Бог Египта Хапи




Бог Египта Хапи

 

Хапи - персонификация разлившегося Нила. Поэтому все в нем напоминает нам о безграничной щедрости этой реки к Египетскому царству. Изображения андрогинного божества с налившейся грудью и большим животом, держащего в руках подношения и сосуд - символ бьющих ключом вод, очень трогательны.

 

Хотя Хапи и считался одним из богов Древнего Египта, прежде всего он, был персонификацией Нила, великой реки, разлившейся в ежегодном паводке. Именно к нему все египтяне обращались в своих молитвах, прося о щедром и благотворном наводнении.

 

Его изображения

 

Самые древние изображения нильского бога Хапи восходят к V династии Древнего Египта: это барельефы погребального храма Сахуры, фараона из V династии. Они выставляются в Египетском музее Берлина. Хапи - андрогинное существо. Он мужчина, но тяжелая налившаяся грудь придает ему сходство с женщиной, точнее, с кормящей матерью. Многочисленные бронзовые статуэтки Позднего периода изображают его стоящим на коленях; в руке у него блюдо для подношений, на котором лежат несколько «даров Нила». Побеги папируса на голове у Хапи часто крепятся на волнообразном обруче, символизирующем реку.

 

Они напоминают о погрузившихся под воду плодородных землях. На других изображениях мы видим двойной портрет Хапи: первый символизирует верховья Нила, а второй - низовья. Сплетение растений, характерных для этих регионов символизирует единство под властью двойной короны Нижнего и Верхнего Египта. По-видимому, эта двойственность божества появилась еще в эпоху правления XIX династии, что подтверждают некоторые памятники времен Рамсеса II. К тому же иконографическому типу можно отнести барельеф из храма богини Хатор в Дендере, где два Хапи сплетают нильские растения у ног Ихи, царственного ребенка, увенчанного двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. Знак, который плетут два божества, - это иероглиф, который египтяне называли сема, то есть «союз, единство». И наконец, иногда - очень редко - Хапи изображался в виде человека с двумя утиными головами! Пример такого портрета был обнаружен в храме фараона Сети I (XIX династия) в Абидосе.

 

Мифы о Хапи

 

«Я владыка вод», - так говорит Хапи. Это божество олицетворяет разлив Нила. Фигура Хапи напоминает нам о значимости этого события, вокруг которого был выстроен весь древнеегипетский календарь. С этого регулярно повторяющегося паводка у египтян начинался новый год.

 

Река, которая разливается летом!

 

«Половодье Нила есть необыкновенное явление, которое изумляет всех, которые его видят, и которое кажется совсем невероятным тем, которые об этом слышат. В самом деле, в то время как другие реки уменьшаются к летнему солнцестоянию и иссякают все больше и больше, начиная с этого времени, один Нил все увеличивается, и его воды растут день ото дня вплоть до того, пока наводнят, наконец, почти весь Египет». Из «Истории» Диодора Сицилийского.

 

Хапи - это та самая живительная вода, которая после долгих месяцев засухи щедро разливается по растрескавшимся и измученным жаждой полям долины Нила. Это вода Нун, первичного океана, время от времени вновь возникающего из небытия. Далекая вода, возвращение которой легло в основу одного из самых важных мифов Древнего Египта - мифа о «Далекой богине», рассказывающего о грозной львице Хатор или Сехмет. Возвращение Нила, подобно возвращению этих богинь к солнечному Ра, было, безусловно, самым ожидаемым событием для всего египетского народа.

 

Хапи утоляет жажду изнуренного Египта

 

Религиозные тексты рассказывают нам, что Нил вытекает из первичного океана Нун, воды которого после сотворения мира отступили на край Вселенной. Хапи - олицетворение этого истока. И его царство там, где Нил выходит на поверхность! Египтяне считали, что исток Нила находится на уровне Первого порога неподалеку от Элефантины. Именно там, в глубокой-глубокой пещере, и живет Хапи, извергая спасительные воды то с большей, то с меньшей силой. К слову, живет он не один: с ним разделяют кров и другие великие боги: прежде всего, Хнум, бог-творец, а также Сатис и Анукет. Именно благодаря им, раз в год стремительные потоки воды, несущие ил, удобряют и питают египетскую землю, иссохшую за долгие месяцы засухи. Эти огромные запасы воды, почерпнутые из Нун, и есть Хапи. Вот почему ежегодный паводок древние египтяне называли «приходом Хапи». Таким образом, Хапи - это часть Нун, обожествленного океана, существовавшего прежде всех вещей. Как паводок, Хапи символизирует изобилие, и в то же время, плодородие.

 

Пышные формы божества и блюдо, которое он держит в одной руке, напоминают нам о богатых дарах, обещанных разливом реки.

 

Роль Хапи

 

Хапи - олицетворение разлившегося Нила - год за годом возвращает жизнь всему Египетскому царству. Он - «отец и мать Обеих Земель», то есть всех божеств, которые без даров Хапи не могут жить на знойной земле Египта. Хапи заявляет об этом прямо и недвусмысленно: «Я - отец и мать богов и людей», или еще «Я - тот, кто разливает чистую и живительную воду по Обеим Землям». Его округлые женственные формы напоминают нам о том, что он «кормилица Египта». Хапи любит повторять это. Действительно, он в каком-то смысле второй отец богов. Эта функция опять-таки сближает его с Нун, первичным океаном, который в древние времена сравнивали с неудержимым наводнением.

 

Паводок в климатическом и географическом контексте

 

Бог древних египтян Хапи олицетворял паводок, вполне реальное природное явление, имеющее климатические и географические обоснования. Действительно, каждый год стремительное таянье снегов на плоскогорье Абиссинии и частые зимние дожди в регионе больших озер (в нескольких тысячах километрах от южной границы Египта) вызывали разлив Нила: как Белого, так и Голубого. Поднявшиеся воды Белого Нила миновали Хартум в начале апреля и сливались с илистыми водами Голубого Нила, который в эти дни становился красно-коричневым. В июне-июле этот бурный поток, сносивший деревья и растения экваториальных болот, наконец, достигал Элефантины. Отсюда Нил словно бы обрушивался на Египет. С июня по сентябрь уровень воды в реке поднимался на 13-14 метров между узкими берегами Верхнего Египта и на 7-8 метров на просторах Дельты! А когда вода отступала, на земле оставался толстый слой ила. Эта плодородная почва славилась по всему Древнему миру. Вот почему Египет называли «отпрыском Нила»...

 

Необычная статуэтка Хапи в Лувре

 

В Лувре хранится необычная статуэтка павиана, которая на первый взгляд может показаться изображением бога Тота. Тем не менее, надпись на основании не подтверждает эту гипотезу. Действительно, в тексте, вырезанном на статуэтке животного, фараон Снофру (правитель из IV династии, царствовавший с 2575 по 2551 год до н. э.) именуется «возлюбленным бога Хапи». Для Хапи это уникальное изображение: других подобных ему археологи пока не нашли. Стиль иероглифов только усиливает недоумение исследователей: исходя из начертания, их следует датировать скорее XI династией, а вовсе не IV!

 

Культ Хапи

 

Хотя у Хапи не было собственных святилищ, ему усердно молились все египтяне. Каждый Новый год народ праздновал его возвращение, надеясь на щедрый и спасительный паводок. Если же Хапи не удовлетворял их ожидания, египтяне незамедлительно ему об этом сообщали!

 

Действительно, отношения между народом и божеством Нила были, если можно так выразиться, очень дружескими. Поскольку процветание Египетского царства зависело от Нила и его разлива, Хапи постоянно упоминался в заклинаниях. И больше всего ему молились на Новый год, то есть в первый день подъема воды в реке. В тот самый день, с которого начинался сезон ахет (или сезон паводка).

 

Хапи, или молитвы фараона об изобилии

 

Самым первым свое почтение божеству должен был засвидетельствовать не кто иной, как фараон. Так было заведено с древнейших времен. На одном из расписных барельефов храма Меди- нет-Абу, расположенного неподалеку от Фив, изображен Рамсес III, поклоняющийся Хапи. Фараон стоит перед богом, поднимая руки к небу в молитвенном жесте. Хапи же изображен сидящим, что для его иконографии большая редкость. В руках у него не блюдо с подношениями, а кресты жизни. За фараоном крестьяне жнут хлеб. Эта сцена объясняет нам смысл барельефа: Рамсес просит Хапи вдохнуть жизнь в Египет. Обеспечивая большой разлив Нила и, тем самым, обильный урожай, Хапи помогал фараону сделать царствование поистине величайшим. 

 

Хвалы Хапи в первые дни паводка

 

По-видимому, культ бога Хапи зародился на Биге, небольшом острове, расположенном посреди реки на уровне Первого порога. Здесь, по легенде, был некогда погребен сам Осирис. Отсюда культ Хапи постепенно распространился вдоль всего Нила, проникнув из Верхнего Египта в Нижний. Популярность этого божества способствовала укреплению связей между Обеими Землями.

 

Интересно, что богу наводнения не было посвящено ни одного святилища. Ему поклонялись во всех храмах на берегах Нила. И в этих храмах египтяне соорудили ниломеры: колодцы со шкалой, вырытые на берегу, при помощи которых измеряли уровень воды в реке и определяли вероятные масштабы явления. По случаю начала разлива здесь устраивались настоящие празднества. Как только вода в Ниле поднималась, все египтяне собирались на берегу реки и бросали Хапи всевозможные подношения: еду, зерно, плетеные амулеты в виде маленьких куколок... Тем самым они надеялись завоевать расположение божества и упросить его даровать Египту не разрушительное наводнение, а спасительный паводок.

 

Шестнадцать локтей

 

Уровень воды, достаточный для того, чтобы паводок напитал поля Египта, в каждой провинции был разным. Он отмечен на ниломерах, построенных на берегах реки. В Элефантине, там, где, согласно легенде, Нил выходил на поверхность, «благословенный» паводок соответствовал подъему воды на двадцать шесть локтей. В Эдфу достаточен был паводок в двадцать четыре локтя. А в Мемфисе, судя по всему, хватало и шестнадцати. Вот откуда пошла знаменитая аллегория Нила, которую можно увидеть в музее Ватикана в Риме: лежащий мужчина зрелых лет, держащий в руках колосья и рог изобилия и окруженный шестнадцатью детьми, каждый высотой в один локоть. Это греко-римское изображение египетского Хапи сообщает нам о том, какого паводка египтяне ждали от реки.

 

Бог, которого боялись и которому молились

 

Египтяне боялись Хапи, несмотря на его безобидный и миролюбивый вид.

 

Разлившийся Нил, известный своим своенравием, мог быть очень опасен для простых смертных: «Они трепетали, те, кто видел Хапи, когда его волны бились о берега. Но луга смеялись, берега цвели, дары богов спускались (с небес); люди возносили хвалы, сердца богов ликовали» - так гласят знаменитые «Тексты пирамид», начертанные на сооружениях VI династии фараонов. Неудивительно, что Хапи был богом, приход которого с нетерпением ожидала вся страна от мала до велика. К концу года, предшествующего очередному паводку (июль по древнеегипетскому календарю), земля иссыхала, сожженная жестоким солнцем, которое почти никогда не покидало безоблачные небеса. Тогда египтяне слагали в честь бога особые песнопения: «Гимны Нилу».

 

«Гимны Нилу»

 

Эти гимны, посвященные исключительно Хапи, жрецы и фараон собственной персоной исполняли во всех прибрежных святилищах. Их тексты, как можно догадаться, полны хвалебных выражений. Например: «Хапи, отец богов, [...] пища, питание, еда Египта, оживляющий всех своим ка, на путях твоих - изобилие, на кончиках пальцев - пища, ты, чей приход повергает всех людей в ликование; ты - Единственный, сотворивший самого себя, тот, чьей сущности никто не знает. В день, когда ты выходишь из своей пещеры, веселится каждый. Ты - Владыка рыб, обильный зерном». Однако далеко не все «Гимны Нилу» столь хвалебны, как этот! Некоторые из них содержат настоящие обвинения в адрес божества. Фараоны и жрецы безо всякого стеснения открыто упрекают бога в лени и скупости. Прекрасный пример тому - гимны, сложенные в эпоху Нового царства. Так, в Папирусе Салье II и Папирусе Анастази VII мы находим следующий гимн: «Привет тебе, о Хапи, сошедший на эту землю и пришедший, чтобы даровать жизнь Египту. Ты, скрывающий свое появление в полумраке (своей пещеры) в тот самый день, когда люди воспевают твой приход, волна, которая разливается по фруктовым садам, созданным Ра, чтобы даровать жизнь тем, кто изнемогает от жажды, и которая отказывается напоить пустыню разливом небесных вод. Как только ты спускаешься, влюбленный Геб (земля) приносит тебе свои хлеба. Непри (бог зерна), совершает подношения, Птах (бог ремесленников) открывает свои мастерские. Почему ты бездействуешь тогда, когда миллионы живых существ несчастны? Или же ты ослабел у себя на небесах? Все боги умирают, и вместе с ними люди». Этот текст подчеркивает, что Хапи не раз проявлял скупость и жалел воды. Странные восхваления, не правда ли? Однако поведение божества оправдывает резкие слова в его адрес.

 

Семь коров фараона

 

В Ветхом Завете есть один туманньй эпизод, который полностью проясняется благодаря нашим современным знаниям. В нем говорится, что египетский фараон увидел во сне семь тучных коров и семь тощих коров. Если мы сопоставим этот текст с текстом «голодной» стелы острова Сехель, который приписывают царю Джосеру, вещий сон фараона обретет смысл: семь тучных коров - это семь лет «Благого Нила». Что же до тощих коров, то это, несомненно, аллегория семи лет «Маленького Нила», недостаточно высокого паводка и, следовательно, - голода.

 

Слезы и рыдания...

 

Действительно, Хапи часто оста-вался глух к молитвам, которые возносил египетский народ. От паводка зависело все. И если Нил был «маленьким», то есть его уровень поднимался незначительно, всю страну ждало настоящее бедствие. Об этом свидетельствует так называемая «голодная» стела.

 

Этот памятник, обнаруженный на острове Сехель неподалеку от Элефантины, был установлен жрецами бога Хнума в эпоху Птолемеев. Эти же жрецы приписывают авторство текста знаменитейшему фараону Джосеру, правившему в незапамятные времена. Джосер говорит так: «Я безутешен, потому что Нил в мое время не разливался на протяжении семи долгих лет. Зерно иссякло. Поля иссохли. Все, что служило нам пищей, погибло... Младенец плачет, юноша чахнет, сердце старика изнемогает. Их ноги обессилели. Они скорчились на земле, бездействуя...»

 

И напротив, Хапи могли упрекать в том, что он посылал слишком много воды разом. Это произошло, например, в период правления фараона Осоркона III (882-855 гг. до н. э.): «Вся долина стала похожа на море. Святилища были поглощены волнами. Жители походили на водоплавающих птиц или на ныряльщиков в бурной реке!»

 

Чтобы подобное развитие событий никого не заставало врасплох, египтяне с древнейших времен строили дамбы и рыли каналы. Они по мере сил старались как можно дольше удержать воды реки после того, как она отступала. Но и эта система, несмотря на свое техническое совершенство, все же не могла полностью защитить страну от таких природных бедствий, как разруши-тельное наводнение или страшная засуха. «Маленький» или «большой», обмелевший или выходящий из берегов, Нил оставался Нилом, а Хапи был глух к мольбам! Плутарх пишет, что один фараон по наущению оракула без колебаний принес в жертву собственную дочь, чтобы Хапи сделал Нил «благим». Но история не сообщает, было ли жертвоприношение правителя принято божеством.

 

Вместе с Хапи

 

Для того чтобы спрогнозировать масштабы разлива, египтяне вели наблюдения, высчитывая вероятную высоту следующего паводка и оценивая будущий урожай. Диодор Сицилийский изучал этот вопрос. И вот что он нам рассказывает: «Из-за тревоги, вызванной этими наводнениями, цари пришли к мысли о необходимости сооружении нилоскопа (или ниломера) в Мемфисе, при помощи которого люди могли бы точно измерить высоту паводка Нила; те, кто был занят этим делом, рассылали по всем городам послания, сообщая, на сколько локтей, или пальцев, поднялась река, и когда именно уровень воды начинал понижаться. Оповещенный таким образом о паводке и спаде воды народ освобождался от всякого беспокойства. Каждый мог заранее определить примерную величину урожая благодаря замерам, результаты которых египтяне записывали на протяжении многих лет». Действительно, на так называемом «Палермском» камне указаны (начиная с древнейших времен) данные по каждому паводку Нила, исходя из которых, по-видимому, рассчитывались ежегодные налоги.

 

Новогодняя вода

 

Подъем воды в реке был, как мы уже говорили, началом нового года (который наступал приблизительно 20 июля). Года, полного обещаний, года, который, как надеялся каждый, принесет немало хорошего. Вода разлившегося Нила была илистой и красноватой, но, несмотря на это, словно бы обновляла реку. Поэтому по древнему обряду ее набирали в маленькие «новогодние» сосуды. Вода эта была символом благоденствия для каждой семьи. 



Еще материал по данной теме


Карты таро в мешочке

Карты Таро – это быстрый путь к ответам на волнующие вопросы.

Скандинавские руны (Любовные предсказания)

Гадальные руны «Любви» помогут вам в решении вопросов, касающихся отношений и сердечных дел. 

← все статьи