифического письма сталкивается с рядом трудностей: одни и те же знаки имеют разные значения в разных контекстах, не всегда поддаются отождествлению с позднейшими иероглифами, а некоторые из них представляют собой тайные магические символы. Более или менее спасает положение то, что содержание надписи предельно формализовано и в общем случае сводится к следующему: 1. Введение (дата гадания, имя жреца-гадателя, иногда место гадания, слово, обозначающее «спрашивать»); 2. Вопрос; 3. Ответ (предваряется словами: «Ван-правитель прочел ответ»); 4. Заключение (указание на то, сбылось ли предсказание и когда). Что же говорят нам грубые реликты о гадательной практике в Китае конца II тыс. до н. э.?

 

- Процедура гадания заключалась в том, что в кости делали углубление, затем нагревали и по образовавшимся вертикальной и боковой трещинам выводили утвердительный или отрицательный ответ;

 

- гадания производились изо дня в день по любому более или менее значимому поводу и предстоящему событию - военные действия, охота, свадьба, роды, урожай, жертвоприношения, строительство, болезнь и т. д. - и служили социальной регламентации раннего государственного образования;

 

- гадания на бараньих костях и черепашьих панцирях обладали высшим статусом в культовой системе государства Шан-Инь; в них участвовали жрецы-гадатели и правитель-ван в качестве верховного жреца;

 

- ритуал гадания, помимо прочего, представлял собой сакральный акт таинства обладания правящим родом магической силой царственных предков, культ которых становится сердцевиной религиозной жизни иньцев;

 

- противоположная тенденция десакрализации мантического акта проявляет себя в изредка возникающих моментах примитивного рационализма: гадательные акты по одному поводу производились дважды, а о том, сбылись ли предугаданные события, сообщалось отдельной строкой.

 

В эпоху Чжоу (XI в. до н.э. - 221 г. до н.э.) на смену гаданиям на костях и панцирях - бу приходит мантическая практика на стеблях тысячелистника - ши, от которой берет начало «Книга Перемен». За десятки столетий «И цзин» оброс множеством комментариев и комментариями комментариев, подвергся основательному изучению и строгому научному анализу, но при этом не утратил ни толики своей таинственной магической силы, открываясь исследователю все новыми своими гранями: мировоззренческой, мифопоэтической, космогонической, мистической и т.д.

 

Традиция настаивает на том, что создателем 8 триграмм был мифический Фуси, подглядевший в завитках волос на спине дракона (по другой версии - в линиях рисунка на панцире черепахи) сплошные и прерывистые линии, затем выведший бинарные сочетания и, наконец, восемь комбинаций этих линий. Окончательные мантические формулы выстрадал родоначальник династии Чжоу Государь Просвещенный - Вэнь-ван, заточенный иньцами в темницу: сочетая триграммы, он с помощью длинных и коротких соломинок произвел 64 гексаграммы, объемлющие весь спектр явлений и ситуаций в мире.

 

Первое толкование к «И цзину» традиционно приписывают еще одной ключевой фигуре эпохи - Чжоу-гуну, а философский комментарий, вошедший в основной корпус памятника, и общее редактирование - самому Конфуцию, ссылаясь на знаменитый пассаж из «Лунь юя» (гл. 7), где Учитель говорит, что был бы рад продлить годы жизни, дабы продолжить изучение «И цзина».

 

Осторожная синологическая версия существенно расходится с традиционной: «Книга Перемен» заключает в себе мудрость, здравый смысл и опыт, проверенный длинной чередой веков и поколений. Древнейший пласт, или собственно канон, сложился, по-видимому, в VIII-VII вв. до н. э., а позднейший комментаторский пласт памятника - в III-I вв. до н. э.

 

Мантика «И цзина» изначально претендовала на системное, универсальное, всеобъемлющее восприятие и репродукцию Миробытия и потому была обречена на полное освоение всей совокупности знаний, накопленных китайской древностью. Мантические формулы «Книги Перемен», призванные запечатлеть волю Неба, достигли столь высокой степени формализации, что, по сути, утратили какой-либо налет сакральности. «Книга Перемен» - одно из немногих древних творений высокоорганизованного разума, скупого на религиозные эмоции и веру в божественные силы и сверхъестественное. Исходя из базовой идеологемы единого микро/макрокосма или китайского холизма, «И цзин» достиг предельных степеней рационализма, во многом лишенного мифопоэтической образности. Коллективному создателю «И цзина» удалось решить, казалось бы, неразрешимую задачу - в 64 мантических символах ухватить и запечатлеть наиболее узловые моменты или вехи на пути постоянно непостоянного, неизменно изменяющегося, непреходяще взаимопереходящего Миробытия, а затем по законам ассоциативно-коррелятивных связей произвести анализ и вынести экспертную оценку по перспективному разрешению практически любой возникающей ситуации.

 

В наши дни и в Китае, и за его пределами гадают по «И цзину» множеством способов: на игральных костях, монетах, спичках, камешках и даже с помощью попугая (птица достает клювом листок с номером одной из 64 гексаграмм), но единственно канонической (по крайней мере, внесенной в текст «И цзина») остается гадательная процедура с 50 стеблями тысячелистника. Вознамерившись удостовериться в успехе предстоящего предприятия, гадатель очищает свои помыслы перед мантическим актом и только затем производит ряд строго регламентированных последовательных операций, в результате которых образуется число стеблей, соотнесенное либо с прерывистой, либо со сплошной линией. Раз за разом повторяя эту операцию, гадатель снизу вверх выстраивает гексаграмму, которая затем подвергается подробному истолкованию: по графике, названию, афоризму и каноническому комментарию к гексаграмме выводят суммарный ответ по любой запрашиваемой ситуации.

 

«И цзин» окончательно закрепил исключительный статус гадательной практики в китайской цивилизации, соответствующим образом определив строй мысли и религиозные устремления китайцев. (Существует мнение, что исключительный статус китайской мантики обусловил отсутствие пророческих религий в Китае.) «Книга Перемен» - сердцевина китайской мантики и одновременно ключ к традиционным наукам и практикам. Лики быстротекущего Миробытия, неизменно изменяющегося от взаимодействия взаимопроти-воположных, взаимодополняющих, взаимопереходящих сил Инь - Ян, а также сам механизм этого взаимодействия восприняты и многократно воспроизведены в традиционных областях китайских знаний. В частности, система символов «И цзина» с сопутствующими им коррелятивно-ассоциативными рядами (природные объекты, животные, периодические элементы, стороны света, сезоны года, время дня и ночи, цвет, части человеческого тела и др.) активно участвует в астрологических, геомантических, алхимических, медицинских и других построениях.

 

В дополнение к сказанному об «И цзине» приведем предельно краткую экспликацию его 64 гексаграмм: к самой гексаграмме прилагаются конкретное и производное абстрактное значения (см. табл. Гексаграммы и их значения).

             

Гексаграммы и их значения


№ ГексаграммаКонкретное и абстрактное значения

1

 

Небо, правитель, отец

Даритель


2


Земля, народ, мать

Одариваемый


3


Первые трудности

Факторы, замедляющие начало процесса



Юная неопытность

Недоразвитость, ранние этапы развития



Ожидание, остановка


6


Тяжба, борьба

Противодействующие процессы


7


Войско, боевые действия

Организация


8


Верность, союз, содружество

Согласование, связь


9


Созидательная сила, малое сбережение

Небольшое сдерживание


10

 

Ступание, медленная поступь, неслышная поступь

Постепенное продвижение


11

 

Счастье, мир, весна

Неуклонный прогресс


12

 

Несчастье, начало лета

Стагнация, или регресс


13

 

Компаньоны, союз, община

Скапливание


14

 

Большое обладание, изобилие

Большое изобилие


15

 

Скромность, скрытое изобилие

Высота в низком


16

 

Радость, удовлетворение, гармоническое возбуждение

Вдохновение


17

 

Следование

Последовательность


18


Порча

Гниение, коррупция


19


Достижение власти

Приближение


20


Наблюдение, надежда, предзнаменование

Взгляд, вид, предвидение


21


Толпы, рынки, тюрьмы, уголовный закон

Прокалывание, прожигание


22


Украшенный, изящный, изящество

Орнамент, образец


23


Обдирание коры, падение

Рассеивание, расцепление


24


Годовой поворотный пункт

Возвращение


25


Невиновность, не пренебрегать правилами

Неожиданность

26


Культивировать, созидательная сила, сдерживаемая обстоятельствами

Большое сбережение


27


Уста

Питание, пища


28


Неожиданность, крайность, избыток

Великое прохождение


29


Яма, край ущелья, низ, водный поток

Текущее движение


30


Ячейки сети

Вспышка, соединение


31


Влияние, сплетение, сватовство

Реакция


32


Упорство, постоянство

Продолжительность


33


Изъятие, уход, укрывание, отступление

Упадок


34


Великая сила

Великая мощь


35


Возвышаться, достижение высокого положения

Быстрое продвижение


36


Неоцененные заслуги

Затемнение, угасание


37


Семья

Связь


38


Разделение, отдаление

Противодействие, оппозиция


39


Хромота

Задержка, препятствие


40 


Развязывание, разгадывание

Освобождение


41


Ущерб, устранение крайностей, вычитание

Уменьшение


42


Увеличение, добавление, польза

Увеличение


43


Прорыв, снятие напряжения

Разрешение


44


Встреча, собрание, половое сношение

Взаимодействие, слияние


45


Собирание, консолидация

Сгущение, скопление


46


Карьера чиновника, подниматься

Подъем


47


Замешательство, огражденный, бедствие

Угнетение, ограждение


48


Колодец, надежность

Источник


49


Линька

Революция


50


Треножник, поддержка

Котел


51


Удар грома, движущая сила

Возбуждение


52

 

Гора, предел

Неподвижность, сосредоточенность


53

 

Постепенное окрашивание, спокойное продвижение

Постоянное развитие, постепенность


54


Выдавать замуж младшую сестру, женитьба, невеста,

Союз


55


Процветание, изобилие

Меньшее изобилие


56


Путешественник, чужестранец

Странствие


57 


Проникновение ветра

Проникновение, легкость


58

 

Озеро, море

Безмятежность, радость


59

 

Отстранение от благ

Рассеивание, исчезновение


60

 

Срок, правильное деление, молчание

Регулярное ограничение


61

 

Глубочайшая искренность, власть правителя

Истина


62

 

Слегка перешагнуть

Малое прохождение, меньшая неопределенность


63 

 

Завершение, успешное завершение

Совершенство, завершенность


64 

 

Неполная завершеннность

Незавершенность

 

Завершая обзор китайской мантики, вкратце упомянем некоторые из практик, не столь значимых, как «И цзин», но представляющих безусловный интерес:

 

1) расщепление иероглифов (си цзы) - предсказание будущего по анализу расщепленного на части иероглифа, обозначающего имя собственное;

2) толкование снов (чжань мэн) - практика, популярная в социальных низах и верхах: при - дворе существовала должность толкователя снов;

3) физиогномистика (сян чжань) - предсказание будущего по чертам лица, линиям на ладони и отпечаткам пальцев, толкуемым в графике восьми триграмм в сочетании с периодическими элементами и другими позициями.

 

Для определения номеров гексаграмм путем комбинирования триграмм приведена отдельная таблица (см. табл. Определение номера гексаграммы). 

 

Определение номера гексаграммы

 



Верхняя триграмма

8 Кунь

8 Кунь

7 Гэнь

7 Гэнь

6 Кань

6 Кань

5 Сюнь

5 Сюнь

4 Чжэнь

4 Чжэнь

3 Ли

3 Ли

2 Дуй

2 Дуй

1 Цянь

1 Цянь

Н

и

ж

н

я

я



т

р

и

г

р

а

м

м

а

8 Кунь

8 Кунь

223  82016 3545 12

7 Гэнь

7 Гэнь

16 523953 6256  3133

6 Кань

6 Кань

72959 4064476

5 Сюнь

5 Сюнь

46184857325028 44

4 Чжэнь

4 Чжэнь

24 27342  51 21 1725

3 Ли

3 Ли

36226337 55 30 4913 

2 Дуй

2 Дуй

194160 6154 385810

1 Цянь

1 Цянь

1126  5934  14431

                                                



Еще материал по данной теме


← все статьи