Фантастическая сторона магической литературы




Фантастическая сторона магической литературы

 

Двадцать лет назад Альфонс Эскирос, издал фантастический роман «Маг». В нем налицо вся романтика того времени. Автор снабдил своего персонажа гаремом мертвых дам, набальзамированных согласно египетским рецептам. Среди действующих лиц имеется медный андроид, который проповедует целомудрие, гермафродит, который влюблен в Луну и имеет постоянную связь с этим светилом. Есть и многое другое, забытое ныне. Альфонс Эскирос, так сказать, основал школу фантастов в магии, будучи ее наиболее интересным представителем. Молодой Анри Делааж, весьма продуктивный писатель и непризнанный чудотворец, сочиняет в стиле не менее удивительном, чем Эскирос, которого считает вдохновителем и учителем.

 

Мы назвали Анри Делаажа непризнанным чудотворцем. И действительно, он сообщил одному нашему общему знакомому, что зимой, во время эпидемии гриппа, надо приходить в его комнату, потому что каждый, кому посчастливилось там быть, излечивался немедленно. Многие наши друзья говорили, что он умеет бывать одновременно в нескольких местах. Как-то раз, покинув редакцию газеты «Отечество», он вдруг вновь оказался там, беседуя с ее издателем Данту. Когда тот, несколько напуганный, ушел домой, Делааж уже ожидал там его прихода.

 

Светские дамы, читавшие его книги, в один голос заверяли, что давно не встречали такой очаровательной литературы. Но свет прекрасного он распространял не только через книги. Мы читали статью, подписанную «Фиорентино», где говорилось, что физическая привлекательность молодого адепта сопоставима или даже превосходит привлекательность ангелов. Как-то раз мы напрямую спросили Делаажа об этом; тот сунул руку в карман, три раза обернулся вокруг своей оси и с улыбкой посмотрел на нас. К счастью, у нас был с собой «Энхиридион» Льва III, оберегающий от колдовства, так что ангельской красоты мы так и не увидели. Однако давайте отнесемся к Анри Делаажу посерьезнее - он ведь безусловно считает себя католиком и искренен в своих выражениях любви и уважения к религии. А ведь религия может сделать человека святым - звание получше, чем «колдун»! Сам Делааж, более чем серьезно относился к вопросам внешней привлекательности. В 1850 году он написал сборник рецептов обретения красоты, позаимствованных, по его собственным заверениям, из Халдейской Магии и герметической философии.

 

Мы поместили одаренного юношу на первое место среди фантастов, пишущих о Магии. Но разделить его с ним должен по праву граф д'Урш, автор преклонных лет, который посвятил всю свою жизнь месмерическим экспериментам. Как женщины в сомнамбулическом состоянии, так и мебель в его доме предавались неистовым пляскам. Мебель ломалась, а женщины, говорят, наоборот, хорошели.

 

Долгое время граф д'Урш был одержим одной навязчивой идеей - он боялся быть заживо погребенным. Он даже написал несколько статей о методах распознавания состояния человека во время болезни. У него было вдоволь поводов для беспокойства, так как его темперамент, состояние нервной системы и бурные эксперименты с хорошенькими сомнамбулами создали предрасположенность к апоплексии. В магнетизме он выступал последователем аббата Фариа, в некромантии держался школы барона де Гульденштуббе. Тот опубликовал работу под названием «Практическая экспериментальная пневматология, или Реальность духов и чудесный феномен их неопосредованного письма». Он сообщает о своем открытии так: «В 1850 году, то есть за три года до начала повального увлечения спиритизмом, автор пытался привить во Франции американскую модель спиритуалистических практик, как, например, систему перестукиваний Рочестера и автоматическое медиумное письмо. Но мы столкнулись с массой проблем, в основном созданных другими месмеристами. Многочисленные сторонники гипотезы магнетического флюидизма и даже те, кто считал себя спиритуальными мистиками, на деле являясь поклонниками сомнамбулизма, все время упрекали американские системы в визионерстве и глупости.

 

Полгода ушло у автора на организацию первого спиритуалистического кружка по американской системе. Это стало в итоге возможным благодаря содействию Рустана, бывшего члена Общества магнетизеров и спиритуалистов, искреннего человека, настоящего полного энтузиаста святого дела спиритизма. Они снеслись и с другими лицами, среди которых был аббат Шатель, учредитель французской церкви. Следуя сильным рационалистическим тенденциям, он закончил тем не менее признанием реальности объективного и сверхъестественного откровения как необходимого условия спиритуализма и всех практических религий. Оставляя в стороне моральную часть вопроса, можно констатировать, что американская методика основана на разнице между позитивным и негативным, или электрическим, магнетическими токами.

 

Круг составлен из двенадцати человек, представляющих пропорционально позитивные и негативные (чувственные) элементы. Это различие не зависит от пола, хотя в принципе женщины негативны и чувственны, а мужчины позитивны и магнетичны. Перед комплектованием круга надо понять интеллектуальные и физические свойства каждого индивидуума, так как даже некоторые хрупкие на вид женщины имеют мужские качества, а брутального типа мужчины оказываются в духовном смысле женщинами. Стол размещается в светлом проветриваемом помещении, где медиум сидит на одном конце, будучи полностью изолирован. Благодаря своим созерцательным способностям он служит проводником для электричества. Как правило, хорошая сомнамбула - обычно и превосходный медиум. Шесть электрических, или негативных, лиц, которые обычно распознаются по их эмоциональным качествам и типу чувственности, размещаются справа от медиума. Самые эмоциональные - непосредственно возле него. Симметрично располагаются и положительные лица. Чтобы образовать цепь, каждый из двенадцати кладет правую руку на стол, а левую - на руку соседа, заключая стол в живое кольцо. Отметим, что медиум или медиумы, если их несколько, полностью изолированы от тех, кто образует цепь.

 

После нескольких сеансов были получены поразительные результаты - такие, как одновременные удары, которые чувствуют все присутствующие в момент волевого обращения к духу. То же самое относится к пресловутым перестукиваниям и другим странным звукам. Многие люди, даже наименее чувствительные, имеют одновременные видения, хотя совсем не впадают в забытье. Чувствительные люди получают самый замечательный дар медиумов - автоматическое письмо. Оно есть результат невидимого воздействия, которое использует инструмент человеческой руки, чтобы выразить его. Наконец, нечувствительные лица ощущают мистическое влияние внешнего ветра. Его эффект не очень силен, хотя и приводит их волосы в движение. Все эти феномены, выявленные посредством американского спиритуализма, имеют недостаток в том, что являются косвенными, ибо не дают возможности полностью исключить вмешательство человеческого существа или медиума. Это относится и к столоверчению, которое захлестнуло Европу в середине 1853 года.

 

Автор наблюдал массу опытов со столами, которые проводил граф д'Урш - один из самых сведущих людей в области Магии и оккультных наук. Избегая малейшего соприкосновения с ними, граф заставлял их двигаться по комнате с большой скоростью. 20 января 1856 года, в присутствии графа д'Урша и графа Цапари, мы услышали, как завибрировали струны фортепиано. Все эти феномены доказывают позитивность действия оккультных сил, не демонстрируя, впрочем, реальное или субстанциональное существование невидимого разума вне нашей воли или воображения. Такой же упрек можно сделать американским спиритуалистам, потому что их общение с миром духов очень незначительно по своему характеру, сводясь в принципе к нескольким видам звуковых вибраций. Фактом является то, что нет прямого феномена, одновременно интеллектуального и материального, не зависящего от нашей воли и воображения, чтобы сравнивать его с непосредственным откликом духов, которые ни заклинались, ни вызывались. Одно только это неопровержимо доказывает реальность потустороннего мира.

 

Автор, постоянно находясь в поисках как умозрительного, так и непосредственно ощутимого доказательства субстанциональной реальности сверхъестественного мира, которое могло бы подтвердить факт бессмертия души, никогда не переставал молить Господа удостоить его таким доказательством, укрепив всеобщую веру в бессмертие, этот базис любой религии. Всевышний, Чья милость безгранична, снизошел к этим молитвам. 1 августа 1856 года автору пришла мысль: не могут ли духи писать без посредничества медиума? Вспоминая чудесное дарование скрижалей Моисею и надпись на стене дворца Валтасара, о которой рассказывается в Книге Даниила, автор сравнил это с новейшими феноменами, которые фиксировались, например, в американском Стратфорде, где странные неразборчивые надписи появлялись на листах бумаги без вмешательства медиумов.

Автор разместил лист чистой почтовой бумаги и остро отточенный карандаш в герметичный ящик, запер его И унес ключ с собой, никому не говоря о своих намерениях. Первые двенадцать дней ничего не происходило, но 13 августа 1856 года на бумаге появились таинственные знаки. Эксперимент в тот же день был повторен десятикратно - каждый раз вкладывался новый лист, и результат неизменно повторялся. На следующий день было проведено двадцать экспериментов.

 

Ящик был оставлен открытым и все время находился под наблюдением. Автор стал свидетелем формирования букв и слов на эстонском языке, но карандаш при этом не двигался. Ввиду этого автор решил отказаться от него и разложил чистые листы бумаги на своем столе, а также на предметах своей домашней обстановки - на пьедесталах древних статуй, на саркофагах и урнах. Также аналогичные эксперименты проводились на различных кладбищах Парижа. Последние оказались не столь удачным местом, так как большинство духов предпочитает находиться там, где они жили на земле, а не у места упокоения своего бренного праха.

 

Мы не будем здесь обсуждать феномен, наблюдавшийся бароном де Гульденштуббе, но хотели бы напомнить, что подобное открытие было сделано до него Лаватером, а акварельный портрет каббалиста Габлидона имеет еще большее значение, чем те несколько строк, которые получил барон. Говоря с позиций науки, мы хотели бы сказать, что серьезным исследователям этого странного феномена очевидно, что полученные им тексты не пришли из другого мира, а были неосознанно сделаны им самим. Хотелось бы объяснить барону, что его эксперименты, столь многократно повторенные, и его интеллектуальное напряжение при их проведении нарушили равновесие его собственного флюидического и астрального тел. Он заставил их реализовать собственные грезы и начертать символы, сформированные из его собственных воспоминаний, - проекцию личного воображения и мыслей. Если вы, барон, погрузитесь в состояние магнетического сна, то увидите собственную руку, простирающуюся, подобно тени при закате солнца, над листом приготовленной бумаги, выводя знаки, которые удивят вас.

Это физическое излучение, который исходит из земли и из вас, сконцентрированное в эластичной флюидической оболочке из квинтэссенции ваших витальных сил. Эта квинтэссенция порождает из света цвет, определяемый вашей подсознательной волей, и на бумаге фиксируются символы, подобно тому как на телах неродившихся детей появляются знаки, фиксирующие воображение их матерей. Сами знаки начертаны вашей же потемневшей и преобразованной кровью. Следует воздержаться от многократного повторения таких экспериментов. Если вы их продолжите, то ваш мозг постепенно ослабеет, а память ухудшится. Вас будет терзать невыразимая боль в конечностях, и потом вы, наконец, умрете - может быть, быстро, но может быть, и долгое время агонизируя в конвульсиях, окончательно сойдя с ума от мучений. Не слишком ли много для барона де Гульденштуббе?

 

Графу д'Уршу мы сказали бы следующее: вы не будете похоронены заживо, но рискуете до срока умереть от тех самых предосторожностей, которые предпринимаете. Пробуждение погребенных заживо может быть скоротечным, но они могут подолгу жить под землей, поддерживаемые Астральным Светом в состоянии ясного сомнамбулизма. Их души привязаны к спящему телу невидимой цепью. Но, если эти души жадны и преступны, они начинают извлекать квинтэссенцию крови из людей, которые спят естественным сном. Они переносят ее в свои собственные тела для сохранения их в тщетной надежде вернуться к жизни. Этот феномен и называется вампиризмом. Его реальность многократно засвидетельствована. Если вас заинтересовала специфика такой магнетической жизни человеческого тела под землей, то прочтите следующее сообщение английского офицера Осборна, честность которого в свое время подтвердил барону Дю Поте генерал Вентура.

 

«6 июня 1838 года скука нашей лагерной жизни была нарушена визитом лица, известного всему Пенджабу. Сикхи очень почитали его за способность пребывать похороненным в земле так долго, как он того пожелает. Достоверность рассказов подтверждали многие уважаемые люди, и потому мы с интересом ждали встречи с ним. Капитан Уэйд, наш агент в Лодране, сказал мне, что сам лично ассистировал при воскресении этого факира после похорон, состоявшихся за несколько месяцев до этого. За процедурой наблюдали генерал Вентура, магараджа и командир сикхов. Капитан Уэйд описал это так. После приготовлений, которые продолжались несколько дней, факир объявил о том, что готов.

Генерал Вентура, магараджа и командующий сикхами собрались у каменной могилы. В их присутствии факир запечатал воском все отверстия своего тела, через которые в него мог бы войти воздух, кроме рта. Затем он снял одежду и облекся в полотняную мешковину. По его просьбе язык его завернули так, чтобы он перекрыл глотку. После этого факир погрузился в летаргию. Мешок с его телом завязали, и магараджа запечатал его личной печатью. Затем его положили в гроб, который забили, также опечатали и опустили в могилу. Могилу засыпали землей, которую засеяли ячменем. У могилы выставили часовых, чтобы они охраняли ее днем и ночь.

 

Несмотря на все эти меры, магараджа все же опасался обмана. За десять месяцев, пока факир оставался под землей, магараджа трижды посещал могилу, ее вскрывали, но холодное безжизненное тело находилось в мешке. Через десять месяцев тело извлекли из могилы. Генерал Вентура и капитан Уэйд вскрыли гроб, сломав печати. Факир не показывал признаков жизни. Чтобы оживить его, один из зрителей осторожно ввел в его рот палец и развернул язык. Макушка факира стала чуть теплой. Тело начали медленно поливать теплой водой, и начали появляться признаки жизни. Через два часа факир встал, стал двигаться и улыбаться.

 

Он рассказал также, что, пребывая под землей, видел замечательные сны, но пробуждение всегда чрезвычайно болезненно, и возвращению сознания предшествует сильнейшее головокружение. Ему было около тридцати лет. Субтильной конституции, с хитроватым выражением лица. Мы долго говорили с ним, и он согласился, чтобы его похоронили в нашем присутствии; условились о встрече в Лахоре, где он обещал нам оставаться под землей в течение всего нашего пребывания в этом городе».

 

Таков рассказ Осборна. Мы не знаем, действительно ли факир повторил свое погребение. Новый эксперимент мог стать решающим. Но вот что произошло. 

 

Через пятнадцать дней после визита факира английские офицеры прибыли в Лахор. Они выбрали место, построили каменную могилу и стали ждать факира. Тот прибыл на следующий день, спеша доказать свою честность. Он сообщил, что необходимые приготовления сделаны, но все в его поведении говорило о беспокойстве и подавленности. Он начал торговаться. В итоге договорились о пятнадцати сотнях рупий аванса и двух тысячах рупий - по воскресении. Удовлетворившись этим, он пожелал ознакомиться с теми предосторожностями, которые предполагалось предпринять. Офицеры показали ему гроб, ключи от склепа и сообщили, что часовыми будут английские солдаты, которые будут стеречь могилу в течение недели. Факир ругался и кричал об иноземцах-скептиках, жаждущих подорвать его репутацию.

Он выразил боязнь того, что на его жизнь будет сделано покушение, оттого не доверяя надзору европейцев. Он потребовал, чтобы дубликаты ключей были вручены одному из его единоверцев, и, наконец, настаивал, чтобы часовые также были индийцы. Офицеры отклонили его условие, последовали переговоры, не давшие результатов. Наконец, факир через одного из сикхов узнал, что магараджа крайне недоволен тем, что он не выполняет свои обещания. Тогда он заявил, что он готов принять условия, хотя и уверен, что единственная цель офицеров состоит в том, чтобы лишить его жизни, и что он никогда не выйдет из могилы. Офицеры ответили, что они разделяют его опасения и, так как не хотят его смерти, освобождают его от своего обещания.

 

Свидетельствуют ли колебания и опасения факира против него? Следует ли из этого, что те, кто ранее удостоверял, что видел своими глазами все, благодаря чему тот прославился, виновны в самообмане или пали жертвами ловкого иллюзиониста? Мы убеждены, что факир неоднократно был погребен в буквальном смысле слова. Ведь, даже допуская, что после похорон он каждый раз как-то сообщался с наземным миром, остается неясным, как он мог оставаться без воздуха между захоронением и тем моментом, когда его помощники приходили ему на помощь. Осборн приводит объяснения английского врача Мак-Грегора из книги «Медицинская топография Лодианы», который ассистировал при одной из эксгумаций, был свидетелем и летаргии факира, и постепенного избавления от нее. Еще один английский офицер, мистер Бойло, описывает подобный же случай из собственной практики. К этим источникам мы и отсылаем читателя за подробностями.

 

Есть масса рассказов об эксгумации вампиров. Во всех случаях тело оказывалось в прекрасном состоянии, но при этом кровь из него сочилась, волосы росли ненормальным образом и пучками торчали из щелей гроба. Признаков жизни в дыхательной системе не было, чего нельзя сказать о сердце, которое становилось скорее растительным, чем животным органом. Все знают, что, для того чтобы убить вампира, надо проткнуть его грудь колом, после чего страшный крик покажет, что тот пробудился на мгновение в момент действительной смерти. Чтобы умертвить чудовище наверняка, могилу надо проткнуть шпагами, так как чары Астрального Света разрушаются воздействием металлических тел, которые притягивают его к общему центру и оттуда рассеивают его сгущенные пучки. Для успокоения особо впечатлительных читателей добавим, что случаи вампиризма очень редки и никто здравый умом и телом не станет их жертвой, если только он или она не были как-то связаны с этими созданиями в течение их жизни. Эта связь могла возникнуть в ходе соучастия в преступлении или в патологической страсти.

 

Вот какую историю о вампирах приводит Турнфор в своем «Путешествии в Леван».

«На острове Микона мы видели любопытную сцену - возвращения умершего после погребения. В Северной Европе тех, кто возвращается таким образом, называют вампирами. В данном случае это был некий крестьянин из Миконы, по жизни мрачный и сварливый. Его убили в поле, никто не знал за что и кто. Через два дня после похорон на городском центральном кладбище пошли слухи, что по ночам видели, как он ходит, врывается в дома, переворачивает мебель, выключает свет, хватает людей и т. д. Сначала над этими слухами смеялись, но затем стали поступать свидетельства и от солидных людей, даже священников.

Его стали поминать в общих молитвах, но это не помогло. После нескольких встреч городского руководства с духовенством было решено подождать, пока не пройдет девять дней с момента погребения. На десятый день в церкви, где крестьянина отпевали, отслужили особую мессу для изгнания демона, вселившегося в тело. По окончании мессы тело эксгумировали и из него извлекли сердце. Следовало воскурить фимиам, чтобы перебить зловоние, но вместо этого получилось еще хуже. Некоторые из свидетелей утверждали, что тело было теплым, когда его откопали; было решено, что несчастный не мертв до конца, вернее, что дьявол сумел пробудить его к жизни - по рядам пронеслось слово «вампир».

 

Мы стали опровергать слухи о том, что труп был не окоченевшим, а нагрелся от дыма. Несмотря на наши доводы, было решено сжечь извлеченное из груди сердце, но и после этого враждебность к умершему не улеглась. Его обвиняли в ночных нападениях на людей, в выламывании окон и дверей, срывании занавесок и опустошении запасов еды и питья. Похоже, он успел побывать в каждом доме; целыми семьями люди покидали на ночь свои дома и ночевали на околице. Но и там они подвергались нападениям, так что некоторые ушли еще дальше в поле. Наконец было решено, что ошибка во времени служения мессы - ее надо было отслужить после удаления сердца, а не до него. А так дьявол успел улизнуть, чтобы потом вернуться. Легче от таких соображений не стало. Собрания сменялись собраниями, священники ходили по домам, опрыскивая все вокруг святой водой, - ею залили даже рот несчастного вампира.

 

Мы ничего не говорили, молча наблюдая за происходящим. Что тут было делать? Однако в конце концов мы донесли до городского головы мысль о том, что неплохо бы выставить караулы по городу. Так и сделали, и в ту же ночь были арестованы несколько бродяг, беспредельничавших, пользуясь неразберихой. Они позже признались, что это их рук дело - опустошение сосудов с вином в брошенных домах. Горожане же, воткнув в могилу бесчисленное множество мечей, вернулись к молитве. Бывший там албанец отметил, что зря христиане используют для такого дела мечи, крестообразная форма которых не дает теперь демону покинуть тело, и лучше было бы взять турецкие сабли. Попробовали - опять не помогло, горожане уже не знали, какому святому молиться, - многие уже собирались покинуть город - и наконец единогласно решили сжечь все тело целиком.

И вот тело вампира вынесли на островной мыс, где развели огромный костер из горящей смолы, ибо решили, что даже сухое дерево тут не справится. Остатки злополучного тела бросили в этот костер 1 января 1701 года. С тех пор жалобы на действия вампира прекратились».

 

Интересно, что автор признает реальность всего увиденного. Он не отрицает ни гибкости тела, ни того, что оно было теплым, пытается лишь как-то объяснить эти феномены.

 

Но мы отошли от темы фантастики в Магии. Оставим вампиров и скажем несколько слов о картоманте Эдмоне. Это любимец дам в квартале Нотр-Дам-де-Лоретт, обосновавшийся в изысканных апартаментах на улице Фонтен-Сен-Жорж, 30. Его вестибюль всегда полон клиентами обоих полов. Эдмон - высокий, несколько полноватый, бледный, с открытым лицом и приятным голосом. Кажется, он сам верит в свое искусство и добросовестно использует методы Эттейлы и Ленорман. Он учтиво и благожелательно рассказал, что с детства интересуется оккультными науками, очень рано начал заниматься гаданием, знаком с секретами трансцендентальной философии и что совсем не владеет Соломоновой Каббалой. Он сообщил, что весьма чувствителен и контакт с клиентами переживает очень остро, почти физически сопереживая их судьбе.

 

Я, кажется, слышу звон цепей тех, кто обречен на эшафот, крики и стоны тех, кто умрет насильственной смертью. Звуки и запахи атакуют и почти душат меня. Однажды в присутствии некой дамы в черной вуали я содрогнулся от отвратительного запаха гнилой соломы и свежей крови.

«Мадам, - закричал я, - оставьте меня, я окружен атмосферой крови и тюрьмы!» - «Вы правы, - ответила она, подняв вуаль и открыв свое бледное лицо. - Я была осуждена за детоубийство и только что вышла из тюрьмы. Поскольку вы знаете мое прошлое, расскажите мне мое будущее».

 

Один из наших друзей - каббалистов, неизвестный Эдмону, как-то пришел к нему под видом обычного клиента. Тот вернул ему деньги.

Мне нечего сказать вам, - объяснил он. - Ваша судьба закрыта от меня ключом оккультизма. Все, что я могу сказать, вы уже знаете так же хорошо, как и я. - И он проводил его с поклонами.

 

Эдмон также занимается астрологией, составляя гороскопы за умеренную плату. Одним словом, он берется почти за все, сколь бы утомительным и лишенным очарования это ни было. Сколько расстроенных умов и больных сердец он видит постоянно! Глупые требования одних, несправедливые претензии других, тяжкие признания, просьбы о любовных напитках, навязчивые идеи - все это делает его заработок весьма тяжким. Резюмируя, отметим, что Эдмон - сомнамбула. Он магнетизирует сам себя посредством карт и изображенных на них демонических фигур. Он всегда одевается в черное и дает свои консультации в кабинете с черными стенами - пророк Таинственного.



Еще материал по данной теме


← все статьи